Виктор Йог. Душа живая

Душа живая. Рецензия на рассказ Пуговицы


Я — часть той силы, что вечно
 хочет зла и вечно совершает благо.
(И.В.Гете)

Я — часть той силы, что вечно
хочет добра и вечно совершает зло.

Только бездушье губит нас
Лечат любовь да ласка.
(Н.Добронравов)

Что ты взял,
Считай, пропало.
Что отдал –
Всегда твоё.

Рассказ Анны Аничкиной «Пуговицы» написан в Москве в 2007 году и впервые опубликован на сайте «Проза.ру».

Текст оставляет благоприятное впечатление. Перед нами проходят разноцветные  кусочки жизни  и судьбы   Ляльки Ковальской. Она  не обладает большим умом, но имеет доброе сердце. Девушка спасает стариков от смерти, утешает  и  избавляет от пьянства.

Всё начинается с болезни Лялькной бабушки. Ангелина Станиславовна заботилась о внучке  и любила её. Когда случился инсульт, внучка стала  ухаживать  за ней. Но эстафету заботы прервала тётя Катя. Она насильно оторвала внучку от бабушки.

Лялька получает в наследство  от бабушки шкатулку с пуговицами (любовь, доброту и заботу). Возможно, это  символ эстафеты добра. Девочка часто разглядывает пуговицы, как бы общаясь с бабушкой. 

Кульминационным моментом в рассказе является случай, когда у Ляльки насильно забирают сворованную ею пуговицу  и запирают в туалете.  Она озлобляется на людей, перестаёт подходить к телефону и помогать людям.

Соседка устроила её на автобазу уборщицей. Толян, бывший приятель Трофимыча, рассказал, что он повесился в доме престарелых.

Лялька заболела. Её навещает  Толян, а затем к ней приходит Стасик, сын  тетки Кати. Он уезжает за границу, а мать лежит с инсультом. Стасик на коленях умоляет Ляльку помочь.

Она соглашается. В тёткином лице Лялька различает бабушкины черты. Она прощает людям свою обиду. А тетка просит   «держать её»…

В основе событий рассказа отношение к  людям во время их болезни, старости, умирания и  смерти.

Основные идеи рассказа:
• людям надо помогать, так как  мы все связаны друг с другом невидимыми узами;
• в каждом из нас есть и плохое, и хорошее;
• людей нужно жалеть  и прощать;
• даже делая зло, человек может делать добро и наоборот;
• нет плохих людей и хороших, все люди  в крапинку;
• осуждение и неприятие зла;
• в нашей жизни добро становится редкостью.

Фоном для действия является судьба семьи, в которой растёт девушка с отклонениями в умственном развитии.

Толчком к последующим событиям становится инсульт Лялькиной бабушки. Во время её болезни проявляется призвание  Ляльки, как сиделки. Тётка устраивает Ляльку в сиделки к старушке Марье Васильевне.

И дальше развиваются события в несколько десятилетий от выхаживания Лялькой стариков до прощения ею своей тётки в бабушкиной квартире.

Решающее столкновение внешне не походит на кульминацию. Это борьба между «тленностями» (фальшивыми ценностями) и подлинными ценностями. С одной стороны это Сергей (пасынок, балерон), а с другой стороны дух бабушки, воплощённый в Ляльке. Сергею удаётся на время разрушить духовную связь между бабушкой и внучкой. «Она не мучилась воспоминаниями, но чувствовала: что-то страшное победило, раздавило ее, а найти название этому Лялька не могла».Но на стороне добра выступает Толян (добро с кулаками), фронтовик Трофимыч (лучше умереть стоя, чем жить на коленях) и само провидение: инсульт у тётки Кати и опять нужен Спаситель.

Система образов состоит из пяти элементов: главной героини, «добрых людей», «злых людей»,  умирающих стариков,  автора-расказчика и второстепенных персонажей.

Главная героиня – юродивая, блаженная, полоумная, убогая девушка.  Ляльку Бог обидел разумом, но наделил добротой, аккуратностью и талантом сиделки. Она живёт в нищете, помогает людям в их горе и  берёт себе за это лишь пуговицы. Её окружают  разные люди. Часто они  используют её в своих целях. Она подчиняется им,  обстоятельствам и  тому, чему её  научила бабушка. Похоже, что для Ляльки,  в отличие от остальных людей, всё вокруг живое: люди, пуговицы («пуговицы бьются с глухим стуком  о стенки шкатулки»), платье Марии Васильевны («выплыло»).

