Быть ничем. Действие III. Побег

                В Советском Союзе за 1938 г. было
                репрессировано 1.352.319 человек.
                Из них 600.000 расстреляно.
                Это было сообщено на пресс-конференции
                в КГБ народным депутатам.
                23.03.1990 г.






Голос диктора передаёт последние известия: «В ночь с 27 на 28 августа вблизи Покровской тюрьмы взорвалась машина с кислородными баллонами. В результате обрушения части здания из тюрьмы бежала группа особо опасных заключённых...»
Голос затихает, поднимается занавес. На сцене в сумерках редкий хвойный лес, на заднем плане болото. Уставшие от бега люди лежат.

ТОРМОЗОВ. Ну, ищи ветра в поле.
СТУДЕНТ (ищет глазами Южанина, тяжело дышит). А куда этот? С теплой фамилией?
СТАРИК. Пхаво за вами, дхузья, тхудно угнаться. Благо охотник я завзятый был.
ЛЫСЫЙ. Чу, ребята, вроде как с нами и бабы.
ТОРМОЗОВ. Поди ты, а я всё думал, парнишки. (Все смотрят на девушек. Они одеты по-мужски.)
РЯБИНИН. Смотри-ка, в самом деле.
СТУДЕНТ. Ребята, а где этот пожилой дядька?

Голос автора:
Южанин остался в разрушенной камере. Он думал, что всё это нарочно разыграно комендатурой. Капитан застал его одного и с досадой влепил ему хорошую оплеуху. Через месяц Южанина выпустили.

РЫЖАЯ. Как стена у нас грохнулась, так все врассыпную, кто куда.
БЛОНДИНКА. А мы за вами сразу. Видим там...
ЛЫСЫЙ. Подумать только. За мной такие красавицы бегут уже с полночи, а я сейчас только узнаю.
ТОРМОЗОВ (Старику). Кажется, Южанин остался. (Обращаясь ко всем.) Видите, там, за болотом, холм? Вот за него нам и надо. И побыстрее. А лясы-балясы потом.
СТУДЕНТ. Да, здесь след легко потеряется. Хотя здесь... (Тормозову.) А вы неплохо эту местность знаете. Чувствуется.
ТОРМОЗОВ. Раньше бывал я здесь частенько. (Рябинину.) Ты расслабься, отдохни. Тебе и так тяжело. Гады. Издеваться они могут.
РЯБИНИН (глубоко вздыхает). Какой воздух! Не могу. Устал.
СТАРИК. Мне тоже тхудновато. Навехное, чехез это болотище не смогу.
ТОРМОЗОВ (встаёт). Надо, понимаете, так надо!
ЛЫСЫЙ. Вон до того бугра если допрём, считай, улизнули. Да и не такое уж это страшное болото. Тут и воды почти нет.
СТАРИК. Дхузья, смотхите, тут бхусники навалом. (Рвёт ягоду, остальные тоже начинают рвать.)
ТОРМОЗОВ. Вкусно.
СТУДЕНТ.  Засиживаться опасно.
ТОРМОЗОВ. Ах, вкусно. Надо минут через десять. Обязательно. Как же.
РЯБИНИН. Устал, сам чувствую.
ЛЫСЫЙ. Вкусна, но мелкая.
БЛОНДИНКА. Тише товарищи. Кажется, собака где-то. (Все замирают, прислушиваются.)
СТУДЕНТ. Да какие собаки! Хотя с заставы, может?
РЫЖАЯ. У неё слух – во! (Снова все прислушиваются.)
ТОРМОЗОВ. Через болото, ребята. Они не подумают, что мы сюда. Подъём, живей, живей.
СТАРИК. Ох, хебятушки, тяжело. В мои ли годы. Кто бы подумал, по лесам да по болотам. Да неведомо куда.
ТОРМОЗОВ. Не раскисать, ребятки, живее.

(Все поднимаются, и снова в путь. Старик медленно отходит от группы и идёт в сторону леса. Это замечает Блондинка).

БЛОНДИНКА (ко всем). А куда дедушка?.. Он не с нами? (Кричит Старику.) Вы куда?

