Патриотическое воспитание сельской молодежи

                Ирина Гальцева

В настоящее время, когда в нашей стране происходят коренные преобразования, в политической, социально-экономической, и социально-культурных сферах общества, снизился воспитательный потенциал российской сельской молодежи, ее способности к сохранению национальных ценностей, формирования патриотизма.
В социокультурной жизни сельской молодежи, наблюдается снижение интереса к сохранению национальных ценностей. Патриотическое воспитание молодого поколения, является  одной из важнейших задач работников образовательных и культурных учреждений.  Патриотическое воспитание молодежи, это особая направленность самореализации  граждан, направленная на привития священного чувства любви к Родине.
На необходимость усиления патриотического воспитания подрастающего поколения ориентирует «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ".       Программы направлена, на сохранение общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны.
     Программа, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. 
Проблема патриотического воспитания молодежи в сельской местности, является актуальной в силу целого ряда причин.
Во-первых,  у сельской молодежи,  наблюдается нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества, проведение досуга ориентировано на развлекательные мероприятия,  наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей.
Во-вторых, в работе сельских клубов, Домов культуры, школ, уделяется недостаточное внимание, разработке эффективных форм и методов патриотического воспитания.
В-третьих, деятельность государства по формированию гражданина–патриота, зачастую оказывается неэффективной и нуждается в совершенствовании в соответствии с современными реалиями.
В настоящее время в сельской местности, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного поколения, истинных патриотов своей Родины, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
«Динамика происходящих мировых процессов подстегивает гибельное для человечества, все ускоряющееся развитие техники, делающее людей слепыми по отношению ко многим подлинным ценностям и оставляющее современному человеку все меньше времени для все более значимых в контексте усугубляющих социальных проблем раздумий, размышлений о своем предназначении в мире и смысле своей жизни. О классических вопросах философских рефлексии». 
Необходимость объединения в работе по патриотическому воспитанию молодежи в сельской местности всех социально-культурных и образовательных структур диктуется самим временем.
Многообразная деятельность школ,  библиотек, клубов и Домов культуры, неразрывно связано с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Главная цель которых – приобщение молодежи к истории своей Родины.
Сущность любви к Родине определил когда-то М.Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить».
Проблема сохранения и развития культурных традиций в сельской местности, ее духовных ценностей остается актуальной и в наши дни. Задача молодого поколения не только беречь эти традиции, но и способствовать их развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры.
У каждого народа, складываются традиции, которые связанны с историческими условиями существования того или иного общественного коллектива.  Педагогическое значение традиции - патриотического воспитания достойных членов нашего общества, передача исторически установленных, норм поведения, ценностей, обычаев и  ритуалов.  Например, в  Липецкой обл. поселке «Карамышево» во время проводимого нами научного эксперимента «История и культура родного края», были объединены: школа, областная администрация, Церковь, родители.  Результаты эксперимента показали что, осуществление в современных условиях консолидации общества  на основах народной культуры, приобщение к ценностям  традиционной народной культуры, патриотического воспитания,  в Липецкой области.
Изучения Быта и культура населения Липецкого края в XVIII веке, показали что, задавленный крепостным гнетом, народ не имел возмож¬ности приобщиться к культуре. Большинство жителей были не¬грамотными, посещали церковь, верили в домовых и леших. Лишь в последней четверти XVIII века в нашем крае откры¬вается небольшое число школ. 1 января 1787 года было откры¬то Малое народное училище в Лебедяни, 1 марта 1789 года — в Ельце и Липецке. Однако им пришлось влачить жалкое существование. Ку¬печество, на содержании которого находились учебные заве¬дения, не хотело тратить свои капиталы на просвещение на¬рода, и они вскоре стали закрываться. Лебедянское училище просуществовало лишь два года. В 1789 году учитель Михай¬ловский был уволен, и 13 учеников вынуждены были прекра¬тить учебу. Несколько дольше просуществовало Липецкое училище, хотя и оно помещалось в низком и сыром здании с раз¬валившейся крышей.
Учитель Иван Протопопов проявил много старания и энер¬гии, чтобы сохранить училище в Липецке. Он неоднократно обращался к обществу купцов, в магистрат, Думу, в приказ общественного призрения и к губернатору с просьбой при¬вести учебное помещение в порядок. Но его просьбы оста¬лись неудовлетворенными. Купцы отказались содержать учи¬лище. Царское правительство заботилось лишь о просвещении господствующего класса, а народ держало в темноте и неве¬жестве.
Многовековая история наших народов показывает, что без воспитания патриотизма у молодежи, невозможно создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
«Богатейший опыт,  накопленный многими поколениями в организации досуга, может быть использован в сегодняшней деятельности учреждений культуры и домашнего досуга». 
Приобщения молодежи к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому молодежи в сельской местности, необходимо знать и изучать культуру своих предков. Учреждениям культуры, школам - расположенным в сельской местности, необходимо делать акцент на знание истории народа, его культуры, что  поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
В рамках проведенного нами научного эксперимента «История и культура родного края», мы исследовали роль и  участие населения Липецкой области в Отечественной войне 1812 года.
Жители Липецкого края, как и весь русский народ, прини¬мали активное участие в Отечественной войне 1812 года. Бо¬лее 200 человек влились в действующую армию. В губерн¬ском центре — городе Тамбове — было сформировано два пе¬хотных полка, в составе которых находилось много рекрутов из Липецка, Лебедяни, Усмани. На обмундирование и снаб¬жение амуницией одного из этих полков жители Липецка пожертвовали 6515 рублей, Лебедяни — 4640 рублей, Усма¬ни — 3660 рублей. Население Ельца, бывшего в то время од¬ним из крупных торговых городов страны, пожертвовало 9113 пудов сухарей, 2653 четверти овса, 3280 пар сапог, 6852 пары лаптей и 222 480 рублей. Для армии было поставлено не¬сколько сотен лошадей и повозок.
В сентябре 1812 года было создано народное ополчение. В него вступал каждый двенадцатый взрослый мужчина. Для их вооружения кузнецы изготовили пики и рогатины. Из ополченцев по всем городам и селам были выделены отряды, караулы и конные разъезды для охраны населения от набе¬гов французских отрядов.
Население оказывало помощь эвакуированным и раненым. Так, например, для ухода за 28 ранеными солдатами, прибыв¬шими в Липецк, были выделены Григорий Давыдов, Савелий Карышев, Аввакум Токарев, Михайло Прокофьев, Аверьян Дьячков, Степан Стегинцев, Степанида Ложникова и Кулина Пономарева. Такую же помощь оказывали раненым и в дру¬гих городах.
За ратные подвиги в Отечественной войне 1812 года мно¬гие наши земляки награждены орденами и медалями. Толь¬ко сельчан было награждено 343 человека, в том числе 85 женщин.

