Будьте с душами живыми, а не мёртвыми...

В  1837  году  Н.В.Гоголь  приступает  к  работе  над  “Мертвыми  душами”.  На  рождение  замысла  этого  произведения  повлияло  два  события:  сам  сюжет  поэмы,  как  известно,  был  подсказан  писателю  Пушкиным,  а  композиция  предполагавшейся  трилогии  была  заимствована  у  “Божественной  комедии”  Данте  (в  этот  период  Гоголь  путешествует  по  Европе,  посещает  Италию).
Первый  том  поэмы  можно  соотнести  с  первой  частью  дантевской  комедии — Адом;  именно  поэтому  произведение  так  и  названо:  “Мертвые  души”.  Гоголь  проводит  своего  главного  героя  Чичикова  по  кругам  этого  “ада” — российской  провинции.  Чтобы  увидеть  свет  в  конце  туннеля,  нужно  пройти  сквозь  туннель.  Но  вот  вопрос:  что  есть  душа  мертвая  и  что  есть  душа  живая?  Если  обратиться  к  толковому  словарю,  то  можно  увидеть,  что  слово  “душа”  имеет  несколько  значений,  и  все  они  нашли  свое  отражение  в  поэме  Гоголя.  Душа — это  прежде  всего  внутренний,  психический  мир  человека,  его  сознание.  А  теперь  интересно  посмотреть,  есть  ли  у  героев  первого  тома  этот  внутренний  мир?  Чем  они  живут?
Манилов — человек  пустой;  у  него  есть  мечты,  он  строит  планы  по  улучшению  своего  хозяйства,  но  они  остаются  невоплощенными,  не  принося  ни  радости,  ни  пользы,  а  если  бы  и  воплотились,  то  стали  бы  верхом  пошлости  и  глупости;  маниловские  мечты  остаются  мертвым  грузом  его  души.  Внутренний  мир  Манилова  пуст  и  значит — мертв.
Ноздрев — производит  впечатление  рубахи-парня  с  открытой  душой;  он  весел,  деятелен,  непосредствен,  как  дитя,  но  также  безнравствен.  Его  душа  закрыта  для  глубоких,  истинных  чувств.  Пускай  бы  он  действительно  кого-нибудь  полюбил  или  возненавидел,  но  он  на  это  не способен,  и  получается,  что  Ноздрев  тоже  —  человек  без  души.
Коробочка  и  Собакевич.  При  некоторых  различиях  во  внешности  и  характере,  эти  образы  очень  близки.  Эти  помещики  глупы  до  невозможности,  недоверчивы  к  людям;  суеверны,  как  все  глупые  люди,  но,  когда  речь  заходит  о  материальной  выгоде,  без  особых  колебаний  принимают  необычное  предложение  Чичикова.  Их  души  полны  тупого  невежества  и  необоримой  жадности.  И  тоже  мертвые.
В  своих  путешествиях  Чичиков  добирается  до  последнего  круга  ада,  в  котором  живет  Плюшкин.  Плюшкин — это  в  буквальном  и  переносном  смысле  живой  труп.  Все  его  хозяйство,  весь  его  быт  и  он  сам  находятся  на  последней  стадии  распада.  Судя  по  книгам,  которые  имеются  в  доме  Плюшкина,  можно  сказать,  что  раньше  это  был  образованный  человек,  но  он  погубил  себя,  свою  личность,  свою  душу  скаредностью.  Скупой  отравляет  радость  жизни,  крадет  ее  и  у  себя,  и  у  других.  У  Плюшкина  душа  расплющилась  под  тяжестью  массы  ненужных  вещей,  все  равно  превращающихся  в  прах,  и  сгнила.
Все  эти  типажи,  которые  можно  было  бы  представить  как  олицетворения  смертных  грехов — праздность,  чревоугодие,  скупость,  жадность,  глупость,  гордыня,  жестокость,  тщеславие, скаредность — связывает  в  единый  узел  образ  Чичикова,  в  душе  которого  гнездятся  в  равной  степени  все  эти  пороки.  Но  его  внутренний  мир  в  первом  томе  Гоголем  до  конца  не  раскрывается.  Писатель  делает  намеки,  что  Чичиков  не  навсегда  потерян  для  более  достойной  жизни.  Его  характер  должен  был  претерпеть  немало  превращений.  За  адом  Чичиков  должен  был  пройти  чистилище  и  войти  обновленным  в  рай.  Но  последующие  два  тома  Гоголь  сжег,  и  только  чудом  сохранилось  несколько  глав  второго  тома,  где  Чичиков  встречается  с  людьми,  уже  имеющими  душу.  Эти  люди,  как  бесплотные  духи  в  чистилище,  еще  не  достигли  совершенства  в  своем  внутреннем  мире,  но  уже  не  позволяют  себе  опускаться  до  уровня  Манилова  или  Плюшкина,  они  на  пути  к  свету.