Все оглядываются и смотрят в сторону Старика. Старик идёт, не оглядываясь, и вскоре исчезает за кустами.

ТОРМОЗОВ. Оставьте его. Может это и к лучшему.
ЛЫСЫЙ. Так это же и есть свобода. Кто хочет, тот и сворачивает.
СТУДЕНТ. Это уже анархия. Мы должны держаться вместе. Этот старик наведёт на след.
ЛЫСЫЙ. Это потом звёзды покажут, чей путь лучше. (Группа двигается к болоту.)

Голос автора:
Арбузов сбил с пути преследователей. Он не знал, что они два дня потеряли на него. Он был схвачен. Отсидел три года за побег и освободился.

ТОРМОЗОВ (Рябинину). Ты поближе ко мне, Я помогу.
СТУДЕНТ. Давай, давай вместе. Так сподручнее будет.
РЫЖАЯ (падает). Ой! Кочки под ногами.
ЛЫСЫЙ. Понятное дело. Природа. (Подает ей руку).
БЛОНДИНКА (взвизгивает). Здесь лягушки. А-а-а!
СТУДЕНТ. Вы что, первый раз в лесу? Это жабы.
ТОРМОЗОВ. Не орите. Тише. Вот базар, а?! Граница рядом. Тут всякое может случиться!
БЛОНДИНКА (Тормозову). Я за вами следом пойду.
ТОРМОЗОВ. Валяй следом.

Все идут, Рябинина поддерживают Тормозов и Студент.
РЯБИНИН (Тормозову). Павел, ты что, всех нас хочешь на ту сторону?
ТОРМОЗОВ. Мы уже в приграничной зоне.
СТУДЕНТ. Можем нарваться на солдат.
ЛЫСЫЙ. За кордон, ребя. За кордон. Не хрен тут. (Тормозову.) Ты покажи, куда. Только бы отсюда сгинуть.
ТОРМОЗОВ (останавливается, показывает рукой на виднеющийся вдали холм. Все останавливаются). Вон тот холм — это уже не наша земля.

Все, кроме Студента, смотрят с надеждой на холм.

РЯБИНИН (улыбаясь). Не наша! Не наша, а я радуюсь. Как это печально! А?!
ЛЫСЫЙ. Кому печально, тот может сесть на кочку. И сиди себе печалься, пока не снимут. Только мне кажется, всего тебя они не возьмут теперь. Так голову отвинтят, чтоб сподручнее было нести. А кочку и тебя оставят.
ТОРМОЗОВ. Нет, ребята, нас порешат на месте. Здесь такие гиблые места, что никто ничего и никогда не узнает, если нас того.
РЫЖАЯ (Блондинке). Как же мы там?! Мамочка моя! Куда я теперь? Куда? Я не хочу туда. Зачем мне туда?
ТОРМОЗОВ. Вперёд, только вперёд.

Все торопливо идут, снова дружно и быстро, говорят, дышат прерывисто.

БЛОНДИНКА. У меня уже ноги мокрые.
РЯБИНИН. Потерпите. Надо выдержать.
ЛЫСЫЙ. Лучше с мокрыми ногами на свободе, чем с сухими в тюрьме.
СТУДЕНТ  (Лысому). Да это верно. Лучше с сухими да на свободе.
ТОРМОЗОВ (Блондинке). Руку, пожалуйста. Держитесь покрепче.
ЛЫСЫЙ (Рыжухе). Какая ты ловкая! В цирке, что ли, работала?
РЫЖАЯ. Спорт. Было дело.
ЛЫСЫЙ. Влипла, видать, тоже понапрасну.
РЫЖАЯ. А тут все невиновные. Это я уже поняла. И Вы тоже, не сомневаюсь.
ЛЫСЫЙ. Это ты верно. Глаз у тебя добрый. Так и было всё. Как ты угадала, а?! Молодец!
БЛОНДИНКА. Тарахтит что-то.
ТОРМОЗОВ. Замолкла. Тихо.

Все замирают, слышно только дыхание.

БЛОНДИНКА. Слышу вертолёт. Точно.

Все вслушиваются.

