Разбудить гения
Та или иная его разновидность спит практически в каждом ребенке. Заложена в нем изначально . Но его очень легко задушить на корню, что и делает наша дошкольная и школьная система воспитания и образования, рассчитанная на вербальное , левополушарное мышление и осуществляемая эстетически не подготовленными педагогами.
В начале ХХ века великий педагог Рудольф Штейнер выдвинул концепцию воспитания и образования, направленную на то, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание художественным. Чтобы сформировать творческую личность человека будущего, считал он, необходимо развить в нем внутреннюю пластическую силу, способную создавать образы. И недаром наследницей его учения стала педагогика, где во главу угла поставлено художественное воспитание.
За 25 лет работы с детьми в изостудиях я убедилась, что в ребенке заложена огромная художественная интуиция, чувство красоты и гармонии, творческий потенциал. В маленьких трех-четырехлетних детях это особенно ярко проявляется. Они не обременены еще стереотипами и штампами. Для них живопись – захватывающая игра с красками и средство самовыражения. Ведь словарный запас их невелик, а эмоций, фантазий хоть отбавляй. Специалисты считают, что для ребенка рисовать так же важно, как говорить. Я бы добавила – не просто рисовать, а писать красками, свободно экспериментировать с линией и цветом.
Для этого, прежде всего, необходимо снять зажимы. Я эффективно использую для этого элементы системы Космического самопрограммирования, разработанной и внедренной Я.И. Колтуновым, которой я обязана своим основным направлением в искусстве. Прекрасно способствует раскрепощению ума и руки , развитию гибкости мышления рисование с закрытыми глазами. Но сначала надо дать понятие о языке линий. Очень полезна ассоциативная работа с цветом, линией, формой. Я зачастую раскрываю перед детьми, еще не владеющими основами изобразительной грамоты, секреты профессионального мастерства. И они их схватывают гораздо быстрее, чем взрослые ученики. Вообще я стараюсь увидеть в каждом ребёнке прежде всего художника, а потом уже ученика. И они, как правило, не обманывают ожиданий. А малыши подчас просто поражают.
На моих глазах трехлетняя крошка, держа двумя руками большую кисть, создавала на обратной стороне обоев подлинные шедевры абстрактной живописи размером с лист ватмана. Сохранившиеся были представлены на фестивале «Зодчество-95». Но маму это не убедило в таланте дочери, и она перестала вскоре ее водить в студию.
Тогда на этом фестивале моя студия участвовала впервые вместе со студиями дизайнерско-архитектурного направления. Я представила много работ детей из интерната, где начинала свою педагогическую деятельность. Среди них были те, которым скороспелые диагнозы. закрывали дорогу в нормальную жизнь, не давали возможность получить нормальное образование. Их переводили во вспомогательные интернаты с программой обучения на уровне четырех классов.
Такие дети часто оказывались художественно одаренными. Одной моей ученице с диагнозом «олигофрения» жюри фестиваля единогласно присудило диплом 1 степени. Институт дефектологии, благодаря моему вмешательству, снял необоснованный диагноз, но девочка так и осталась во вспомогательном интернате.
Трудно подсчитать, сколько таких неправильных диагнозов ломают жизнь детям без родителей. По данным наших исследователей - 6 из 20, по данным международных специалистов – 80 процентов. Присутствуя однажды на медико-педагогической комиссии как педагог, оспаривающий диагноз, я убедилась, что тесты носят механический характер из области примитивной логики , не учитывают психологию ребенка, его состояние, подсознательную сферу, игнорируют художественные способности. А между тем специалисты утверждают, что способность к творчеству не совместима с олигофренией.
Именно правильно поставленные занятия изобразительным творчеством могут выровнять работу обоих полушарий мозга, развить гибкость мышления. Но для этого нужна дифференциация, нужен индивидуальный подход . Мои пути сошлись с архитектурными студиями именно потому, что я работала с цветом, линией, формой как со средством выражения, а не просто изображения, а точнее обозначения окружающего мира, как это часто делается на уроках рисования .
На первом архитектурном фестивале, в котором мы участвовали, нам присудили диплом 1 степени. Международный фонд им.Якова Чернихова наградил студию специальной премией и дипломом «За педагогическое мастерство в раскрытии творческой личности ребенка». С тех пор мы много лет участвовали в этих фестивалях, проходящих в Манеже, и каждый раз детские работы получали высокую оценку.
Свидетельство о публикации №210032501675
Для этого, прежде всего, необходимо снять зажимы. Я эффективно использую для этого элементы системы Космического самопрограммирования, разработанной и внедренной Я.И. Колтуновым, которой я обязана своим основным направлением в искусстве..."
Обязана системе, а не Колтунову?
В целом интересно.
А.
Александр Курушин 16.07.2010 19:18 Заявить о нарушении