Сколько будет дважды два? Ещё раз о Холокосте

Для начала расскажу две истории, произошедшие в нашей родне.
У моей матери была тётка, сестра отца. Она со своёй семьёй жила в Москве, дело было перед войной. Сама тётя Галя работала в Институте марксизма-ленинизма, а её муж Александр Поляков – на автозаводе имени Сталина (как тогда он назывался) инженером. С ними жила украинка по имени Ульяна, которая нянчилась с их малолетним сыном Володей. У самой Ульяны не было своей семьи и детей, и она была очень привязана к своему воспитаннику. А когда наступало лето, Уля брала ребёнка, и уезжала в свою родную деревню на Украине, как она говорила, «на поправку». Там у неё был свой дом с хозяйством.
И, на беду, в очередной раз она поехала в июне 1941 года. Значительная часть Украины оказалась под немцами буквально в первые дни войны, так, что никто не успел эвакуироваться. До сведения всех жителей был доведён приказ, что они обязаны выдать всех евреев, что за укрывательство полагается смертная казнь. Уля не смогла отдать мальчика, которого любила, как своего. Она ухитрилась его спрятать, так что почти никто об этом не знал. Днём он сидел в подполье, а ночью выходил подышать в огород. Внешность у него была классическая еврейская: чёрные кудрявые волосы, большой нос, характерные глаза, с такой внешностью нигде нельзя было показаться. Но Уля ухитрилась пережить почти три года оккупации, ежедневно рискуя попасть на виселицу.
А ведь в 1941 на оккупированной Украине победа немцев казалась очевидной. Хорошо ещё, что рисковать Ульяне пришлось только собой, так как не было своих детей.
Но положение осложнялось тем, что некоторые односельчане были в курсе, что она прячет «жидёнка», в деревне трудно что-либо скрыть. Никто не донёс. Правда, одна соседка под угрозой доноса постоянно занималась вымогательством, и Уля лишилась многого из того, что имела, а она была не нищей. Один раз соседка забрала поросёнка…
После освобождения села советскими войсками, Уля разыскала Поляковых и вернула им сына, о судьбе которого родители ничего не знали. Воистину, мир не без добрых людей!
Ещё один случай. Один наш родственник в 1943 году, будучи пехотинцем-красноармейцем, во время наступления немцев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Ему тоже удалось уцелеть. В лагере для военнопленных, его не выдали однополчане. Хотя за выдачу еврея можно было рассчитывать на вознаграждение, а немцы наших пленных почти не кормили, был страшный голод.
После освобождения нашими войсками, ему крупно повезло. Он мог бы попасть в Гулаг, но был зачислен в ту же дивизию, которая его освободила. Написал в Иркутск родителям, которые уже считали его погибшим, так как получили похоронку. За участие в боях был награждён солдатской медалью «За боевые заслуги» и закончил войну в Австрии гвардии сержантом. Как и все его ровесники, ещё долго после войны служил в армии, так как война не засчитывалась в срочную службу. Он давно уже ушёл от нас, но при жизни не хотел об этом говорить, а я щадил его здоровье и не расспрашивал особо. Поэтому и не указываю его имени.
Таким образом, двоим из нашей родни удалось выжить на оккупированной территории. А все остальные, оказавшиеся в оккупации, а их десятка три, разделили судьбу миллионов евреев и были уничтожены.
Когда сейчас приходится слышать новомодные теории о том, что холокост придумали сами евреи, я вспоминаю об этом. А рассуждения о том, что холокоста не было, приходится слышать и читать частенько.
* * *
Это должно быть очень здорово, сделать открытие в какой-либо области, да не просто открытие, а переворот прежних представлений. И много находится людей, желающих сделать открытие, которое перевернёт мир, которое опровергнет старую истину. И бьются они, доказывая, что дважды два – пять. Своё слово в науке сказать всё-таки хочется, ой, как хочется! И вот, мы слышим: Освенцим, и другие концлагеря были санаториями, а в Бабий Яр – место для прогулок.
В последнее время стало модным отвергать сам факт Холокоста, массового уничтожения евреев германскими нацистами и их подручными. Это приходится слышать от тех, кто служил в СС (особенно в Прибалтике и на Украине, где бывшие эсэсовцы сейчас ходят в героях). Самое печальное, что мода эта распространилась даже на некоторых политических деятелей, в том числе руководителей государств, взять, допустим, президента Ирана. Это приходится слышать от некоторых современных писателей и историков.
Что они говорят? Что шесть миллионов евреев, погибших во Второй мировой, это число сильно завышено. Что убить столько мирных жителей просто не было физической возможности. Что не было столько крематориев и печей, а мощностей существующих было явно недостаточно. Что евреи всё сильно преувеличили, им жилось неплохо в гетто.
А что на это можно ответить?