СТУДЕНТ. Это серьезно.
ЛЫСЫЙ (Студенту). Да тихо ты. Дышишь, как жеребец на водопое.

Все замирают.

РЯБИНИН (шепотом). Я слышу. Он — вертолёт.

Через минуту шум слышен всем.

ТОРМОЗОВ (ко всем). Ложись в траву.
ЛЫСЫЙ. Прячься между кочек.
СТУДЕНТ. Врассыпную, ребята.(Все припадают к земле.)

РЯБИНИН (вырывается, бежит и кричит). Сволочи! Всё у них, и пистолеты, и вертолёты. Сво-ло-чи! Сво-ло-чи!
ТОРМОЗОВ (громко кричит). Падай, Рябинин, падай! Подведёт всех.
СТУДЕНТ. Плох парень совсем. Сдаёт. (Вскоре Рябинин падает, слышно, как он стонет.)
ЛЫСЫЙ. Гриб перед самым носом. Эй, Студент, что за гриб?! Коричневый с бугорком.
СТУДЕНТ. Съедобный, в свежем виде. Ешь. (Тарахтение вертолета слышится уже отчётливо.)
ТОРМОЗОВ. Нам повезло. Видимость не та ещё.
ЛЫСЫЙ. Везёт нам. Везёт.
БЛОНДИНКА. Кто-то среди нас счастливый.
ЛЫСЫЙ. Не кто-то, а сразу двое.
СТУДЕНТ. И кто ж?
ЛЫСЫЙ. Тормоз и я. Ха-ха-ха. Остальные...

Неожиданно невдалеке показывается вертолёт. Все замирают и смотрят на него. Лопасти громко бьют по воздуху среди лесной тишины.

СТУДЕНТ. Это пограничный. Заметит — будет стрелять.
РЫЖУХА (жалобно). Зачем мы с вами связались?
БЛОНДИНКА. Погибнем.
ТОРМОЗОВ (ко всем). Не шевелись. Замри. Замри.
СТУДЕНТ (к Лысому). Спрячь свой булыжник. Сверху лысину заметят.
ЛЫСЫЙ. Ты, молодой и нахрапистый. Смотри, салага.
СТУДЕНТ. Я серьезно говорю. Заметят. Летал, было дело. Всё видно.
ЛЫСЫЙ (медленно прячет голову между кочек). Если сейчас жаба сядет мне на голову, я могу и выпрыгнуть.

Вертолет пролетает в стороне, и шум его становится слабее, а потом и вовсе стихает.

ТОРМОЗОВ. Ребята, подъём.
СТУДЕНТ. Подъём.
ЛЫСЫЙ. Фу. (Плюётся.) Пить хочу.

Девушки всхлипывают, прижавшись друг к другу.

РЯБИНИН. Друзья, мне тяжело. Я всё чаще срываюсь. Извините, чуть всех не подвёл. Нервы. Устал.
РЫЖАЯ. Может он снова прилетит, а?
БЛОНДИНКА. А вдруг обнаружит?
РЫЖАЯ. Я видела по телевизору, как с вертолёта волков стреляют. Так жалко.
ЛЫСЫЙ. Я тоже видел этот фильм. И, помню, подумал: «Ну, Веня, это у тебя еще впереди». И точно, вот оно. Сбылось.
СТУДЕНТ. Рецидивистам свойственна высокая интуитивность.
ЛЫСЫЙ. Не раздражай. Молодой, не трогаю тебя только ради экономии сил.
ТОРМОЗОВ (пьёт невдалеке из болотца). А-аа. Вода холодненькая. Девчата, попейте водички.
СТУДЕНТ (помогает Рябинину встать). Ничего, крепись, мы тебя не оставим. Мы, как альпинисты, одной верёвкой связаны.
РЯБИНИН. Как мне это всё надоело. Тело ноет. Он же меня, гад этот, избил крепко. Пить подайте. Пить.
ТОРМОЗОВ. Несу. Уже несу.

Подбегает, в ладонях у него вода. Рябинин пьёт. Студент тоже бежит за водой.