При проведении исследования мы ставили перед собой задачу узнать больше об истории Липецкого края и о людях, которые творили эту историю. Из прочитанных нами книг («Записки краеведческого общества», «Из истории Липецкого края», «Липецк», Страницы истории», «Липецкая энциклопедия», «Наследие народов РФ») мы узнали о том, что в глубинке Святой Руси, издревле обитали веселые нравом и мужественные русичи. Они  жили в великих трудах и большой правде. Вот почему не было им равных по защите Отечества, будь то небольшое Куликово поле или огромные просторы океана, которые они начали осваивать с незапамятных времён.
   Патриотическое воспитание – это деятельность всех органов              государственной и региональной  власти, по формированию у граждан высокого патриотического  чувства,  верности своему Отечеству, готовности к защите интересов Родины.



Литература:
1. 16 февраля 2001 г. N 122  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ"
2. Жаркова А.А.. Моделирование культурных проектов в России: философский подход: Монография – М.: МГУКИ, 2006. – С. 20.
3. Русская литература. М. Е. Салтыков-Щедрин АСТ, Олимп: 2000 г.
4. Воротникова Р.В. «Из истории липецкого края». 1965 г
5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М., 2007.- С. 10.
6. Колтаков В.М. «Липецк, страницы истории». 1991 г.


Рецензии