Проникновение в природу реальности

(Еще немного о счастье. Совсем чуть-чуть...)

«Когда омрачения угасают, то естественным образом проявляется мудрость, и вы не чувствуете разницы между страданием и радостью, ведь радость и страдания эти – одной природы. Они одно и то же...».
               
Цитата из кинофильма: «Среди белых облаков».


В этой статье, (насколько хватает моего понимания), я попробую исследовать наиболее трудно воспринимаемый западным образом мысли, один из основополагающих постулатов буддизма, а именно - вывод об иллюзорности всего сущего. Мои познания весьма неглубоки, но размышляя о природе реальности, тем более облекая свои мысли в литературную форму, я все более утверждаюсь на пути ведущем к ее пониманию, а так же, помогаю встать на него другим. И если провести параллели между настоящей и предыдущей статьей - «Апофеоз прагматизма», нетрудно заметить, что они написаны в одном контексте, и вряд ли возможно рассматривать их в отрыве друг от друга.    

Итак, что же такое реальность? Что скрывается под этим понятием? Только на одну эту тему можно писать весьма объемные философские трактаты, но, на мой взгляд, достаточно будет ограничиться определением ее, как окружающего нас мира. Но, скажете вы, каждый из нас воспринимает этот мир по-разному, а значит, для каждого из нас существует своя собственная реальность. Виктор Гюго как-то сказал: «Родился человек – родился целый мир!». С этим трудно спорить. Но также несомненным остается то - как мы воспринимаем реальность, и, то - какова она в действительности, чаще всего между собой не имеют ничего общего.   

Мир окружающий нас постоянно меняется. Это его главная особенность. Он состоит из объектов – форм, которые в нем проявляются, какое-то время действуют, а потом, в нем же, растворяются. Единственное, (естественно, помимо изменчивости), что в этом мире неизменно – это отсутствие самосущности, (самостоятельного существования), любых форм – объектов.

Давайте рассмотрим такой объект, как автомобиль. Если воспринимать его поверхностно – это отдельный от всего мира объект, выполняющий определенные функции. Но при более углубленном рассмотрении, открывается удивительный факт – в нем, как и в любом другом объекте, нет ничего самосущего, другими словами – нет ничего, что определяло бы его как автомобиль. Перед нашим умозрительным взглядом предстает нечто состоящее из отдельных частей и стечения различных обстоятельств, без которых существование этого объекта было бы невозможным. Нечто возникшее благодаря множеству факторов, соединившихся в одной  пространственно-временной точке, которые получили определение "автомобиль", что само по себе этим названием не является. Это можно было бы сравнить с вершиной айсберга, чья  основная часть, как известно, скрыта от взгляда наблюдателя под водой, которую ему невозможно визуально определить, и он, основываясь лишь на видимости, определяет вершину айсберга, как самостоятельную или независимую единицу. Думая об автомобиле или любом другом объекте подобным образом, мы неверно воспринимаем реальность, ведь наши концептуальные определения охватывают лишь внешние факторы и только, по своей ментальной структуре, они похожи на мыльный пузырь и внутренне пусты. Все что мы видим, возникло благодаря многим причинам и факторам, и поэтому не имеет самодовлеющей природы, а значит, если быть последовательным, их невозможно рассматривать отдельно от этих причин и факторов. Следовательно, эти объекты сами по себе существовать не могут. Мы воспринимаем их благодаря концептуальным наложениям нашего ума, и они существуют только лишь на уровне этих концепций или номинально, но, ни в коем случае, – объективно.

Итак, все вокруг возникло благодаря стечению многих обстоятельств и факторов. Например: вы, дорогой мой читатель, имеете возможность наслаждаться:) этой статьей благодаря, не много – ни мало, «Большому взрыву» сотворившему нашу вселенную. И с этим невозможно спорить. Все в этом мире существует обусловлено, а значит, все возникает взаимозависимо. И зависимость эта происходит не только от причин и условий, но также от мысленного обозначения. Именно наш ум является творцом субъективной реальности. Если бы не было осознающего, значит, не было бы и осознаваемого, в обратной последовательности мы придем к тому же самому умозаключению, потому, что существование субъекта прямо пропорционально существованию объекта. Но если говорить о причинно следственной связи в обычном ее понимании, то любой объект имеет очевидное, а так же скрытое или тонкое влияние на существование любого другого объекта. Даже гипотетическую возможность подобного влияния, можно рассматривать, как ее тонкую форму. Ведь это не что иное, как потенциал, другими словами – вероятность развития событий в том или ином направлении. И все, что мы видим, исходит из самого существования этой вероятности.

Итак, все в этом мире взаимосвязано, то ест не обладает самодовлеющим бытием и когда мы осознаем это, следующим шагом непременно приходим к выводу, что все сущее имеет единую природу, другими словами – все едино в своей абсолютной ипостаси. Это подтверждается открытиями в области квантовой физики и представлено аналогиями в даосизме, где, абсолютная реальность объясняется как изначальная гармония – Дао, а также, в индуизме, в виде не имеющего определения и не обладающего атрибутами потому, что он обладает ими всеми неразрывно, – Брахмана, и в буддизме, где эта реальность заключается в понятии пустоты.   

«Не разделен, и не един!», написал достославный буддистский наставник Нагарджуна в своем трактате: «Основополагающая мудрость». Что подразумевал под этими словами мудрец? Он имел в виду субъективную, условную реальность, или то, как мы воспринимаем мир – «не един», и абсолютную ее ипостась – «не разделен».