РЯБИНИН. Спасибо, братцы. (Снова пьёт.) Спасибо, друзья.
ЛЫСЫЙ (Блондинке). Так вот я и говорю, тут два счастливчика. Тормоз да я. А остальным, видимо, и бежать не стоило. Ну, что вы-то, бабоньки? Вас через дня два выпустили бы и так. А вы ещё за кордон несётесь. Так ведь можно и накрутить себе срок. Пытались перейти? Пытались. Вот тебе пять лет и готово.
БЛОНДИНКА. А и правду вы говорите.
РЫЖАЯ. Мы только листовки помогали расклеивать.
ТОРМОЗОВ. Молодцы, девчата. Это нужное дело, важное, революционное.
СТУДЕНТ. Смелые вы девчата. Но время сейчас лихое. И за листовки дадут крепко.
БЛОНДИНКА. Нет, я больше никогда, никогда. Зачем мне это, зачем? Что я зверь какой что ли? Охотятся с вертолёта. Нет, нет. И с вами тоже нет.
ЛЫСЫЙ. Ну, девчата! Думали, что мы побежали на дачу к дедушкам и бабушкам? Вы уж лучше не путайтесь под ногами.
ТОРМОЗОВ (Рыжей и Блондинке). Вы должны хорошо подумать, Впереди будет настоящее болото. Может, Вениамин и прав. И кто знает, засечёт ли нас вертолёт? А если погибнете? Есть ли у вас такая необходимость, чтобы за границу, рискуя жизнью?.. У меня нет другого выхода. Они слишком хорошо знают меня, Знают, чем я занимаюсь. Вы отважные и смелые девушки, но подумайте.
РЫЖАЯ. Спасибо вам за эти слова.
БЛОНДИНКА. Спасибо.
РЫЖАЯ. Вы правы, наверное.
БЛОНДИНКА. А куда мы одни? Куда нам идти?
ТОРМОЗОВ. Идите так, чтобы солнце было всё время справа, выйдете на дорогу через два-три часа. Дождётесь темноты, проголосуете. Доберётесь до города. Знакомые, родные есть?
БЛОНДИНКА. Да. Мама.
ТОРМОЗОВ. Нас не видели. Не слышали. Ясно? К маме сразу не вваливайтесь.
РЫЖАЯ. Могли бы это не говорить. И так понятно.
ЛЫСЫЙ (Блондинке). Послушай, дорогуша. Какая же ты красивая. Дай я тебя поцелую в первый и последний раз. (Подходит, крепко обнимает и целует.) Извини, не побрился. Эх, судьба-злодейка, издевается надо мной. Прощайте, девчата. Не поминайте лихом. (Все прощаются с девушками и двигаются дальше. Девушки стоят, обнявшись и машут руками.)

Голос автора:
Они благополучно доберутся до города, а затем исчезнут незаметно из него к своим родственникам в деревню. И никогда больше в своей жизни они не будут расклеивать листовки. Их революционная деятельность на этом закончилась. И никогда они не встретят своих товарищей по бегству.

СТУДЕНТ. Кисейные барышни.
ЛЫСЫЙ. Красива молодка. Эх, не судьба...
ТОРМОЗОВ. В путь ребята. И так задержка.
РЯБИНИН. Я вам только помеха. Может не надо со мной...
ТОРМОЗОВ. Нет, нет. Мы не должны оставлять тебя. Ты не дойдёшь. А фингалы? Сразу сцапают. На той стороне тебя живо на ноги поставят. Там у меня друзей...
ЛЫСЫЙ (Студенту). А ты, волонтёр революции?
СТУДЕНТ. Что я?! У меня давно всё решено. Я так быстро не сдаюсь.
ЛЫСЫЙ (Студенту). На вид худоват, а жилистый.
СТУДЕНТ. Нам иначе никак. Цель! Если её имеешь, всё перешибёшь.
ТОРМОЗОВ. Это ты верно.
СТУДЕНТ. Цель, она как звезда сияет, идёшь уставший, поникший, а как поднимешь голову, взглянешь и откуда силы берутся!
ЛЫСЫЙ. Ну, это нам не понять. Вперёд, ребята. Смотри, тут уже под ногами хлюпает. И так зябко, так еще и водичка холодная. Тьфу.

