Типаж Цыган

Любовь цыгана

В  Терновку приехали цыгане — «кэлдерари», купили два старых дома, принялись для населения чинить котлы, ковать серпы и засовы. Вытоптали огороды при домах, потому-что «где цыган живет — трава не растет». Золотозубые курящие цыганки с чернявыми детишками с утра уходили в город —  « посмотреть, что да как, погадать если попросят». Возвращались с едой, с выпрошенными по домам тряпками для детей, с мятыми купюрами. К Яну Кишиневскому, «баро» данного табора, пришли поговорить местные цыгане, «влахуря».Ян их принял в зале, как дорогих гостей, угостил водкой и сумасшедше-перченым острым  мясом, долго говорили они по делу. Распрощались сердечно:
- Йав джидо, пшало!
- Барвалэс!
Что означало — хорошо живи, брат цыганский, богатства тебе. Зачем одним цыганам мешать другим? Земля большая, небо одно. И дел своих внутренних у цыган много. Свой суд, свои семейные счеты между родами. Да и невест-женихов цыганские семьи в своей  среде ищут.
Кто такой нецыган? Гаджэ,«чужой». А вот Роман, молодой смуглый цыган,  как раз влюбился в гаджэ, местную девчонку Лилю.  Увидел ее у колодца, где  она воду в ведро набирала, понравилась девушка — белокурая, с голубыми глазами, тихая, стройная. «Прямо молодая белая козочка»,- восхитился парень. К тому же не дурочка — это Роман понял, когда разговорился с ней. Много знает. А Рома  в школе учился чуть-чуть. Две зимы в деревне под Воронежем. Счет знает, чтение, а больше ничего. Началась у парня любовь с Лилей среди лозовых плетней Терновки, за которыми горят огоньками осенние  цветы - «костры». Рома, после некоторых непоняток и стеснительных сцен, стал принят в доме Коростелевых — тем более, отца Лили давно нет на свете, мать — вдова. Приходил парень всегда не с пустыми руками, вел себя вежливо, помогал по дому, где требовалась сила.
Прослышал об этом старый Ян. Раз спросил  парня,глядя пронзительными черными глазами прямо в душу:
- Сыр ту дживеса, парень?(«Как живешь?»).
Роман потупил глаза, упомянул о своей любви. Ян сделал вид, что удивлен дружбой парня с «гаджэ».Спросил, где ее отец. Поморщился. Сказал следующее.
- Сейчас не  времена наших дедов, парень. Даже цыгане живут по-новому. Скажу по секрету, я сам в свое время хотел поступить в институт в большом городе и стать артистом. Но не хватило грамоты. Однако, на  русской я не стал бы жениться. Нас они считают за воров и жуликов. Какой русской теще нужен зять - цыган. С другой стороны посмотри — от своих отходишь! Хорошо ли, дорогой? Зачем жизнь ломать?
...Но не  с этой стороны пришла беда. Однажды, после визита Ромы, мать Лили хватилась часов в золотом корпусе — наградные,память мужа. Деревенскую истерику закатила.
-Цыганская доля воровская! И твой чернявый  женишок не удержался! Жиган!
Набрала соседок, пошли скандалить к баро. Узнал историю участковый, забрал подозреваемого«Трандафира Романа Михаевича» в отдел. Посадили парня под замок. Сидел с ворами, чуть не плакал. Злая звезда, как хромой конь. Вот и вся любовь. Что докажет цыган? Он же всегда неправ. Но на вторые сутки произошло следующее. Цыганки в очередной раз пришли шуметь в участок — Рому вызволять. Вслед за ними явилась вместе с Лилей ее мать, заплаканная. На ладони — те золотые часы.
-Простите,цыгане, дуру. Не знаю, как виниться перед Ромочкой. Часики-то я в шкафу нашла.
Владимир Федоров


Рецензии