Но,  в  отличие  от  первого  тома  поэмы,  где  характеры  героев  были  выписаны  с  предельной  точностью,  логикой  и  объективным  психологизмом,  Гоголь  почувствовал,  работая  над  следующими  частями  произведения,  что  психологизм во втором томе поэмы уступает  место  схематичности  образов  и  нет  былой  логики  построения  повествования.  Писатель  приходит  к  выводу,  что  второй  и  третий  тома  значительно  уступают  по  литературной  художественности  первому  тому.  У  Чичикова  слишком  много  грязи  в  душе  скопилось,  и  по  сути  своей  он  слишком  хороший  аферист,  чтобы  вдруг  измениться  к  лучшему.  Изначально  Чичиков  выведен  как  человек  безнравственный,  а  нравственность  или  есть,  или  ее  нет.  Совсем.
Уже  упоминалось  о  том,  что  все  значения  слова  “душа”  нашли  отражение  в  поэме.  Собственно  говоря,  само  заглавие  произведения  является  этим  отражением.  О  так  называемых  “мертвых  душах”  речь  велась  выше,  а  теперь  обратим  свое  внимание  на  такой  интересный  факт:  Чичиков едет  по  России  в  поисках  мертвых  душ  крестьян,  чтобы  потом  выдать  их  за  реально  существующих,  живых  людей.  Его  образ  здесь  можно  сравнить  с  образом  Мефистофеля — дьявола,  который  скупает  души.  И  как  дьявол  соблазняет  людей  выгодой  и  благами,  и  люди,  хотя  пугаются  сначала,  его  слушают  и  заключают  с  ним  контракт,  так  и  Чичиков  завораживает  своих  собеседников,  и  они  принимают  его  в  высшей  степени  странное  предложение  как  обычную  торговую  сделку.
Происходит  почти  мистическая  вещь:  мертвые  крестьяне  на  бумаге  оживают.
Помещики  привыкли  считать  крестьян  частью  своего движимого  и  недвижимого  имущества.  Крестьянин — это  нечеловек,  неличность;  ему,  как  лошади,  барану,  петуху,  отказано  в  наличии  души.  Крестьянин — это  предмет.  Но  ведь  если  человек  все  вокруг  себя  лишает  души  (а  помещики  лишали  души  не  только  своих  крестьян,  но  и  поля,  леса,  реки,  которые  им  принадлежали,  глядя  на  Природу  только  как  на  источник  своих  доходов  и  благосостояния),  то  в  конце  концов  такой  человек  теряет  душу  сам.  Живое  отдает  живое,  мертвое  отдает  мертвое.
И  Чичиков,  покупая  крестьянские  души  на  бумаге,  на  самом  деле  (как  дьявол!)  скупал  и  губил  души  их  господ,  правда,  сам  того  не  подозревая.  Так  о  каком  же  возрождении  Чичикова  могла  быть  речь?!
С  христианской  точки  зрения  сочетание  “мертвые  души”  абсурдно  по  самой  своей  сути:  душа  не  может  быть  мертва,  она — бессмертна.  И  то,  что  помещики  вступают  в  сделку  с  Чичиковым,  еще  раз  доказывает,  что  эти  люди  потеряли  бога  навсегда.  Они  не  дают  себе  труда  задуматься  всерьез  над  тем,  что  делают.
Но  Гоголь  не  преследовал  цель  изобразить  Россию  как  страну  “живых  мертвецов”,  не  стремился  показать  только  отвратительные  стороны  российской  действительности.  Недаром  во  втором  томе  появляются  люди,  отличные  от  помещиков  первой  части.  Гоголь  хотел  представить  Россию  объективно,  показав  и  недостатки  ее,  и  достоинства.  Но,  к  сожалению,  замысел  его  не  удался  в  полной  мере.  И  то,  что  не  удалось  совершить  в  последующих  томах  поэмы,  писатель  оставил  нам  в  своем  духовном  завещании.  Показав  всю  мерзость  постепенного  омертвления  душ,  Гоголь  тем  самым  попытался  предостеречь  живых  от  подобной  деградации.
Распространяться  о  значении  выражения:  “Будьте  с  душами  живыми,  а  не  мертвыми”  можно  бесконечно.  Но,  как  мне  кажется,  достаточно  внимательно  и  вдумчиво  прочитать  поэму,  и  преподнесенный  классиком  урок  запомнится  на  всю  жизнь.


Рецензии