Что же дает нам это удивительное открытие? Во-первых: если мы перестаем воспринимать объекты и явления, как объективно существующие, у нас не будет развиваться страстная привязанность к ним, а значит, не будет ни единой причины для возникновения ненависти или гнева, в случае, когда что-то противостоит нашей привязанности, то есть не будет почвы для проявления тех разрушительных эмоций, которые напрямую противостоят нашему счастью. Во-вторых: когда мы перестаем мыслить категориями: «я отдельно, а мир отдельно от меня», мы взращиваем в себе верное отношение к действительности, где, пропорционально росту мудрости в нас, остается все меньше места эгоцентризму – основной причине всех наших бед. Подобным образом, когда мы уже не видим разницы между собой и вселенной, мы приобретаем полноту бытия, умиротворение, покой и счастье размером с эту вселенную, то есть – не имеющие конца. По-моему, это достаточный повод для того, чтобы начать мыслить иными категориями. Для меня это очевидно, а для вас?
            


Рецензии
Здравствуйте, дорогой Роман.

Вот в данный момент мои дети смотрят фильм о инопланетянах, страшных существах, ревущих с экрана. И моя маленькая собачка Веста тоже смотрит. Но на каждый их рык, на угрожающие прыжки чудовищ она реагирует подпрытивая перед телевизором, и ожесточённо облаивая угрозу с его экрана, грозящую впрыгнуть в комнату к детям. Дети жи пытаются добиться, чтобы Веста смотрела фильм умиротворённо позёвывая, не реагируя на опасности.

Вся по своему с ума сходит. Восточный трансцендент, вдохнув в себя великий запах смерти с ладони, блаженно улыбается, видя как умирают его дети и негодуя как Арджуна на поле боя, всё же понимает, что они уходят к отцу небесному, в его объятия, и провожает их, любуясь мёртвыми тельцами и радуясь их смерти. С детьми ворчит на Весту, не понимающую их родственность во взрыве космоса с инопланетянами, и кровную притёртость их клыков к телам питающим, подопечным её заботам, хозяйских ребятишек.

А Русский человек, хватив стаканом самогон, идёт кометой огненной по миру, круша в щепу его спокойствие, и наводя порядок, в попытках мрачных, буйных, страшных решить вопрос любви и уважения. Любви своей ко всем живущим и уважения ответного - от всех к себе. Он Вестой видит все угрозы и встав стеной пред ними, один сражается за мир, и за себя в холодных переливах смородиновой речки, на калиновом мосту и на заставе пограничной между угроз космических и пострясениях диванных детских страхов... и за детей наивных, которые не видают тревоги в приближдениях смерти к своим сердечкам, бъётся...

Восток - Не разделён и не един. А христианство - Блаженны миротворцы. В каждом соединении любых составных бессмыслиц вокруг некого их предназначения, осмысленной необходимости, цели - возникает то, что Лосев называет "Самое само", а Достоевский - "В каждой бессмыслице должен быть смысл". В скоплении палочек, и сделанных их них ножек, спинки и сидения, вдруг возникает смысл - идея - сдержать падение человека на пол в его стремлениях принять удобное положение пред монитором и, творящей мир, клавиатурой- стул. И каждый автомобиль пожирает расстояние, гудя работой, корабль лежит устало на камнях, разбившись корпусом, орудиями и винтами о высшее предназначение - оборонить страну,повергнув всех её врагов на море. И вот народ, живущий якобы бессмыслено, но всё притёрто в нём, все борется и всё подчинено идее выживания и главное идее воплотить своё лицо средь мира инобытия и смысл свой раскрутить гудящим шаром энергии в простанствах средь разбегающихся племен, не состоявшихся ни мыслью, ни достижением, ни упрямством, ни идеей...лишь пятками сверкнувших пред восстающим - "Я есмь".

Я есмь. И Веста - вихрь заботы. И стул - предназначение и кряхтение его дощечек. Усталый "Запорожец" катавший разбежавшихся давно потомков хозяина. Народ поверженный, копящий силы. Мы все едины взрывом. Но взрыв вселенной - миротворцев труд, он раздвигается стремясь вместить их появления, очередные возникновения всё новых взрывов. Вселенная живёт, она бурлит и в каждой её капельке - вихрь скрытой ещё жизни, потенции творца из зёрнышка горчицы мир создать. Теогонический поток, падение водопада, стремление колеса в пути горизонтальном, достичь манящих идеалов.

Совершенное знание может быть пассивным, но может и бурлить. Одни вещают - Бог самодостаточен и всем доволен. Но Бог, отдав на растерзание человеком сына, ужели не вопит от боли предтоники, стремящейся достичь удовлетворения в аккорде совершенства? От недоутоления истины. От её страсти, жажды довершиться смыслом. Рожая сына разве мать не торжествует любовью, а любовь не плачет разве матерью, от счастья родить и дать начало... и продолжить мир?

Весь мир - энергия, а совершенство знания - люкующее пение, в полете жутком его осколков, разрывных, для всех мишеней...

И Вы правы - в принятии слепого разрушения, как возрождения всё новых взрывов. Страдание и радость становятся одной природой. Но, только на кресте любви. Её ликующая радость - предвестье смерти.

С уважением...

Владимир Рысинов   04.04.2010 21:05     Заявить о нарушении
Прекрасная рецензия, которая сама по-себе является произведением искусства. Отвечу Вам словами великого буддистского наставника Ламы Цонкапы: "Я не считаю Будду выше остальных, но каждого, чья речь разумна, считаю своим учителем". Спасибо.

Р. Гаруда.

Гаруда Роман   04.04.2010 22:26   Заявить о нарушении
Мы познаем радость на основе страдания, и познаем страдание - на основе радости. По-этому у них одна природа...

Гаруда Роман   20.07.2012 01:44   Заявить о нарушении
Да, два облика одной монеты.
С уважением...

Владимир Рысинов   20.07.2012 05:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.