Встреча

Папа, я уже  готова. Цветы купим на месте. Цапочку , лейку и ножницы я взяла.
-Хорошо. Дашенька, я пойду за машиной.
 Мужчина лет 60-ти десяти   и молодая  девушка спустились на
лифте. Отец пошел  в гараж,  выкатил  машину  к подъезду. Девушка положила подготовленные инструменты в багажник.
-Поехали?.-спросил  Михаил Сергеевич, отец  Даши .-Ты  ничего не забыла?
-Нет, не забыла. Можно ехать.
 Петляя по извилистым улочкам города, машина вскоре  выехала на дорогу, ведущую к городскому кладбищу.    Выйдя из машины у кладбищенских ворот, Даша  купила  цветы в киоске, и они направились  вглубь  кладбища по главной аллее.
 Они быстро прошли к красивому памятнику: бюст женщины из белого мрамора стоял  на пъедестале  чёрного мрамора. Золотистыми буквами
светилась надпись:
Глаголева Эльвира Николаевна.1938-2001 гг.
«Да святится имя твое.»
 Остановившись у могилы, отец и   дочь  перекрестились и одновременно произнесли:
-Здравствуй. Мамочка. Мы снова пришли к тебе, дорогая.
Постояв несколько минут молча, они начали при-
водить в порядок могилу: убрали засохшие цветы
и листья, почистили цапкой дёрн, вылили из   вазы старую воду.
 Мужчина принёс свежей воды, поставил в вазу цветы
 и зажёг свечи. Потом они сели на лавочку,
стоящую у ограды, и долго молчали.
-Пойдём, папа, посмотрим, что нужно сделать у тёти Светы.
-Идём вправо, так легче найти её могилу,- сказал отец. 
        Он пошёл первым и, пройдя ряд могил, вдруг остановился у одной из них: на серой плите  была надпись: Острожская Людвига Фридриховна.
1939-2002г.
Он стоял в недоумении и смотрел на фотографию миловидной женщины.
-Кто это ,папа? -Даша, удивлённо вглядываясь в изменившееся от боли   лицо   отца.
Он молчал, глядя на фото женщины.
-Папа, кто это?- снова спросила дочь.
Отец,  вздохнув, сказал:
-Знакомая. Мы когда-то вместе работали.
-Расскажи  мне о ней, - попросила Даша.
 Они  сели в машину. Михаил Сергеевич долго  молчал. Потом  сказал:
- Она пришла к нам в середине ноября: небольшого роста . Женственная, с холеными руками и длинными ногами. Наивное лицо. Ни грамма  кокетства, вежлива ,интеллигента, во время разговора внимательно смотрела на собеседника .Иронична, образована. Она  притягивала взгляд необычным сочетанием мягкости  и горделивости. Никто из преподавателей  нашей кафедры, да и других кафедр, не рискнули бы сделать неучтивое  предложение или рассказать в ее присутствии  пошлый анекдот .После зимней сессии она помогла мне сделать удобное  расписаний занятий. Я поблагодарил её цветами и коробкой конфет. Она улыбнулась, сказала:» спасибо». И всё. Она нравилась мужчинам.  Но никто не решался пойти на сближение или пригласить  на свидание, хотя все знали,   что она разошлась  с мужем. У неё было двое детей. Девочка и  мальчик. Как-то раз я задержался на кафедре,  и мы одновременно вышли из института.
-Можно подвести Вас домой?- спросил я.
-Я далеко живу.
-Тем лучше: я поупражняюсь в искусстве  вождения, а Вы скорее попадете домой.
 Она немного подумала и неохотно согласилась.  Я специально выбрал самый длинный путь. О чём мы говорили, я  не помню,  но  она оказалась интересным и остроумным собеседником. Точно   выстроенные фразы, литературный язык, мягкий юмор. Она рассказывала о своих детях, их занятиях, увлечениях и учебе. На вопрос о  муже ответила просто и спокойно:
- У него другая семья, но он часто   проводит время с ребятами.Мы  не враги. Он  пишет докторскую диссертацию. Эрудированный и талантливый человек. Дети его любят.
 Мы подъехали к её дому, она сказала:
-Вот и приехали. Спасибо.
И ушла. Странное у меня было чувство :мне хотелось её удержать, сказать какие-то ласковые слова, возникло безотчётное желание её защитить, уберечь. Просто во мне что-то произошло, перевернулась в душе…
-Вы встречались потом?
