Разбудить гения

               

     Та или иная его разновидность спит практически в каждом ребенке. Заложена в нем изначально .  Но его очень легко задушить на корню, что и делает наша  дошкольная и школьная система   воспитания и образования, рассчитанная на вербальное , левополушарное мышление и осуществляемая эстетически не подготовленными педагогами.
      В начале ХХ века великий педагог Рудольф Штейнер выдвинул концепцию воспитания и образования, направленную на то, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание художественным. Чтобы сформировать творческую личность человека будущего, считал он, необходимо развить в нем внутреннюю пластическую силу, способную создавать образы. И недаром наследницей   его учения стала педагогика, где во главу угла поставлено художественное воспитание.
     За 25 лет работы с детьми в изостудиях я убедилась, что в ребенке заложена огромная художественная интуиция, чувство красоты и гармонии, творческий потенциал. В маленьких трех-четырехлетних детях это особенно ярко проявляется. Они не обременены еще стереотипами и штампами. Для них живопись – захватывающая игра с красками и средство самовыражения. Ведь словарный запас их невелик, а эмоций, фантазий хоть отбавляй. Специалисты считают, что для ребенка рисовать так же важно, как говорить. Я бы добавила – не просто рисовать, а писать красками, свободно экспериментировать с линией и цветом.
      Для этого, прежде всего, необходимо  снять зажимы.  Я эффективно использую для этого элементы системы Космического  самопрограммирования, разработанной и внедренной Я.И. Колтуновым, которой я обязана своим основным направлением в искусстве. Прекрасно способствует  раскрепощению ума и руки , развитию гибкости мышления  рисование с закрытыми глазами. Но сначала надо дать понятие о языке линий. Очень полезна ассоциативная работа с цветом, линией, формой. Я зачастую раскрываю перед детьми, еще не владеющими основами изобразительной грамоты, секреты профессионального мастерства. И они их схватывают гораздо быстрее, чем взрослые ученики. Вообще я стараюсь увидеть в каждом ребёнке прежде всего художника, а потом уже ученика. И они, как правило, не обманывают ожиданий. А малыши подчас просто поражают.
     На моих глазах трехлетняя крошка, держа двумя руками большую кисть, создавала на обратной стороне обоев подлинные шедевры абстрактной живописи размером с лист ватмана. Сохранившиеся  были представлены на фестивале «Зодчество-95». Но маму это не убедило в таланте дочери,  и  она перестала вскоре ее водить в студию.
     Тогда на этом фестивале моя студия участвовала впервые вместе со студиями дизайнерско-архитектурного направления. Я представила много работ детей из интерната, где начинала свою педагогическую деятельность. Среди них были те, которым скороспелые диагнозы. закрывали дорогу в нормальную жизнь, не давали возможность получить нормальное образование. Их   переводили во вспомогательные интернаты  с программой обучения на уровне четырех   классов. 
     Такие дети часто оказывались художественно одаренными. Одной моей ученице с диагнозом «олигофрения» жюри фестиваля единогласно присудило диплом 1 степени. Институт дефектологии, благодаря моему вмешательству, снял необоснованный диагноз, но девочка так и осталась во вспомогательном интернате. 
      Трудно подсчитать, сколько таких неправильных диагнозов ломают жизнь детям без родителей. По данным наших исследователей - 6 из 20,  по данным международных специалистов – 80 процентов. Присутствуя однажды на медико-педагогической комиссии  как педагог, оспаривающий диагноз, я убедилась, что тесты носят механический характер из области примитивной логики , не учитывают психологию ребенка, его состояние, подсознательную сферу, игнорируют  художественные способности. А между тем специалисты утверждают, что способность к творчеству не совместима с олигофренией.
     Именно правильно поставленные занятия изобразительным творчеством могут выровнять работу обоих полушарий мозга, развить гибкость мышления. Но для этого нужна дифференциация, нужен индивидуальный подход .  Мои пути сошлись с архитектурными студиями именно потому, что я работала с цветом, линией, формой как со средством выражения, а не просто изображения, а точнее обозначения окружающего мира, как это часто делается на уроках рисования .
    На первом архитектурном фестивале, в котором мы участвовали, нам присудили диплом 1 степени.  Международный фонд им.Якова Чернихова наградил  студию     специальной премией и дипломом «За педагогическое мастерство в раскрытии творческой личности ребенка».  С тех пор мы много лет участвовали в этих фестивалях, проходящих в Манеже, и каждый раз детские работы получали высокую оценку. 



   


Рецензии
"В маленьких трех-четырехлетних детях это особенно ярко проявляется. Они не обременены еще стереотипами и штампами. Для них живопись – захватывающая игра с красками и средство самовыражения. Ведь словарный запас их невелик, а эмоций, фантазий хоть отбавляй. Специалисты считают, что для ребенка рисовать так же важно, как говорить. Я бы добавила – не просто рисовать, а писать красками, свободно экспериментировать с линией и цветом.
Для этого, прежде всего, необходимо снять зажимы. Я эффективно использую для этого элементы системы Космического самопрограммирования, разработанной и внедренной Я.И. Колтуновым, которой я обязана своим основным направлением в искусстве..."

Обязана системе, а не Колтунову?
В целом интересно.
А.

Александр Курушин   16.07.2010 19:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.