Виктор Йог. Душа живая
Я — часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо.
(И.В.Гете)
Я — часть той силы, что вечно
хочет добра и вечно совершает зло.
Только бездушье губит нас
Лечат любовь да ласка.
(Н.Добронравов)
Что ты взял,
Считай, пропало.
Что отдал –
Всегда твоё.
Рассказ Анны Аничкиной «Пуговицы» написан в Москве в 2007 году и впервые опубликован на сайте «Проза.ру».
Текст оставляет благоприятное впечатление. Перед нами проходят разноцветные кусочки жизни и судьбы Ляльки Ковальской. Она не обладает большим умом, но имеет доброе сердце. Девушка спасает стариков от смерти, утешает и избавляет от пьянства.
Всё начинается с болезни Лялькной бабушки. Ангелина Станиславовна заботилась о внучке и любила её. Когда случился инсульт, внучка стала ухаживать за ней. Но эстафету заботы прервала тётя Катя. Она насильно оторвала внучку от бабушки.
Лялька получает в наследство от бабушки шкатулку с пуговицами (любовь, доброту и заботу). Возможно, это символ эстафеты добра. Девочка часто разглядывает пуговицы, как бы общаясь с бабушкой.
Кульминационным моментом в рассказе является случай, когда у Ляльки насильно забирают сворованную ею пуговицу и запирают в туалете. Она озлобляется на людей, перестаёт подходить к телефону и помогать людям.
Соседка устроила её на автобазу уборщицей. Толян, бывший приятель Трофимыча, рассказал, что он повесился в доме престарелых.
Лялька заболела. Её навещает Толян, а затем к ней приходит Стасик, сын тетки Кати. Он уезжает за границу, а мать лежит с инсультом. Стасик на коленях умоляет Ляльку помочь.
Она соглашается. В тёткином лице Лялька различает бабушкины черты. Она прощает людям свою обиду. А тетка просит «держать её»…
В основе событий рассказа отношение к людям во время их болезни, старости, умирания и смерти.
Основные идеи рассказа:
• людям надо помогать, так как мы все связаны друг с другом невидимыми узами;
• в каждом из нас есть и плохое, и хорошее;
• людей нужно жалеть и прощать;
• даже делая зло, человек может делать добро и наоборот;
• нет плохих людей и хороших, все люди в крапинку;
• осуждение и неприятие зла;
• в нашей жизни добро становится редкостью.
Фоном для действия является судьба семьи, в которой растёт девушка с отклонениями в умственном развитии.
Толчком к последующим событиям становится инсульт Лялькиной бабушки. Во время её болезни проявляется призвание Ляльки, как сиделки. Тётка устраивает Ляльку в сиделки к старушке Марье Васильевне.
И дальше развиваются события в несколько десятилетий от выхаживания Лялькой стариков до прощения ею своей тётки в бабушкиной квартире.
Решающее столкновение внешне не походит на кульминацию. Это борьба между «тленностями» (фальшивыми ценностями) и подлинными ценностями. С одной стороны это Сергей (пасынок, балерон), а с другой стороны дух бабушки, воплощённый в Ляльке. Сергею удаётся на время разрушить духовную связь между бабушкой и внучкой. «Она не мучилась воспоминаниями, но чувствовала: что-то страшное победило, раздавило ее, а найти название этому Лялька не могла».Но на стороне добра выступает Толян (добро с кулаками), фронтовик Трофимыч (лучше умереть стоя, чем жить на коленях) и само провидение: инсульт у тётки Кати и опять нужен Спаситель.
Система образов состоит из пяти элементов: главной героини, «добрых людей», «злых людей», умирающих стариков, автора-расказчика и второстепенных персонажей.
Главная героиня – юродивая, блаженная, полоумная, убогая девушка. Ляльку Бог обидел разумом, но наделил добротой, аккуратностью и талантом сиделки. Она живёт в нищете, помогает людям в их горе и берёт себе за это лишь пуговицы. Её окружают разные люди. Часто они используют её в своих целях. Она подчиняется им, обстоятельствам и тому, чему её научила бабушка. Похоже, что для Ляльки, в отличие от остальных людей, всё вокруг живое: люди, пуговицы («пуговицы бьются с глухим стуком о стенки шкатулки»), платье Марии Васильевны («выплыло»).
Почему Лялька забирала себе пуговицы у людей, которым помогала?
