Пещерный город Крыма Чуфут-Кале

          Ещё до того, как я попал впервые в Крым, я слышал о тамошних пещерных городах. «Пещерные… города?» — странное сочетание, думалось мне. До этого я в Армении посещал храм Гегард, высеченный в толще туфа.

          Слышал я и о пещерных городах Грузии.

          Но больше всего мне хотелось побывать в крымских.

          Так вышло, что первым я посетил в восьмидесятом году пещерный город Чуфут-Кале, что в переводе значит «Крепость иудеев». 

          Попали мы туда с женой в начале октября. Стояла прекрасная пора — золотая осень.
          Было тихо, по-летнему тепло, но не жарко, хотя листья уже тронул лёгкий жёлтый цвет. Самое время побродить по горам.

          И вот мы доехали из Симферополя автобусом до Бахчисарая, спустились в каньон, в котором расположен старый Бахчисарай, бывшая резиденция крымских ханов, состоящий из одной улицы, дома на которой по левую сторону ютятся на огромных валунах и скалах. 

          Чуфут-Кале находится за городом, куда мы отправляемся по долине, покрытой густым лесом.
          Слева внизу дороги располагалась когда-то деревушка крымских христиан Мариамполь, по имени которой назван город Мариуполь, куда после установления протектората над Крымским ханством Российской империей были высланы, согласно Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 года, сорок тысяч христиан Крыма.

          Справа — руины пещерного Успенского монастыря с грубо поновленными масляными красками старинными иконами прямо на стене выдолбленных пещер.
          Слева уже видна столообразная, довольно высокая гора, на которой, собственно, и располагается пещерный город.
          Отвесные стены плато покрыты огромными естественными гротами, пещерами, некоторые переделаны людьми в хозяйственные постройки, загоны для скота.

          Поворот, несколько сот метров довольно крутого подъёма по отполированной тысячами ног дороге — и вот перед нами появляется потайная калитка, вход в город, не видный за поворотом скалы.

          На обитых железом массивных старинных больших дверях висит не менее массивный висячий замок. Оказывается, пещерный город — филиал краеведческого музея, и как раз во вторник (день нашего заезда) у него выходной.

          Никого, весь город принадлежит нам, только ещё одна парочка растерянных бедолаг, таких же, как и мы, мнётся у замкнутых дверей. Да, город наш. Но как же попасть внутрь?

          Тут я, кстати, вспомнил, что город в своё время был взят штурмом татарами, причём каким-то другим путём, не этим. Значит, должен быть иной, альтернативный вход? 

          Мы идём вдоль обрыва и, пройдя несколько сот метров, действительно находим довольно сносный подъём-осыпь на плато.
          Уж не знаю, через него ли забрались татарские войска наверх, скорее всего, нет, но в данном случае логическое мышление явно принесло пользу.

          Помогая друг другу, мы взбираемся на плато. Прямо перед нами восточная средневековая полуразрушенная крепостная стена из обработанного песчаника с воротами, к счастью, без всяких дверей. Она перегораживает этот сухопутный полуостров, роль берегов в котором играют неприступные прежде обрывы, моря — глубокие узкие зелёные долины.

          И всюду прямоугольные и гротообразные пещеры, некоторые естественного происхождения и только поправленные людьми, другие — целиком рукотворные.           Конечно, в этих пещерах не жили, они выполняли функцию подвалов, нижних этажей домов, каких-то хозяйственных построек, тюрем, например.

          Сами дома не сохранились, их разобрали жители того же Бахчисарая для строительства своих домов. Пещеры, выходящие к обрыву, имеют вырубленные окна, откуда открывается чарующий многокилометровый вид на близлежащую долину и голубые силуэты гор вдали.

          Поражает дорога в городе в монолите известняка, отшлифованная до блеска, и колея на ней до полуметра глубиной.
          Это сколько же двухколесных повозок с огромными деревянными колесами проезжало по этой дороге и сколько столетий прошло, чтобы образовалась такая поверхность дороги и такая глубокая колея?!
          Но сейчас жизнь исчезла в бездне времени. Остался лишь вырубленный в скале автограф истории на обработанной её же странице.

          Территория города небольшая, и с другой стороны этот сухопутный полуостров ограждается невысокой стеной, сложенной всухую, выбирая в нём подобие сектора.
       