-Да, виделись на работе.  Однажды зимой был сильный гололёд. Машину я оставил в гараже. На троллейбусной остановке стояла большая толпа пассажиров: троллейбусы не ходили и  я стал ждать  вместе со всеми.
Подошла Людвига. Спросила , давно ли я жду троллейбуса.
-Да. Минут двадцать. Уже замёрз.
-Может, пойдем пешком,- предложила  она- Там сядем на автобус.
 Мы пошли  Ветер холодный, скользко. Я держал  её под руку . Увидев кафе, предложил выпить чашечку кофе  и немного погреться. Она согласилась. Мы зашли в кафе, я заказал кофе и мы  заняли  свободный столик. За соседним столиком оказался один из наших преподавателей. Он удивлённо посмотрел на нас .Поздоровался .
-Удивлённо ? Почему?
-Понимаешь ,она ни с кем из наших донжуанов  нигде не была замечена  и я ожидал на следующий день пересудов. Но он никому или почти никому не рассказал об этой встрече. Я провел её домой. Она снова сказала «Спасибо»  и  хотела уйти. Но потом предложила зайти погреться. Так я попал к ней домой .Вышел  навстречу мальчик, поздоровался, помог маме снять пальто ,спросил , почему  она задержалась. Она объяснила, что не ходят троллейбусы, пришлось идти пешком, замёрзли.
 - Вот Михаил Сергеевич любезно провел меня домой. Так  что  приготовь, пожалуйста, кофе.
-А сколько ему лет?
-Лет пятнадцать-шестнадцать.
-Красивый?
-Да. Высокий, темноволосый. Спортивного вида. Он спросил у меня,  какой  кофе я люблю: крепкий, с  сахаром или без .Я  ответил Он  пошел на кухню. Людвига провела меня в гостиную. У окна стоял старинный австрийский рояль, ореховый, отполированный  до блеска. На нём  переливалась вишневым цветом хрустальная ваза, очень необычной и красивой формы. Одна стена была полностью заставлена книжными шкафами.  Рядом стояли  два кресла и журнальный столик ,такого же орехового цвета. Диван и кресла  были  оббиты вишневым с золотыми цветами  шелком .На стене висели написанные маслом картины с видом моря и гор. Одна из них была необычайно хороша: на ней была нарисована  небольшую  деревянная  церковь и ель в снегу. Было ощущение свежего снежного воздуха.
-Это рисунки мужа  и сына,- пояснила Людвига.
 Пришел   мальчик с подносом. Помимо кофе были  бутерброды , сахар , сливки и  коньяк  с  коньячной стопочкой.
 -Если хотите, можно в кофе добавить коньяк- это поможет  Вам согреться.
-Спасибо, - сказал я.
 Мне было приятно такое внимание.Мы стали пить  кофе. Через некоторое время мальчик подошел к нам и сказал:
-Мама ,я поехал за  Верой.
-Хорошо. Осторожнее, на улице очень  скользко.
-До  свидания,- сказал мальчик и ушел.
-Верочка у нас учится в хореографическом училище ,- пояснила Людвига.
 Уходить не хотелось. Но я поблагодарил  за кофе, попрощался и ушёл.А весной был как-то праздник и все сотрудники  вышли на уборку территории института. Людвига присела перед кустом роз и окапывала его. Один из преподавателей , известный ловелас и любимчик женщин, подошёл к ней со спины и положил руку на её плечо. Происшедшее дальше поразило всех: Людвига стремительно встала ,повернулась к нему лицом и подняла руку. Все ожидали пощёчины. Позволивший себе фамильярность преподаватель  испуганно отшатнулся.
-Ему надо было дать оплеуху-, сказала  Даша.
Михаил Сергеевич рассмеялся:
- Надо  бы, но это был бы скандал.
 Летом ,во время сессии, у  неё был день рождения и все преподаватели преподнесли  ей цветы .Отмечали в кафе. Потом я ей помог отвезти цветы и подарки домой .После отпуска она не вернулась к нам на кафедру : перевелась в другой институт .Встретились мы с ней ещё раз  на остановке трамвая , недалеко от  больницы  ,где лечилась твоя мама. Она приветливо улыбнулась. Поговорили о работе. Она попрощалась и ушла. Больше мы не виделись
 - И всё?- спросила Даша,- Она тебе нравилась?
-Да.
- Но маму ты все равно любил больше, правда?
-Правда,- как-то  неуверенно ответил  Михаил Сергеевич   В его ответе была недоговоренность и грусть..
 


Рецензии