Все идут. Тормозов поддерживает Рябинина. Лысый ещё раз оглядывается и смотрит в сторону девушек.

ТОРМОЗОВ (Лысому). Вода! Большому кораблю — большое плавание.
ЛЫСЫЙ. Нас тут целая флотилия.
ТОРМОЗОВ. Веток надо наломать. Там уж совсем ни одного деревца. (Лысый и Студент наламывают веток).
ТОРМОЗОВ (Рябинину). Горишь ты весь. Температура явно.
РЯБИНИН. Ничего, пока держусь. Паша, сколько нам еще двигаться?
ТОРМОЗОВ. Надо выжать из себя всё, что осталось. Тогда можно и перекур сделать. Надо ещё углубиться в болото. Тут ещё могут сцапать. Потом будет время, и носилки кое-какие сделаем.
ЛЫСЫЙ. Тормоз, дай я парню помогу. Дуй впереди. Ищи тропку.
ТОРМОЗОВ (вздыхает). Хоть и говорят: не спросясь броду, не суйся в воду. Да не у кого спрашивать. (Шагает вперёд.)
СТУДЕНТ (Тормозову). Ты палкой нащупывай.
ТОРМОЗОВ. Пока и так сойдет.
ЛЫСЫЙ. Вот у меня всегда так. Только встречу интересную девку, как уж и расставаться надо.
РЯБИНИН. Видно, судьба у тебя такая.
ЛЫСЫЙ. Да, она у меня вся пластырем заклеенная. А живучая. Я не в обиде на неё. Она, судьба моя, знает, он выдержит. Потому и досталась мне. Скажет — с этим парнем я еще протяну. И вот нет-нет да подкидывает мне удачу. Мне уже казалось, хана, ан вон как обернулось.
ТОРМОЗОВ. Ребята, не отставать. Иди по моим следам.
СТУДЕНТ. Гляньте. Утки. (Все останавливаются. Смотрят в небо.)
ТОРМОЗОВ. Скоро улетят далеко-далеко отсюда. Пристроиться бы к ним и крылышками мах, мах, мах.
ЛЫСЫЙ. Эх, бабахнуть бы одну хотя бы. Жрать охота.
ТОРМОЗОВ. Пошли, хорош. Пошли. (Все идут.)
СТУДЕНТ (Лысому) Дай заменю тебя.
ЛЫСЫЙ. Повремени молодой. Я без нагрузки озяб.
РЯБИНИН. Друзья, до бугра скоро дойдём. Заметно ближе стало.

Вдруг невдалеке раздаётся несколько выстрелов, один за другим. Все останавливаются и переглядываются. Затем приседают и замирают.

ЛЫСЫЙ (шепотом). Патруль, что ли?
СТУДЕНТ. Стреляют из ружья. Кажется двое.
ТОРМОЗОВ. Охотники.
ЛЫСЫЙ. Тогда проще.
ТОРМОЗОВ. Они здесь, в погранзоне, потомственные жандармы. Чуть что – сразу... Служат на совесть. Каждый третий – стукач.
РЯБИНИН. Нам нельзя ждать. Что-то надо придумать.
ТОРМОЗОВ. Кажется, они где-то впереди?
ЛЫСЫЙ. По-моему, так. Вон за теми сосенками.
ТОРМОЗОВ. Надо их приманить сюда.
РЯБИНИН. Давай я буду кричать, стонать. Вроде как подраненный контрабандист. А вы спрячьтесь.
ЛЫСЫЙ. Так у них и пожрать найдётся. Выпотрошим.
СТУДЕНТ. Они могут и не пойти к нам.
ТОРМОЗОВ (Рябинину). Пойдут. Это служаки. Ты ложись вон туда. Я тут вроде как убитый.
ЛЫСЫЙ. Посуше выбери место.
ТОРМОЗОВ. Ребята, мы вас тут закроем ветками, травой и одеждой. Как только они поближе подойдут и займутся нами, вы на них и нападайте. Тут нужно быстро сработать. У них ружья.
ЛЫСЫЙ. Паша, будет сделано.

