Итальянский сувенир

 
 В тот год, а это было в конце шестидесятых, в наш город приехал из Италии камерный хор.
 Гуляя, как обычно, по проспекту Руставели, мы с Гиви обратили внимание на небольшую группу иностранцев, которые говорили на итальянском языке. Тогда я, изучая итальянский, уже мог неплохо говорить на нем. Ну, а Гиви, с которым мы проводили вместе
много времени, будучи человеком способным, легко ухватывал на лету любой иностранный язык.
 Увидев итальянцев, мы долго не думая, подошли к ним и завязали беседу. Несмотря на то, что беседы с иностранцами в то время не поощрялись, я осмелился пригласить их к себе домой, а они пригласили меня и Гиви на свой концерт, который они давали в Малом зале Консерватории.
 После концерта мы с Гиви повели итальянцев ко мне домой. Угостив их шампанским и шоколадом, я преподнес им свою работу «Тбилисский дворик», а они подарили нам пару туфель, сказав:
- Это вам итальянские туфли, носите на здоровье.
  Я подумал, как мы с Гиви будем делить эти туфли и чуть было не пожалел, что мы с ним не одноногие. Ради такой обуви можно было быть и калеками.
  Попрощавшись с итальянцами, мне и Гиви не терпелось примерить эти туфли. Вначале их попытался надеть Гиви, но по его лицу было заметно, что они ему очень жмут. Затем попробовал я, но и мне они очень жали. Гиви возмущался:
- Не могу понять, почему они мне жмут. Посмотри Джованни, туфли мне по росту подходят.
  Гиви, будучи невысокого роста, обычно, когда покупал обувь, становился перед зеркалом и смотрел, насколько размер туфель соответствовал его росту. Для него номер обуви не имел принципиального значения, главное чтобы туфли не казались больше, чем он сам.
- При чем тут твой рост, - говорю ему, - туфли тебе малы.
- Что будем делать? – спрашивает Гиви.
- Ничего, - отвечаю, - как-никак подарок итальянцев, будем хранить как итальянский сувенир. Я им подарил картину, которую они повесят на стену, давай и мы повесим эти туфли на стену, в память о них.
  Так и поступили. Повесили туфли на стену в моей мастерской, где они и провисели некоторое время.
  Нужно сказать, что туфли были отменные. Из хорошей кожи, элегантная модель, но слишком узкие и с низким подъемом. Как видно они были рассчитаны не на такие ступни «хомо советикус», как у меня и у Гиви.
   Туфли висели у меня до тех пор, пока их не заметил наш друг Нугзар. Он удивился, что такие замечательные туфли висят у нас на стене.
- Почему не носите, - спросил Нугзар.
- Они нам жмут, - отвечали мы.
- Можно я примерю, - попросил он.
- Примерь, если хочешь. Наверно и тебе они будут малы, - сказал ему Гиви, в душе  надеясь, что и Нугзару они будут жать.
  Нугзар примерил туфли, и они, к нашему сожалению, были ему как раз. Чувствовалось, что Гиви был явно не в восторге признать это.
 Нугзар поносил туфли несколько дней, после чего, Гиви забрал их обратно, надеясь, что Нугзару за несколько дней удалось как-то расширить изящную итальянскую обувь. Но аристократическая узкая ступня Нугзара, с низким подъемом, абсолютно не внесла изменений в объем обуви.
  И вот в один прекрасный день я встретил Гиви в наших туфлях. Но что это, туфли выглядели совсем по-другому. На них чувствовалось пребывание в Советском союзе.
Они как будто бы пополнели и огрубели. От их итальянской элегантности ничего не осталось. Неужели туфли прошли аклиматизацию и получили советское гражданство. Теперь их смело можно было бы назвать «туфлус советикус». Как будто они были изготовлены на местной фабрике «Исани».
- Гиви, - спрашиваю я, - что произошло с туфлями, они что пополнели. Чем ты их кормил.
- Они мне уже не так жмут, я их отдал на растяжку, - признался Гиви.
  Но чувствовалось, что они ему все еще жмут.
  Так и не сумев носить итальянские туфли, которые уже потеряли свой первоначальный лоск, мы отдали их Нугзару, который долго их носил и про себя возмущался, что Гиви так обошелся с элегантными туфлями, отдав их на растяжку.
  С тех пор у каждого из нас было много пар итальянской обуви, но ни одна из них не удостоилась чести висеть на стене, как висят картины. Хотя не всем картинам суждено висеть на стене.

 


Рецензии