Вероятно, через пуговицы она устанавливала только ей одной понятную духовную связь с владельцем пуговицы. И эта связь каким-то чудесным образом возвращала ей любимую бабушку. Конечно, девушка этого не осознавала. Пуговицы ей просто нравились. Желание их унести возникало независимо от её воли. Ритуал с пуговицами давал ей душевное спокойствие. Она теряла со стариками душевные силы, а пуговицы их восстанавливали.
Лялька – детское имя. Она по своему разуму – ребёнок. Кто войдёт в царствие небесное? В библии утверждается:
• Будьте как дети
• Не зарывайте талант в землю
• Помогайте несчастным, больным, немощным
• Блаженны нищие духом.
Лялька – проводник Бога на Земле. Главная героиня - тип праведницы, человека божьего, убогого. То, к чему обычные люди идут годами всей своей жизни, поднимаясь по духовной лестнице, даётся ей даром. Она даром и отдаёт это людям. «Злые люди» - тётя Катя, соседка Маня, танцор Сергей. Это не абсолютно злые люди. В них есть и хорошее. Тётя Катя и соседка помогают ей с работой. Сергей забоится об отце, нанимая ему сиделку. «Добрые люди» - бабушка, мать Ляльки, Толян. Бабушка воспитывала её, мать, по- своему, заботится о ней, Толян навещает во время болезни. Но это тоже не абсолютно хорошие люди. В них есть и плохое. Бабушка, вероятно, подкупала директора школы и учителей, чтобы они позволили девочке закончить восемь классов. Мать страдает алкоголизмом. Толян спаивает Трофимыча, избивает танцора.
Подлинный положительный герой рассказа – бабушка Ангелина Станиславовна. Её душа продолжает жить в Ляльке. Она отдаёт Богу душу, но душа живая, поэтому мы, умерев, остаёмся в других людях, как некая духовная субстанция. Дух бабушки был передан внучке не через ум (память), а через рассказы о пуговицах непосредственно от сердца к сердцу. В пуговицах материализована бабушкина живая душа. Неслучайно у Ляльки, при виде пуговиц:
• «приятно закололо в кончиках пальцев»;
• «по спине разлилось тепло»;
• «кружится голова».
Автор видит всю сложность жизни, переживает за всё то, что творится сейчас в стране. Рассказчик осуждает зло в людях. Анна не приемлет пасынка – балерона Сергея, злую тётку Катю, соседку Маню, стремящуюся нажиться на чужом горе. Главное для автора – человеческие отношения. Через вахтёра прорывается его неприятие сегодняшней социальной действительности:
- За что боролись, воевали, спрашиваю, за что?! - всплеснул руками вахтер, прибавив для связки словечко. - Мало мы фашистов давили. Теперь свои народились.
Ещё один социальный аспект: наша бездушная медицина. Ироничное отношение к врачам проявляется в языке:
• «тётки в белых халатах»
• «и попросил (как это обычно делается в таких случаях) дать ей спокойно умереть»
• «когда попутным ветром занесло участкового врача»
• «подал голос эскулап»
Писатель размышляет о ключевых человеческих вопросах. О них задумывался принц Гаутама, когда впервые встретился с болезнью, старостью, смертью и монахом.
Второстепенными персонажами являются еврейский престарелый мальчик Фима, его возлюбленная Зина, вахтёр и доктор.
Из всех персонажей и их взаимоотношений встаёт образ нашей несчастной страны и убогой жизни её обитателей. В России никто никому не нужен, кроме отдельных людей. Да и те не от мира сего.
Пуговицы – это своеобразный многогранный символ. Это символ человеческого сообщества: мы все вместе в одной шкатулке (гробике). Все разные, с отличительными особенностями и всё же каждая обособлена. Добавляя пуговицы в шкатулку, Лялька умножает добро и прибавляет его, а бездонная шкатулка всё не переполняется.
Пуговицы находятся на платье. Платье – это нечто внешнее (форма). Так и люди, существуют, как пуговицы, на платье жизни. Пока не придёт пора им отправиться в общую шкатулку. Эта шкатулка - наш бессознательный, духовный мир. Он существует, но про него подавляющее большинство людей не знают и не помнят. Пуговицы – замечательная деталь, найденная автором. Это драгоценность, за которую борются люди. За пуговицу праведница – Лялька пострадала. Она лишилась призвания и стала заниматься обычной работой. А произошло это потому, что Сергею понадобилась не пуговица отца, а богатство, хранящееся в ней. Балерону наплевать на пуговицу (душу отца, Ляльки), ему важнее камни (богатство). Оказывается пуговица человеческого «я» может быть безделицей и богатством. И если человека лишить её, то судьба человека круто меняется. Трофимыч повесился, а Лялька потеряла призвание.