Лысый и Студент прячутся в кочках, Тормозов прикрывает их ветками, травой.

ТОРМОЗОВ (к Рябинину). Кричи жалобно, со стоном.
РЯБИНИН. А-а-а! На по-мощь! Люю-диии! А-а-а-а! (Снова раздаются выстрелы. Рябинин кричит.)
ЛЫСЫЙ (шёпотом). Кажется, у них собака.
СТУДЕНТ. Она нашу хитрость быстро раскроет.
ТОРМОЗОВ. Ну, пусть лает. Что она тебя, съест, что ли? А ты сиди и жди. Вон у неё сразу четыре объекта. Она на кого-то одного как допадётся, так и будет лаять.
ЛЫСЫЙ. Ладно. Палка под рукой.

Рябинин громко стонет, зовёт на помощь. Через некоторое время слышится лай собаки. Появляются двое охотников, мужчина и паренёк. Они останавливаются невдалеке.

МУЖЧИНА (к собаке). Чарли, ищи.

Собака подбегает к лежащим Рябинину и Тормозову и лает. Рябинин стонет.

МУЖЧИНА (к собаке). Чарли ко мне. Чарли, фу. Ко мне. (Собака подходит к хозяину.)
МУЖЧИНА — (к парню) Вася, дай-ка кусочек газеты и гильзу. Так отошлём Чарли домой. Видишь, тут люди, Пусть сбегает, передаст записочку. Смотри, что тут творится.
ВАСЯ. Батя, ты напиши: двое раненых. А может, и убитые. Смотри, тот без движения.
МУЖЧИНА (заканчивает писать. Закрепляет гильзу за ошейник собаки). Чарли, домой! Домой, Чарли. Пошёл, пошёл домой. (Чарли нехотя убегает.)
ВАСЯ. Батянька, я пойду поближе. Он же стонет.
МУЖЧИНА. Стой здесь. Это мне не впервой. Я сам. (Подходит к Рябинину).
РЯБИНИН. Смотри, батя, как меня бандиты...
МУЖЧИНА. Этот, что ли? (Показывает на неподвижного Тормозова)
РЯБИНИН. Он, гад. Он.
МУЖЧИНА — Что же вы не поделили? (Сыну) Васёк, давай сюда. Тут дело ясное. (Рябинину.) Сколько вас тут? Следов вроде как больше. Контрабанда.
ВАСЯ. Батька, а вон тряпьём и товар прикрыт.
МУЖЧИНА. Глянь, сынок. Снова, наверное, наркотики. Травят наш народ, сволочи. А потом: «Помогите, на помощь!» Будь моя воля, так я бы вас на месте…

В тот момент, когда парнишка подходил к «тряпью» и веткам, Рябинин вдруг неожиданно громко стонет. И оба охотника оглядываются на него.

ЛЫСЫЙ (выскакивает из-под веток и хватает парнишку). Ах ты, шпанец.
ТОРМОЗОВ (быстро встаёт и накидывается на мужика, но тот ловко откидывает худого беглеца). Увернулся, ребя.
ЛЫСЫЙ (прикрывается парнем. Он держит его одной рукой за горло, в другой руке у него ружьё). Мужик, не хулигань. Бросай пушку.
Мужчина. (раздумывает). А если не брошу? (Озирается на Рябинина и Тормозова.)
ЛЫСЫЙ. Пожалей сына.
ВАСЯ. (жалобно) Папа, беги на заставу.
ЛЫСЫЙ. Прибью пацана, бросай падла. Ну, живо.
Мужчина. Я твоих дружков щёлкну.
ЛЫСЫЙ. Пацану жить да жить еще.
ВАСЯ. Папа, беги, беги.
МУЖЧИНА (с досадой бросает ружьё). Твоя взяла.

Студент выскакивает и сильным ударом сбивает мужика с ног.

