Повинную голову...

               

          В Евангелие от Иоанна есть притча о блуднице, которую народ собрался побить камнями. Но прежде решили спросить у Иисуса Христа, правильно ли поступят. Не прерывая своего занятия, Он ответил: «Кто безгрешен, пусть первым кинет в нее камень». И толпа  разошлась.
          На свете нет такого человека, который бы хоть раз в жизни не согрешил, не оступился. Только  одни после этого задумываются над содеянным, терзаются муками совести и изо всех сил стараются загладить свою вину. Ну, а другие продолжают творить неправедное, пока не наступит трагический финал.
       Расскажу  по этому поводу одну поучительную историю. Много лет назад на Курильских островах я работала в детской библиотеке.  В 80-е годы прошлого века, такие нынче обыденные вещи, как калькулятор, были в диковинку. Особенно, в такой глубинке.  Мне его выдали для работы,  и хранила я ценную вещь в верхнем ящике рабочего стола.
       Детей в библиотеке всегда было много, брали книги, читали тут же, рисовали в маленьком читальном зале.
        Был четверг, я только что пришла на работу и собиралась полить цветы, как вошла женщина. Представилась Анной Ивановной и положила мне на стол калькулятор.
        Я сразу не поняла, зачем она это сделала, подумала, что хочет подарить в библиотеку. Поэтому, и сказала: «Да у меня один такой уже есть»… И полезла в ящик стола, чтобы достать и показать.
- Не ищите, - сказала посетительница, потому что этот калькулятор ваш и есть…
        И она поведала такую историю. Живет она с сыном, одна его воспитывает. С мужем разошлась, когда мальчику только три годика исполнилось. Образование у нее средне-техническое, но, чтобы заработать денег на жизнь с сыном, пошла на стройку штукатуром-маляром. Старалась,  чтобы мальчик  рос честным,  хорошо учился, ни в чем не нуждался.
      Я тут же вспомнила этого мальчика, которого звали Сережей. Хороший такой мальчик, часто в библиотеку прибегал, даже мне иногда помогал книжки расставлять. Дети это любят. Был он в библиотеке и вчера днем. Я еще его попросила посидеть «за меня» и отлучилась на несколько минут в отдел культуры, который через дорогу находился. Надо было срочно отнести отчет. Можно было, конечно, и закрыть, но не хотелось выпроваживать детей, которые занимались в читальном зале.
       Вернулась я довольно быстро,  а вскоре домой пошла, рабочий день закончился.  На следующий день пришла Анна Ивановна. О том, что пропал калькулятор, я даже не подозревала.
       Анна Ивановна рассказала, что вчера вечером собралась постирать постельное белье. Стала собирать его с кроватей, чтобы застелить свежее. Когда стала перестилать постель сына, нашла под матрасом этот самый калькулятор. Сына в тот момент дома не было, ходил в магазин за хлебом.  Мать взяла калькулятор и положила на его письменный стол. Как только мальчик вернулся, чуть не с порога, спросила его, что это за вещь и откуда она взялась.  Было видно, что вопрос его смутил, но Сережа, пряча глаза, сказал, что калькулятор он нашел под кустом, когда шел со школы.
- А почему под матрас засунул? – не унималась мать.
         Сережа замолчал. Убедительного ответа на этот вопрос  на ходу он придумать не смог.  Анна Ивановна поняла, что сын что-то скрывает и не отстала до тех пор, пока он не сказал правды.
         А правда выглядела очень неприглядно. Вот рассказ со слов Сережи.
- Когда библиотекарь ушла, я сел за ее стол и, даже не знаю, зачем, открыл верхний ящик. Он был не заперт. Сверху лежал калькулятор. Я стал на нем считать. Мне так понравилось, что захотелось взять домой решать примеры. Думал, решу примеры, а потом принесу обратно…

        Мать поняла, что должна что-то сделать. Иначе  за будущую судьбу сына она поручиться не может. В этот момент решался вопрос, каким человеком вырастет ее ребенок.  Утром она отправила Сережу в школу, а сама с калькулятором пришла ко мне.
- Если хотите, можете сообщить в пионерскую организацию или в милицию,- сказала она. – Но я не хочу, чтобы мой сын вырос вором…
        Я сказала, что никуда сообщать не буду, но с Сережей хотела бы поговорить.
         Не буду сейчас передавать весь наш разговор. Он был долгим и не простым. Но мальчик понял, что  мы с мамой даем ему шанс  исправиться и никогда так больше не поступать.
         Прошли годы. Сережа вырос, стал настоящей опорой матери. Отучился, женился на хорошей девушке. У молодой пары растет дочь.
          Об этом случае я никому не рассказывала. Это была наша, на троих, тайна.
          Но думаю, что  этот конкретный пример мужества матери, кому-нибудь окажется полезным и в наши дни. Потому что моральные ценности, как и библейские заповеди, не стареют.
           Бывает, что люди не ведают, что творят. А потом не знают, как выйти из неудобного положения. А выход можно найти всегда, хоть страшно и стыдно бывает.
           Но жить с чувством вины, если совесть есть, еще тяжелее…

               


Рецензии