По жанру это рассказ с элементами притчи. Он символичен и отсылает читателя к архетипу – блаженной, юродивой, праведницы, спасительницы. Отсюда отсутствие описаний природы, портретов. На бытовом, житейском уровне он гласит: «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь». На социальном уровне: «Помогай людям и тебе тоже помогут». На духовном уровне: каждому человеку даётся призвание (крест). Его он должен нести, несмотря на обиды и огорчения. И это не зависит от человека, а даётся свыше.
При описании Ляльки отсутствует её портрет. Нет её внешности и одежды. Переживания девушки примитивны: она радуется, огорчается, пугается. Говорит о себе в третьем лице как ребёнок. Автор проводит героиню через несколько эпизодов её помощи людям. Она людей, по существу, спасает. Но в награду за честное служение призванию её запирают в туалете. Важная деталь: людей в постсоветской России лишили внутреннего богатства и заставили думать только о материальном, о том, чтобы выжить и поесть. Лялька резко противостоит всем в рассказе. Она является продолжателем традиции бабушки.
События в рассказе расположены в основном последовательно. Кроме первой части. Вначале говорится о смерти бабушки и её наследстве, а затем ретроспективно повествуется о том, что предшествовало этому.
На первый план автор выдвигает связь между людьми, делающими добрые и злые дела. Существует передача добра. Зло наказывается, но не всегда. Вместо награды, человека, делающего добро, могут унизить.
В рассказе кольцевая композиция. Змея, кусающая саму себя за хвост. Ляльке возвращается её призвание. А тётке Кате даётся последний урок: не ты подвесила эту нить и не тебе её обрывать; полежи, подумай…
Язык рассказа бытовой, сниженный, просторечный. Особенностью стиля является чеховская экономия средств. Из текста убирается всё лишнее: портреты, пейзаж, интерьер…Характеры рисуются краткими, ёмкими мазками. В рассказе господствует мастерский диалог. Персонажи наделены характерными речевыми особенностями.
Есть в рассказе и недочёты. Так в начале рассказа явно плавает позиция, с которой ведётся повествование. По ходу текста возникают недоумённые вопросы читателя: тетя Катя и тётка вначале рассказа – это разные люди или одно и то же лицо. Немотивированно появляется Стасик. Ружье стреляет, но в первом акте не висит на стене. Попадаются штампованные выражения. Например, «не отходила от старухи ни на шаг». Есть неоправданное сравнение: «как кастрюлю с горячей кашей». Языковые конструкции несколько тяжеловаты из-за обилия причастных и деепричастных оборотов.
Автору можно было бы пожелать дополнительной работы над языком, некоторой шлифовки текста, его окончательной отделки.
Рассказ рекомендуется внимательным, вдумчивым читателям. Если вас интересуют проблемы добра и зала, жизни и смерти, предназначения и работы, то вы задумаетесь над вечными, проклятыми вопросами:
• Кто ты такой?
• Для чего пришёл в этот мир?
• Каков смысл твоей жизни?
• Какие ценности ты исповедуешь?
• Как жить: для себя или для других?
© Copyright: Виктор Йог, 2010
Свидетельство о публикации №21003280809
Свидетельство о публикации №210032801073
Поэтому я лучше о другом. Вот начал читать вашу рецензию, и взгляд зацепился за фамилию Ковальская. Знаете, так сложились обстоятельства, что два дня назад я закончил смотреть (смотрю на КПК, урывками) фильм культового Кинта Иствуда "Гран Торино" 2008 года (особо подчеркну, фильм снят позже, чем написан рассказ, а то меня опять обвинят в обвинениях в плагиате:)). Так вот, фамилия главного героя - Ковальски:) Замечательное совпадение!!! Потому что фильм... Фильм - именно о доброте. О той доброте, которая не имеет ничего общего со словом "добренький", если вы понимаете, о чем я. Посмотрите этот фильм, и вы найдете очень много параллелей с рассказом. Но даже при том, что и рассказ, и фильм оперируют одинаково шаблонными образами и архетипами, фильм - великолепен! В нем есть то волшебство, которое заставляет поверить. И Иствуд в главной роли - просто гениален, как редко случается с голливудскими звездами.