ЛЫСЫЙ. Поздновато, но молодец волонтёр.
МУЖЧИНА. Негодяи! Далеко не уйдёте!
ТОРМОЗОВ. Вяжите их. И быстрее отсюда.
ЛЫСЫЙ (к мужику). Сапоги у тебя отменные. (Снимает с мужика.)
Василёк, свои сними сам и отдай вот этому дяде. (Показывает на Рябинина.)
СТУДЕНТ. О, рюкзак полный.
ЛЫСЫЙ. Не успели пообедать? Ну, ничего. Мы за вас. Уточки тоже пригодятся. (Снимает несколько уток с поясов охотников.)
МУЖЧИНА. Бандиты. С Покровской, видно, драпанули.
СТУДЕНТ. С неё, дорогой, с неё.
ТОРМОЗОВ (Студенту). Меньше болтай.
ВАСЯ. Батя, погранзастава, наверное, уже по тревоге, а?
МУЖЧИНА. Куда вы прёте? Вас же...
ЛЫСЫЙ. Молчи, жертва, а то ненароком…

Беглецы, прихватив ружья и припасы быстро уходят дальше, оставляя двух связанных охотников.

РЯБИНИН. Друзья, вот и я пригодился. А то всё в обузу.
ТОРМОЗОВ. Молодец. Все хорошо сработали. Я, пожалуй, промашку и дал.
ЛЫСЫЙ. Коренастый мужик.
РЯБИНИН. Отъевшийся и отоспавшийся.
ЛЫСЫЙ (Студенту). А ловко у тебя получилось. Вырубил его.
СТУДЕНТ. Боксом когда-то занимался.
ТОРМОЗОВ. Молодец, Вениамин! Молодцы, ребята!
ЛЫСЫЙ. Ножкам моим благодать. Сапожки непромокаемы! Ааа, каково!
РЯБИНИН. Сухо ногам! Ах, какая благодать! Ха-ха-ха!
ТОРМОЗОВ. Тише. Сейчас надо быть еще осторожнее. Перекуров не будем делать.
СТУДЕНТ. Пожуём на ходу. (Достаёт из рюкзака провиант и раздаёт всем по очереди, догоняя то одного, то другого.)
РЯБИНИН. Конец необъявленной голодовке.
ЛЫСЫЙ (жуёт). Вкусно как.
ТОРМОЗОВ (жуёт). Настоящая пища.
СТУДЕНТ (Тормозову). Послушай, Паша, куда ты нас ведёшь?
ТОРМОЗОВ. Товарищи, там у меня есть настоящие, проверенные друзья. Мы с ними вот так же, как с вами, прошли через испытания. Скоро, скоро, ребята. Веселее, чувствую, выходим из окружения.

Группа заметно оживляется и быстрее движется.

РЯБИНИН. Друзья! Это моё первое революционное испытание. Спасибо тебе, Павел, что ты есть среди нас. Такие люди, как ты, всё могут.
СТУДЕНТ. Такие нужны революции. За такими мы и пойдём.
ЛЫСЫЙ. Ребята, вы говорите на непонятном языке.
ТОРМОЗОВ. Странный ты, Венька. Недурной парень, а в нашем деле не смыслишь.
ЛЫСЫЙ. А какое дело-то? Делов-то никаких и не видать. Так, бардельеро одно.
СТУДЕНТ. Увидишь, браток. Подожди ещё.
ЛЫСЫЙ (Студенту). Дай запить. Что там у них в закромах.
СТУДЕНТ. Бери, по два глотка каждому.
ТОРМОЗОВ. Эх, Венька! Ты знаешь, какая жизнь откроется после революции? Простой рабочий сам будет хозяином в своей стране. Ты вдумайся только. Слыхал о таких словах: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем!»
СТУДЕНТ. Паша, так это же совсем старая песня.
ЛЫСЫЙ. Сейчас такие не поют.

Голос автора:
Погоня опоздает. Беглецы перейдут через границу без приключений! Их примут революционеры, друзья Тормозова. Студенту (провокатору) удастся внедриться в эту группу и выдать их всех охранке. За что он будет награждён орденом и повышен в звании. Тормозову чудом удастся избежать ареста. Лысый за границей исчезнет из виду. И никто о нём ничего никогда не услышит. Рябинин будет взят охранкой вместе со всеми, кого знал Студент. Отсидит три года и больше не будет заниматься революционной деятельностью.

12.10.1985 г.


Рецензии