Проза и поэзия

 Многие авторы Стихиры наряду со стихами пишут также прозу, и наоборот авторы Прозы.ру пишут стихи.  Надо сказать, что очень редко у кого обе эти ипостаси удаются одинаково хорошо. В этой связи возможно будут интересны следующие мои наблюдения.
   Когда-то я почти одновременно прочитал Вл. Солоухина "Мать-мачеха" и Вл. Тендрякова "Свидание с Нефертити". Солоухин главным образом поэт, Тендряков - прозаик. Я тогда ещё подумал: насколько проза Тендрякова сильнее прозы Солоухина. Т.е. обычно у пишущего человека что-то получается лучше, что-то хуже. Или поэзия, или проза. Исключения есть. Это гении: Пушкин, Лермонтов, Гейне. У них и проза, и поэзия на высочайшем уровне. Почему я об этом вспомнил. Я сейчас читаю дневник Юрия Нагибина. Нагибин, когда были сняты цензурные рогатки, написал несколько замечательных вещей и, в том числе, опубликовал свой дневник. Из него видно насколько уже в очень молодом возрасте Нагибин прекрасно понимал всё происходящее вокруг него. Но сейчас я о другом.
   Белла Ахмадулина сначала была женой Евтушенко, а с 1959 г. по 1967 г. у неё был роман и замужество с Нагибиным. И Евтушенко в книге "Не умирай после смерти", и Нагибин в своём дневнике описывают свои романы с Ахмадулиной. Так вот насколько описание Нагибина выше в художественном отношении по сравнению с описанием Евтушенко. У Нагибина это описание на мой взгляд на уровне гениальности. А у Евтушенко это всего лишь не плохо. По крайней мере, даже не приближается по уровню к его лучшим стихам.

25 марта 2010 г.

О птичках и поэтах

      Как разнообразно птичье пение!  Тут и бесхитростное чириканье воробья и замечательные трели и рулады соловья, нежное воркование голубя, обхаживающего голубку, кряканье уток и гоготание гусей, тупое кукуканье кукушки и тревожное карканье ворон, уханье филина и совы, крики коростеля и болтовня сорок, напоминающая разговоры двух оживлённых соседок.
      Ну, разве не такое же разнообразие царит в мире поэтов: от грохота поэм Маяковского до нежной лирики Есенина. Впрочем,  в отличие  от птиц, голосовой и интонационный диапазон крупных поэтов нередко бывает очень широк. У того же Маяковского можно найти нежно-лирические строки о любви, а у Есенина – грозно-патетические мотивы в его исторических поэмах.  Широчайший диапазон лирико-эпической поэзии мы найдём у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока…
      К сожалению, у нас на Стихире подавляющее большинство авторов, даже тех, у кого стихи с некоторой натяжкой можно отнести к поэзии, обладают очень узким поэтическим диапазоном, напоминая, тем самым, Божьих птичек.

 


Рецензии