Удачи:)
Беспощадный Критик 29.03.2010 10:00 Заявить о нарушении
Этические категории добро и зло не имеют однозначных интерпретаций. И, прежде чем спорить, надо определиться с понятиями. Даже среди обывателей (кстати это проявилось в рецензиях)зло будет казаться добром и наоборот. А уж в среде философов и моралистов один сплошной мордобой. Они даже об основаниях этики договориться не могут.
В рассказе религиозный подход к доброте. Добро -всё что ведёт к Богу, что помогает спастись. Это: помоги голодному, старому, немощному, больному; утешь, защити и т.п.Не тра-ля-ля, а делами, поступками, жизнью. Как Лялька. Это объективно добро. По факту, результату. И совершенно неважно, что она этого не осознавала.Лялька - сама результат усилий бабушки. Если бы не бабушка, возможно, (как об этом пишут некоторые рецензенты) она бы людям головы отрывала. И ей бы за это ничего не было!
Тут есть такой парадокс: беспощадно относишься к людям, беспощаден к себе. Место без жалости.
Если же только к людям - маньяк...
Виктор Йог 29.03.2010 10:46 Заявить о нарушении
Меня удивило, что вы так болезненно реагируете на отрицательное мнение, переходите на личности, позволяете себе демонстрировать неуравновешенность в суждениях, чего никак не ждешь от йога.
Еще меня удивило отсутствие чего-то свежего в вашем взгляде на рассказ. Впрочем, не буду повторяться:(
Беспощадный Критик 29.03.2010 10:58 Заявить о нарушении
Я имел в виду вашу рецензию на мою рецензию.
Я давно переболел болезненными реакциями на негативные отклики. Сейчас я рад любой обратной связи.
Виктор Йог 29.03.2010 11:09 Заявить о нарушении
А глюки тут у всех, с этим ничего не поделаешь:) Мы же не за круглым столом сидим:)
Беспощадный Критик 29.03.2010 11:33 Заявить о нарушении
Зоя Чепрасова 29.03.2010 14:32 Заявить о нарушении
Если честно, то я ждала её не меньше вашего. Но, увы...
Светлана Малышева 29.03.2010 16:16 Заявить о нарушении
очень большая, повторы, длинноты, схематичность.
Между прочим, первое, что я прочитала на сайте были рассказы "Инструктор" Аси Векшиной и "Запах черёмухи" Виктора Йога. В Яндексе нашла ссылку что-то типа, два лучших рассказа о любви в инете, которая привела меня на сайт Проза.ру.
В общем-то все рецензенты говорят об одном и том же, только разными словами, да спорят о пуговицах.
Зоя Чепрасова 29.03.2010 18:48 Заявить о нарушении
Возможно, Особа Крупного Размера прояснит ситуацию.
Зоя Чепрасова 29.03.2010 18:58 Заявить о нарушении
Раньше было, конечно, по-другому:(
Беспощадный Критик 30.03.2010 06:00 Заявить о нарушении
Юревич Сергей 30.03.2010 09:22 Заявить о нарушении
Зоя Чепрасова 30.03.2010 09:50 Заявить о нарушении
Юревич Сергей 30.03.2010 10:14 Заявить о нарушении
Светлана Малышева 30.03.2010 10:17 Заявить о нарушении
Беспощадный Критик 30.03.2010 10:29 Заявить о нарушении
Юревич Сергей 30.03.2010 10:36 Заявить о нарушении
Юревич Сергей 30.03.2010 10:52 Заявить о нарушении
Беспощадный Критик 30.03.2010 10:53 Заявить о нарушении
Юревич Сергей 30.03.2010 11:09 Заявить о нарушении
А насчет серьезно:) Вы не первый в этой дискуссии, кто нашел предельно важным заявить: "Ребята, и чего вы все такие серьезные?!" Тут, Сергей, два ответа:
1) если все так смешно и несерьезно, то чего же вы тут застряли? Когда мне смешно от того, насколько все это глупо, я просто про это забываю:)
2) если вам показалось, что все тут "такие серьезные", то это говорит прежде всего о вас:) Для большинства все происходящее - развлечение, но суть в том, что оно занимательное и другого нет:)
3) Смайлики - суррогат мимики. Верьте им! Чаще всего, мы действительно улыбаемся (потому что в голос смеятся на работе грешно:)).
Беспощадный Критик 30.03.2010 11:24 Заявить о нарушении
Юревич Сергей 30.03.2010 11:32 Заявить о нарушении
С извинениями:)
Беспощадный Критик 30.03.2010 11:40 Заявить о нарушении