Речь не о конкретных числах. Применительно к той войне все числа неточные. Нет, например, точных данных, сколько советских солдат погибло на войне, сколько погибло советских мирных жителей. Разные данные расходятся на миллионы! Значит, и применительно к евреям, суть не в конкретных значениях.
Да и не все погибшие евреи – жертвы Холокоста. Сотни тысяч советских солдат и партизан еврейской национальности погибли в бою с оружием в руках. Воевали евреи и в армиях союзников. А смерть солдата нельзя равнять со смертью мирного человека. Исключение тут советские солдаты-евреи, попавшие в плен, и убитые не за то, что они советские солдаты, а за то, что евреи.
Кроме того, и не все смерти мирных граждан-евреев результат Холокоста. По рассказам родителей, переживших войну, я знаю про бомбёжки городов и поездов. Там в больших количествах гибли женщины и дети независимо от национальности. Как и в блокадном Ленинграде. Были среди них и евреи.
Здесь же речь идет именно об истреблении всех евреев подряд, кто остался на оккупированных территориях. В первую очередь немцы заняли Украину и Белоруссию, включая западные области, взятые незадолго до этого у Польши. Да ещё Прибалтику. А именно в этих регионах исторически и проживало еврейское население России. На Украине и в Белоруссии доля евреев была не меньше десяти процентов. Общее количество советских евреев, попавших в оккупацию, было никак не меньше миллиона. Какова их судьба? С точки зрения новых историков они почти все должны были остаться живыми. Ведь на советских территориях не было крематориев!
О том, что было на самом деле, я знаю не столько из книг, сколько из рассказов родителей и других родственников. Мои родители, были тогда детьми. Мать жила в Смоленской области, а отец в Воронеже. К счастью, им удалось эвакуироваться. Но многим это не удалось. Как и многим родственникам моей жены под Киевом, которые были расстреляны в Бабьем Яру. По рассказам очевидцев, там было закопано много живых людей, и земля ещё долго ходила ходуном.
Правда в том, что у евреев на оккупированных территориях почти не было шанса выжить. По нацистским законам они все должны были быть уничтожены, а немцы – народ понимающий дисциплину. Уничтожением евреев занимались специальные подразделения СС и полиции, набранной из местного населения.
Шанс выжить был только в том, что спрячет кто-нибудь из местных жителей, или оккупантов.
Но за попытку спасти евреев полагалась виселица, притом пострадать могла и семья виновного. Желающий совершить такой героический поступок должен был рисковать жизнью своих близких, включая детей. И, хоть и немного, но такие случаи были, находились люди, у которых совесть сильней инстинкта самосохранения. Их героизм сравним с воинским.
Я вполне готов допустить, что среди немецких солдат, даже эсэсовцев, были нормальные люди, которые понимали всю дикость происходящего. Но они должны были подчиняться приказам. Попытаться спасти обречённых евреев, они могли, лишь рискуя своей жизнью. Понятно, что таких случаев не могло быть много, но они были.
Полицаи из местных, были не столь дисциплинированы, но многие из них по разным причинам ненавидели евреев. Но бывало, полицай в отдалённой деревне покупался салом и самогоном.
Таким образом, кому-то удалось выжить. Но причина не в мягкости нацистского режима, а в том, что даже самая совершенная государственная машина иногда неизбежно даёт сбои. А гитлеровская машина работала вовсю. Когда уже безудержно наступала Красная армия, а германская пыталась удержать фронт, когда каждый немецкий солдат был на счету, десятки и сотни тысяч эсэсовцев, обученных и вооружённых, занимались уничтожением мирных евреев, женщин и детей. Кому-то из наших воинов это сохранило жизнь.
Говорят, что история не имеет сослагательного наклонения, но это верно лишь отчасти. Давайте зададимся вопросом: «Если бы Советский Союз проиграл, а гитлеровская Германия победила, что бы ждало моих соплеменников?» Ответ очевиден: «То, что случилось с ними в оккупации.» Только в победе над Гитлером, победе СССР с союзниками был у евреев шанс, в этом правда. 
Слава Богу, многие, в том числе и семьи моих родителей, и семья матери моей жены, смогли эвакуироваться. А захватчики были остановлены и разгромлены за четыре года войны. Только благодаря этой великой Победе и живём мы на свете. Моя семья, мои дети, вся родня и миллионы соплеменников в нашей стране и по всему миру.


Рецензии
В нашей стране праведников было больше, чем в Содоме и Гоморре. Не все были доносчиками до войны, не все стали ими при немцах. Это еще не праведность, это порядочность. В таких условиях и она дорого стоит. А что сказать о таких, как эта Ульяна? Нет слов! Мы могли бы? Я могла бы? Не знаю. Наверно, и Ульяна не знала до времени, просто об этом не думала. Благодаря таким, как она, Россия и выстояла.

Алла Каледина   24.02.2019 20:19     Заявить о нарушении
Как много меняет одна лишь буква! Вместо "не" написала "но", и смысл изменился. Уже исправила. Извините!

Алла Каледина   24.02.2019 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.