Ленин В. И. -1

 «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и  любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». (В.И. Ленин.) Полагаю, что это из статьи «Удержат ли большевики государственную власть?». Далее. Идея Ленина – вот какая: от имени пролетариата, чернорабочих и кухарок большевики (то есть их передовая часть) берут власть и устанавливают диктатуру. «От имени». В этом смысл фразы: «Мы не утописты». Потом   («не сейчас же»)  предполагалось их подучить и ввести в органы управления. Так и случилось после смерти вождя: все наши Советы были наполнены кухарками, свинарками, доярками, телятницами, пастухами, токарями, сверлильщиками, фрезеровщиками, псевдоинтеллигентами и т.д.. Передовыми, разумеется. Которые все одобряли единогласно. Как сегодня в Северной Корее и других прокоммунистических государствах. Формально у власти были трудящиеся, но за их спинами стояли вожди, которые без помех реализовали свои идеи. Это называлось советской властью. 10 декабря 2008 г.

Мыслей Вы подали немало интересных, уважаемый Петр. Первая. О «патологической непримиримости» вождя. Именно она стала одной из главных причин великого кровопролития на Руси. В одном человеке было сконцентрировано столько ненависти к носителям частной собственности и их идеологам, что хватило бы ее на весь мир на целое тысячелетие. Эта ненависть была облачена в науку и принесла миру много бед. «Материализм и эмпириокритицизм», будучи студентом,  я изучал досконально. Знаю, знаю эту «научную» работу. А Вы помните его слова о Гегеле, записанные на полях «Философских тетрадей»: «Боженьку жалко, сволочь идеалистическая!»? Сейчас читаю Бертрана Рассела «Историю западной философии». Он приезжал к Ленину.  В свое время западные интеллигенты были очень очарованы советским режимом. Горький их втянул в эту историю. Слаб человек в этом мире. А интеллигент – человек. Потом многих постигло разочарование.

 О Томасе Море. Давно я его изучал. Помню, что за спинами работающих для контроля и подталкивания он поставил сифогрантов и траниборов. Это прообраз современных работников спецслужб в тоталитарных государствах. «Утопичны и ложны, но предрешенно необходимы. Как и все остальные доктрины», – написали Вы. Я согласен. Человечество все должно пережить: и «корь», и «грипп», и «воспаление легких». Желательно избежать «рака», «СПИДа», «бесовщины», «сумасшествия»… 12 декабря 2008 г.

 
Ленин – это эксперимент. Он сжег старый «дом», а сегодня мы его восстанавливаем по старым чертежам. Зачем было сжигать? Зачем было принесено столько жертв? Ленина называют великим и гениальным. Понять не могу, в чем его величие и гениальность.  27 февраля 2009 г.

 Господину Ф-б. Замечательно, что Вы  поддержали разговор о Бердяеве. Давайте изучать выдающегося  русского философа религиозного склада. Бердяев – такой же глубокий поклонник Христа, как и Достоевский. И здесь я не могу не привести мысль Достоевского: если надо будет выбирать между истиной и Христом, я выберу Христа. Не мог философ положительно относиться к буржуазному образу жизни именно по причине своих религиозных убеждений. Нажива, стяжательство, менялы, дух конкуренции – это не для него. Смысл жизни он видел в вере. Он изгнан был большевиками, приплыл к проклятым буржуям. Хорошо устроился, много написал. Но этот опыт не помог ему спуститься с Небес. Многие из тех, кого приютил Запад, потом кидали в него (в Запад) комья грязи.

Вот что Бердяев написал в работе, на которую Вы ссылаетесь: «Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм. В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии,  сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, отрицание духа и духовных ценностей». Справедливо написал? Пожалуй. Сегодня можно прибавить: «Русская интеллигенция получила сполна то, чего очень хотела». И  спросить: «Вы довольны, господа?»… В оправдание можно лишь сказать, что никто не предполагал, что дело зайдет так далеко, что инициативу захватит «сектантская нетерпимость» самой радикальной группы интеллигенции,  которая прошла через опыт тюрем и ссылок, а дозревала в Швейцарии. Никто не мог предположить, что разразится губительная для России война, а правители на фоне ее бед окажутся игрушечными. Нельзя недооценивать и талант Ленина как политика. Следует добавить, что борцы за справедливость (включая правдолюбца Толстого) в конкретных политических вопросах выглядели пустыми мечтателями, а борец за установление принудительного рая в России – Ленин – оказался умным и проворным. Великую опасность предвидел только Достоевский (роман «Бесы»).

В книге «Истоки и смысл русского коммунизма» о Ленине и коммунизме Бердяев говорит следующее: «Ленин – антигуманист, как и антидемократ. В этом он человек новой эпохи, эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов. Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью. Этому будут подражать Муссолини и Гитлер, Сталин будет законченным типом вождя-диктатора. Ленинизм не есть, конечно, фашизм, но сталинизм уже очень походит на фашизм». Бердяев не знал, чем ленинский эксперимент закончится, поэтому его высказывания осторожны, расплывчаты. Сегодня он был бы более резок.

И еще одну мысль выдающегося философа,  которую приводит господин Ф-б, я хотел бы прокомментировать. «Экономический человек преходящий. И вполне возможна новая мотивация труда, более соответствующая достоинству человека»… XX век фундаментально проверил две мотивации труда: экономический интерес и политическое принуждение на основе тотально огосударствленной собственности. А где третья, которая якобы «возможна»? Может быть, страны Скандинавии и Европы реализовали ее? На основе частной собственности и рыночной экономики они создали привлекательные варианты экономической и социальной жизни. О том ли мечтал Бердяев? Слишком много утопизма в его социальных замыслах, в его рассуждениях о трудовых мотивах. У нас ищет Сергей Михайлович Миронов – лидер «Справедливой России» и председатель Совета Федерации РФ, ищет некий «новый социализм». Пожелаем ему удачи. 15 июля 2009 г.
 


Рецензии
Добрый день, уважаемый Сергей!
Очень глубокие вопросы затрагивате Вы в своих статьях, и тем интереснее.
Сравнительно недавно перечитывал некоторые главы из "Бесов" и буквально остолбенел, насколько некоторые впечатления Фёдора Михайловича о своём времени совпадают с нынешними реалиями. В частности, глава о "Бале гувернанток"! Как же всё похоже на нашу нынешнюю действительность с её сюром. Это я к вопросу поиска "нового социализма" некоторыми нынешними политическими романтиками.
С праздником Пасхи, пожеланиеми здоровья и творческих успехов!

Валерий Шум 12   04.04.2010 10:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, уважаемый Валерий! И Вас поздравляю с праздником Пасхи.Заходите, всегда рад Вашему приходу.

Сергей Корягин   04.04.2010 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.