Вечность для двоих

Месяц назад умер С, вчера умер Джек. Это не грустно. С было 92 года, он написал мою любимою книгу и полжизни провел в затворничестве. Джек прожил 17 лет, что для собаки тоже немало.
Два года назад  ровно в семь я выходила из дома и шла в парк. Собака лаяла и тянула поводок.   Кто-нибудь обязательно спрашивал:  как зовут вашего пса? И  если мне хотелось, чтобы прохожий рассмеялся, я отвечала: Тайсон. Это было действительно смешно. Такая маленькая собачка и вдруг- Тайсон. 
На самом деле он «Джек».Это простое, короткое имя. Оно хорошо звучало. Когда  мне было 10 лет, родители разрешили мне гулять с собакой одной. Если он  забегала слишком далеко я могла раскатисто кричать «Джек», и этот звук нравился моим ушам. Я кричала «Джек», «Джек», даже тогда, когда  в этом не было особенного смысла. Помню, одной весной я бежала с  ним наперегонки, и записала в своем дневнике « Думаю, если  бежать долго, по мокрой земле, с Джеком, то обязательно можно прибежать к чему-то хорошему».  Потом, лет в 13, я уже звала е его «Тайсон»  и, гуляя, слушала музыку в плеере. Летом я одевала с утра спортивный костюм и бегала с ним по стадиону. Музыка в ушах звенела о вечной любви, сладких конфетах и духе свободы.
-Ты не читала С?
Спросила меня Женя. Он был  старше на год.
-Не помню, наверно читала
Вечером я попросила маму дать мне книги С.
- Возьми у папы в кабинете. А разве его проходят в школе?
С стал для меня открытием. Может, потому что он был первым, кого я читала, стараясь действительно отыскать смысл?  Жене нравилась «пропасть», мне нравились «рассказы». Меня удивляло, как просто, как нежно, как прямо и точно С рисует жизнь. Самая последняя новелла в той толстой книге, которая была в кабинете моего отца,  называлась «Джек». Эта была незамысловатая история,  совершенно в духе С,  о человеке, который  решил стать слепым. Джек жил  один, потому что все остальные жители деревни  умерли от неизвестной болезни. Люди из соседних селений боялись, что он тоже заразен и , возможно,  не умер, потому что отмечен дьяволом. Ему оставалось  просто жить, просто возделывать землю, просто трудиться так, как подсказывали воспоминания о нормальной жизни. Еще в его распоряжении были книги, сохранившиеся домах односельчан. Больше всего их было у священника. На пыльных полках его библиотеки он и отрыл рукопись «Как стать слепым». Больше ничего он прочесть не смог, потому что переведено было только название, а остальная часть текста осталась нерасшифрованной. С тех пор он решил стать слепым: учился все время ходить с закрытыми глазами, учился есть с закрытыми глазами, доить вою корову, убираться в комнате. И в самом конце его долгой жизни  случилось чудо: он стал видеть с закрытыми глазами.
Эта новелла была потрясающе. Было время, я могла рассказать ее наизусть. Да и сейчас некоторые куски, ручаюсь, могу воспроизвести без запинки.
-Ты читаешь С?
Спросил папа, увидев как-то книгу у меня в руках
-Я навал нашего Джека в честь последней его новеллы. Читала?
-О, да
С тех пор я опять звала  собаку Джеком, хоть прохожим иногда называла его «Тайсоном».
Мне было уже 16, я сидела  на скамейке. Была ранняя осень. Джек примостился рядом и  лег на траву. Кажется, ему тоже нравилось это ласковое, нежаркое солнце. Но он не грустил, а я грустила
Мимо проходил   старик. Я не сразу заметила его, такого маленького роста он был
-У вас добрая собака?
Неожиданно спросил он
-Думаю да
Ответила я
-Я завидую добрым собакам. Они вечны
-Правда?
-Да, они рождаются снова и снова и  им всегда интересно жить.
-А кому еще интересно жить?
-Умным людям, но их меньше,  чем собак
И старик ушел. После этого я перестала грустить о  С, и даже когда через две недели  умер Джек, я смогла вспомнить его слова и не подастся эгоистичному горю. Будь спокойна,- сказала я себе- добрым и умным дорога жить.


Рецензии