Критический разбор одного стихотворения

         Так ли просты «простые» стихотворения ?

      При составлении своего «Путеводителя по русской поэзии» (смотри http://proza.ru/2010/07/15/1113) я над многими стихотворениями долго думал: включать или не включать. Однако, известное стихотворение Ярослава Смелякова «Хорошая девочка Лида»  я, не колеблясь ни минуты, разместил на «золотой полке» русской поэзии. Попробую ответить почему?
 Вот его текст:

Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живет.

Ее золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем веселым
соседи глядят из окна,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,
что в доме напротив живет.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встает.

Недаром на каменных плитах,
где милый ботинок ступал,
"Хорошая девочка Лида",-
в отчаяньи он написал.

Не может людей не растрогать
мальчишки упрямого пыл.
Так Пушкин влюблялся, должно быть,
так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным,
покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
для этой огромной любви.

Преграды влюбленному нету:
смущенье и робость - вранье!
На всех перекрестках планеты
напишет он имя ее.

На полюсе Южном - огнями,
пшеницей - в кубанских степях,
на русских полянах - цветами
и пеной морской - на морях.

Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжет,
но вскоре над тихой Землею
созвездие Лиды взойдет.

Пусть будут ночами светиться
над снами твоими, Москва,
на синих небесных страницах
красивые эти слова.

          Вчитаемся в это стихотворение. Любители гиперусложнённых текстов, полных смысловых и лингвистических загадок, какими наполнены некоторые стихотворения Артюра Рембо, Поля Верлена, Иосифа Бродского и некоторых других поэтов, могут сказать об этом стихотворении «примитив». Первое, что приходит в голову при прочтении или прослушивании этого стихотворения, это его абсолютная естественность, завершённость. Здесь всё на месте, не хочется менять ни одно слово. Второе: в этом стихотворении описываются простые человеческие чувства влюблённого юноши. Такие чувства в той или иной степени переживают почти все юноши в моменты их первой любви. Поэтому здесь обеспечено почти сто процентное сопереживание герою этого стихотворения. Наверное, небезинтересно напомнить, что это стихотворение написал поэт, у которого расстреляли ближайших друзей (Павла Васильева и Бориса Корнилова), а сам он трижды сидел в тюрьме. И при этом такое человеколюбие, сердечность, участие к людям.
           Ясно, что правильные мысли и высокая нравственность ещё недостаточны для того, чтобы стихотворение стало большим произведением искусства. Надо, чтобы какие-то утверждения носили характер неожиданности, некоторой новизны. И такие утверждения в рассматриваемом стихотворении имеются, не смотря на его внешнюю простоту. Например, все знают и любят запах акации. Но Смеляков сказал «акация душно цветет». Это и точно, и в то же время неожиданно!.». «Синие небесные страницы» – хорошо! Вот строфа:

«И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель».

Здесь всё замечательно: и доверительная интонация в первой строке, и великолепное обращение к апрелю «рыжий пройдоха», и отличное выражение «бесшумной пыльцою веснушек». Девочка Лида у Смелякова идёт не по улице, а по миру. Влюблённый мальчик сначала, как всякий мальчик, пишет имя Лида на камнях, но, когда вырастет, напишет её имя «На всех перекрестках планеты». Простая любовь вырастает в этом стихотворении до космических масштабов.
          Наконец, так ли уж проста техническая оснастка этого стихотворения. Внимательный анализ показывает, что и в этом аспекте это стихотворение содержит подводные камни, по существу являющиеся жемчужинами. В первой строфе на первый взгляд плохо с рифмами. Первая строка не срифмована с третьей, а вторая и четвёртая рифмуются примитивной глагольной рифмой «живёт-цветёт». Но этот небольшой недостаток многократно перекрывается замечательной внутренней рифмой «душно –южной». Аналогичная ситуация в третьей строфе, где украшением является внутренняя рифма «неплохо-пройдоха». В остальных строфах с рифмами практически везде полный порядок, да ещё использованы ряд отличных рифм «ситцу-косицы», «известным- тесной». На первый взгляд не так хорошо с рифмами в строфе:

«В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?»

Но в этой строфе игра на слогах «жа-ша-ша»и на многократно повторяемых звуках «а-а-а-а» и «о-о-о-о» явно спасает положение, и строфа читается так же легко, как и все остальные.  Как очевидно из этого небольшого анализа, простота этого стихотворения – кажущаяся. Эффект воздействия на читателя и слушателя – комплексный. Весьма существенно, что все отмеченные достоинства этого стихотворения скрыты от слушателя, и у него полное ощущение, что всё стихотворение родилось сразу в этом естественном и простом виде. Так же, как естественна и проста фраза «я тебя люблю».


Рецензии
Хороший разбор хорошего стихотворения. А "глагольная"-"неглагольная" рядового слушателя(читателя) волнует весьма мало...
Алекс.

Алекс Кон   30.05.2023 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове!

Александр Абрамов 2   30.05.2023 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.