Рапсодия распада

                Рапсодия распада

( Субъективные заметки о современном телевидении)


                Вы претендуете на звание представителей идей;
                постарайтесь иметь идеи, это будет лучше…
                П.Я.Чаадаев

Родное телевидение – хошь или нет - стало одной из организующей особенностей повседневной жизни. Мы не только засыпаем под истеричные звуки поднадоевшей через чур рекламы, раздающейся с экранов; мы не только уточняем крошево часов и дней суетливых, и быстротечных буден по телевизионному времени. Россияне стали как бы частью безостановочного процесса. И непонятно, что для чего существует: то ли телевидение для нас, то ли мы для ТВ. Всё перечисленное может не нравиться, но такова данность. То, что происходит на домашних экранах, остро нуждается в нелицеприятной, давно назревшей, оценке.
       Что было раньше? В советские времена была четко обозначенная политика в области ТВ. Главный руководитель комитета утверждался аж на Политбюро КПСС. Естественно, и порядка в департаменте имелось больше. Цензура не дремала. Худсоветы работали по направлениям, не покладая рук. На экранах не было обнаженных женских тел, эмоциональных сверх меры женщин, моря крови, трупов, бесконечных погонь, стрельбы и разборок «братков» и т.д. Возле «ящика» можно было ОТДОХНУТЬ. ТВ воспитывало, как ни странно. Было щитом, будто книга, защищающая человеческую душу.
Что сейчас имеем?
  Живём весело! Как камнепад в горах обрушивает экран концерты, шоу каждый божий день с одними же и теми исполнителями, попсовыми звёздами. Бесконечные презентации и юбилеи персон, вклад которых в отечественную культуру не очень, скажем дипломатично, высок. Однако же лучшее время на ТВ – им… Сколько ж можно экспериментировать над аудиторией? Проверять её терпение?
Смысловая пустота эфира. Сомнительный ряд многократно повторяемых новостей. Пошлая «развлекуха». Вышедшие в тираж младоинформаторы. Антисоветчик Б. Немцов. Обозреватель Познер, имеющий французское гражданство. Писатель Веллер, живущий за рубежом… Подлость рекламы, наносящей больше вреда, чем кто-либо ещё. Отсутствие критики рекламы всяческого мракобесия, шаманов, колдунов, которым телевидение уделяет довольно места. Разве что «Литературная газета»… Чисто русских передач мало. Всё заимствовано, «слицензировано» из-за бугра. Заграничное служит мощным орудием по идиотизации народа. Недаром вице-премьер Сергей Иванов крикнул на всю страну: «Сколько можно оглуплять страну?» Реально складывается: русскую жизнь кто-то за кадром явно не любит. Что – разве мало хорошего даже в нашей постсоветской расхлебанной жизни? Где малые предприниматели, рабочие, фермеры?...
          Я родился и помирать буду в России. Зачем мне ежедневные, многократно показываемые, сюжеты по Ираку, Афгану и США? Мне милее вопросы развития родного Забайкалья, Сибири, пути экономики соседних регионов. Надеюсь, и не только мне. А образа России на экране «ящика» – нет. По крайней мере, который живёт в моём представлении. Есть образ Госдумы, образ А. Медведева, В.Путина, ушлых политиков, торгующих лицом на экране. Немного лишь просматривается на спортивной российской кнопке. Да и выступление на Олимпиаде, да-а… Грустно весьма, господа…
  Лучшие программы, проекты и умные телеведущие, имеющие «лица необщее выражение», с планов телевидения убираются и изгоняются. Думаю, исчезают по политическим мотивам. Убрали интеллектуальную программу А. Солженицина (слушал в своё время с удовольствием), А. Шаталова с «Графоманом». Передача последнего посвящалась анализу современной литературы и поэзии. «Русский Дом» А. Крутова… В качестве аргументов приводят: рейтинг передачи низок. А что такое генерал рейтинг? Единственное, кроме денег, божество современного ТВ? Кто его проводит? Не слышно, авторов-социологов не видать, вдумчиво проанализировать цифры – невозможно. Да и негде.
На экране ток-шоу, бесконечные сериалы, наши и забугорные – сплошная «веселуха». «Доны Педро» ни мыслей, ни положительных чувств не вызывают. Мыло, одним словом. Жвачка для глаз, о серьёзном думать не нужно. Наши актеры, профессия которых весьма зависима, в сериалах играют то бандитов, то милиционеров. Какой канал ни включи – Галкин, Балуев, Панин, Могилевская, Домогаров, Бочкин. Последний как-то сказал в интервью «КП»: не помню, в каких сериалах снимался, количество. Высказывание популярного театрального актера свидетельствует и о глубине и качестве сценария, режиссёре, драматургии роли, вкусах занятой актерской группы. Вопрос на засыпку: почему ни в одном сериале не снялся знаковый В. Лановой?