          За этой стеной находится пустырь Бурунчак, который предназначался для выпаса скота в лихую годину. Есть ещё и третья, средняя стена пятого-шестого веков, расположенная приблизительно посередине города.

          На пустыре Бурунчак совсем недавно обнаружилось совершенно уникальное сооружение, которое носит официальное название «гидротехническое сооружение с колодцем Тик-Кую». 

          Если я правильно излагаю, на указанном пустыре росла яблонька. Надо сказать, что на плато воды нет, наверное, поэтому город уже давно покинут. Колодцы после землетрясений пересохли. Растёт лишь густая жёсткая колючая тёмно-зелёная трава.
   
          А тут зелёная яблонька. 

          Начали копать под ней обнаружили колодец, который вёл вертикально вниз, уходил ниже уровня долины, и тут от него ответвлялся наклонный со ступеньками ход вверх на поверхность.

          ЗдОрово?!
      
          Дальше будет еще интересней.

          Сразу после ответвления ход колодца расширяется, по его внутренней поверхности идет спиральная лестница, длинной более десятка метров в глубину. Там был найден клад серебряных и медных монет.

          Надо напомнить, что это сооружение, явно гидротехнического характера, было проложено в монолите горы. Труд затрачен колоссальный! 

          Я спускался туда по наклонному входу. На стене были выгравированы какие-то письмена. Мокрые скользкие ступеньки заплыли натеками кальцита.
          За многие годы ступеньки превратились в подобие стиральной доски из-за этих натеков. После тридцатиградусной наружной жары в колодце сохранялась температура не более восьми градусов тепла.

          Стены были тоже покрыты натеками кальцита, так что и держаться было не за что. С большим трудом я спустился на дно колодца, ещё не раскопанного до конца, и с не меньшим поднялся.
          Воды в колодце сейчас нет.

          О точном назначении этого сооружения археологи пока не пришли к определённому выводу. Какую функцию имел наклонный выход на поверхность, спиралевидная лестница? Если это только колодец, какова была технология подъёма воды?

          Вопросов больше, чем ответов. 


          Последними жителями города являлись караимы, и, выйдя из восточных ворот и пройдя еще несколько сот метров, ты попадаешь на их старое кладбище, так называемую Иосафатову долину, которая была традиционным и священным местом захоронения караимов.

          Сотни заросших деревьями и кустарником (почти ушедших в землю, перевитых тёмно-зелёными лианами, разбросанных в самых причудливых положениях) могильных памятников из известняка в форме высокого и узкого прямоугольника с древнеиудейскими надписями находятся там.
         О самых древних захоронениях, как и об истории народа, идут споры. 

         Историк караимского народа Фиркович, который последний из караимов проживал в Чуфут-Кале ещё в начале прошлого века, собрал богатейшую библиотеку древних книг и рукописей по истории караимов.
         Также он занимался исследованием захоронений в долине и нашёл захоронения второго-третьего веков н. э., другие же историки относят их к седьмому-восьмому векам н. э.
        Здесь смешались амбиции разных народов, поговаривают о фальсификации надписей на могильных плитах и рукописей Фирковича. 

        Как бы это ни было, народ этот древний и появился в Крыму задолго до татар.


        Диким забвением, отрешённостью веет от этого «пещерного города».
Жили здесь люди, любили, рождались и умирали многие сотни лет, а теперь только непролазные заросли колючих кизила, шиповника, барбариса, боярышника охраняют видения прошлого, да степные пахучие травы на полянах навевают сон и покой когда-то оживлённым городам.

       Фото автора.
       На фото туристы
       за входом в пещерный
       город.


       Продолжение http://www.proza.ru/2010/03/23/1381


Рецензии
Александр Георгиевич, Вы с такой любовью пишите о Крыме, так заразительно, что читаешь текст до конца. Обычно, я зайдя и прочитав два первые предложения, сразу возвращаюсь обратно :)
С наилучшими пожеланиями

Надежда Шевцова   18.11.2024 10:12     Заявить о нарушении
Я очень люблю Крым, Надежда, именно поэтому я пишу о нем с такой любовью и так заразительно, что Вы читаете мой рассказ сразу до конца, а обычно Вы, зайдя и прочитав два первые предложения, сразу возвращаетесь обратно.
Благодарю за рецензию.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Федоров Александр Георгиевич   18.11.2024 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.