Так и оккупируют сознание зрителя. Все сериалы имеют, мне думается, большущий криминальный компонент. ТВ – стимулятор, пробуждающий негатив в человеке за счет уголовных сюжетов. Нажмите любую кнопку: обязательно кого-то убивают (насилуют), с грабежом. Какие-то катастрофы и аварии со смакованием исковерканных тел, стрельба, наркотики, проститутки. Показываемое ведёт к апатии и социальной агрессии граждан. Таким образом, как кролики, плодятся преступники. Засилье синих мундиров-комментаторов, расследований. Доверчивому зрителю преподносится картинка: везде плохо. Негатива и пошлости намного больше, чем позитива. И люди уже не хотят «тяжёлых» тем. Отвыкли. У ТВ «идеология» - подражание Западу, Америке, для многих она – свет в окошке. А подражание, как всегда, нелепо, убого-смешно. Вкусы граждан культивируются примитивные. По моим наблюдениям, в огромных количествах телепродукцию потребляют маргинальные слои; среда, плодящая никчемных людей.
С другой стороны, как ни странно звучит – «новые русские», уровень вкусов которых: худшие образцы «воровской» песни.
Автор не рьяный поклонник, например, передачи «Аншлаг». Многим знакомым «юморные» выпуски, нравятся. Автор же полагает: это и свидетельствует о падении отечественной культуры. Считаю номера образцами не лучшей клубной самодеятельности. Поэтому думаю, классики сатиры и юмора, например, М. Жванецкий. Р. Карцев и др. ни разу не выступили в передаче. Ушёл из нё талантливый Гальцев…  Начинающему пробиться сложно на всесоюзный экран. Продукция у многообещающей молодёжи – достойная. Однако держат их в подполье безвестности. Мы же видим знакомые до слёз лица одних и тех же актеров и певцов. Но они в больших дозах имеют свойство надоедать, подобно шоколаду (как они себе-то надоели за десятилетия!?!)  В передаче: засилье китча – бесконечное кривлянье, резкое дрыганье ногами, ёрничанье с привкусом ослоумия и прочие эффекты страны Пошляндия. Эта передача сегодня, по-моему –  нонсенс. Проект исчерпал себя уже в двадцатом веке.
Есть на ТВ редкие, но несомненные удачи. Считаю многосерийный сериал «Идиот» по роману Ф. Достоевскому, великолепным (канал Россия). И режиссёр (В. Бортко), и актёры, что называется, нашли друг друга. Результат: высокое достижение отечественной культуры. И получил всевозможные призы на фестивалях сериал заслуженно. Не зря дали Государственную… В библиотеках стали брать книги Фёдора Михайловича... Что значит личность режиссёра в искусстве? А сериалы по Гоголю, Булгакову! Пустячок, как говорится, но уж как приятно-с!
        Или нашумевшая «Бригада». Отснятый на высокопрофессиональном уровне, фильм не стыдно лицезреть.  А вот с точки зрения воспитания… 
В любой цивилизованной стране нельзя представить культовый фильм, на мой дилетантский взгляд, весьма затянутый, где ярый уголовник не несёт наказания заслуженного и не раскаивается за содеянное. У нас же обаятельный герой С. Безрукова – народный любимец… Фильм продается на видеокассетах. Восемь томов сценария можно купить на уличных лотках. Годовые календари с улыбчивыми героями фильма «кричат» с прилавков. Покупай, не хочу! А мы, старшие, удивляемся: молодёжь на выборы не ходит…
        А ситуация с уходящими в бесконечность ментами и операми вне всяких границ. Это уже явный «запредел». Однако руководители каналов вещания явно довольны. Судя по их газетным выступлениям. Их зритель, похоже, вовсе не волнует. Зритель не дозвонится и не достучится: мухи отдельно, котлеты также. А телевидение, как началась вольница 90-х годов, как осознаём, всё более становится объектом отторжения и даже ненависти. Доколе? Или когда доведёт страну до состояния «Бесланкоста»? ..
       Любимый вопрос интеллигенции: что делать? Можно и не включать телевидение, как это делают многие личные друзья. Но это – не выход. Лично я рассчитываю на приход нового Министра. Именно с назначением появились надежды на изменения в лучшую сторону. Судя по даваемым интервью, Министр настроен на реформу ТВ. За ним - высококлассные специалисты, которых, надеюсь, у нас ещё много. Думается, нужна новая обойма телеведущих. И зрители будут воочию знать богатую палитру общественно-значимых взглядов – в политике, сфере морали, юриспруденции, литературе и искусстве, экономике. Нужны наблюдательные советы на телевидении, состоящие из уважаемых в обществе людей. Должна быть творческая конкуренция… Есть широко известный иностранный опыт. Важен начальный толчок преодоления нынешней «инерции оцепенения». И поэтому я, рядовой налогоплательщик и коренной забайкалец, ПРЕДЛАГАЮ:
        Под патронажем вновь избранной Краевой Думы провести социологический опрос по качеству программ, в том числе и местных. Пускай забайкальцы выскажутся. Чересчур уж накипело. Одна осточертевшая реклама чего стоит! Мнение народа должно быть, наконец-то, услышано властью. И обработанный научно результат, обсудив на сессии, широко в местных СМИ, направить в Кремль. Пусть всенародно избранный премьер В.В. Путин думает. Ведь Останкинская башня играет подчас роль поглавнее некоторых Кремлёвских (вспомним выборы!). Надлежит же быть государственной политике, внятной для многих. Центральные каналы-то государевы и содержатся на наши кровные.
Полагаю, что настало время вернуть Россию на экран.




Рецензии
Могли бы Вы уточнить: какому из министров Вы так доверяли?

Варакушка 5   13.11.2018 06:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.