Почему Лялька забирала себе пуговицы у людей, которым помогала?
Вероятно, через пуговицы она устанавливала только ей одной понятную духовную  связь с владельцем пуговицы. И эта связь каким-то чудесным образом возвращала ей  любимую бабушку. Конечно, девушка  этого не осознавала. Пуговицы ей просто нравились. Желание их унести возникало независимо от её воли. Ритуал с пуговицами давал ей душевное спокойствие. Она теряла со стариками душевные силы, а пуговицы их восстанавливали.

Лялька – детское имя. Она по своему разуму – ребёнок. Кто войдёт в царствие небесное? В библии утверждается:
• Будьте как дети
• Не зарывайте талант в землю
• Помогайте несчастным, больным, немощным
• Блаженны нищие духом.

Лялька – проводник  Бога на Земле. Главная героиня  - тип праведницы, человека божьего, убогого. То, к чему обычные люди идут годами всей своей жизни, поднимаясь по духовной лестнице, даётся ей даром. Она даром и отдаёт это людям. «Злые люди» - тётя Катя, соседка Маня,  танцор Сергей. Это не абсолютно злые люди. В них есть и хорошее. Тётя Катя и соседка помогают ей с работой. Сергей забоится об отце, нанимая ему сиделку.  «Добрые люди» - бабушка, мать Ляльки, Толян. Бабушка воспитывала её, мать, по- своему,  заботится о ней, Толян навещает во время болезни.  Но это тоже не абсолютно хорошие люди. В них есть и плохое. Бабушка, вероятно, подкупала директора школы и учителей, чтобы они позволили девочке закончить восемь классов. Мать страдает алкоголизмом. Толян спаивает Трофимыча, избивает танцора.

Подлинный положительный герой рассказа – бабушка Ангелина Станиславовна. Её душа продолжает жить в Ляльке. Она отдаёт Богу душу, но душа живая, поэтому мы, умерев, остаёмся в других людях, как некая духовная субстанция. Дух бабушки был передан внучке  не через ум (память), а  через рассказы о пуговицах непосредственно от сердца к сердцу. В пуговицах материализована бабушкина живая душа. Неслучайно у Ляльки, при виде пуговиц:
• «приятно закололо в кончиках пальцев»;
• «по спине разлилось тепло»;
• «кружится голова».

Автор видит всю сложность жизни, переживает за всё то, что творится сейчас в стране. Рассказчик осуждает зло в людях. Анна не приемлет пасынка – балерона Сергея, злую тётку Катю, соседку Маню, стремящуюся нажиться на чужом горе. Главное для автора – человеческие отношения. Через вахтёра прорывается его неприятие сегодняшней социальной действительности:
- За что боролись, воевали, спрашиваю, за что?! - всплеснул руками вахтер, прибавив для связки словечко. - Мало мы фашистов давили. Теперь свои народились.
Ещё один социальный аспект: наша бездушная медицина. Ироничное отношение к врачам проявляется в языке:
• «тётки в белых халатах»
• «и попросил (как это обычно делается в таких случаях) дать ей спокойно умереть»
• «когда попутным ветром занесло участкового врача»
• «подал голос эскулап»

Писатель размышляет о ключевых  человеческих вопросах. О них задумывался принц Гаутама, когда впервые встретился с болезнью, старостью, смертью и монахом.

Второстепенными  персонажами являются еврейский престарелый мальчик Фима, его возлюбленная Зина,  вахтёр и  доктор.

Из всех персонажей и их взаимоотношений встаёт образ нашей  несчастной страны и убогой жизни её обитателей. В России никто никому не нужен, кроме отдельных людей. Да и те не от мира сего.

Пуговицы – это своеобразный многогранный символ. Это символ человеческого сообщества: мы все вместе в одной шкатулке (гробике). Все разные, с отличительными  особенностями  и всё же каждая обособлена. Добавляя пуговицы в шкатулку, Лялька умножает добро и прибавляет его, а бездонная шкатулка всё не переполняется.

Пуговицы находятся на платье. Платье – это нечто внешнее  (форма). Так и люди, существуют, как пуговицы, на платье жизни. Пока не придёт пора им отправиться в общую шкатулку. Эта шкатулка  - наш бессознательный, духовный мир. Он существует, но про него подавляющее большинство людей не знают и не помнят. Пуговицы – замечательная деталь, найденная автором. Это драгоценность, за которую борются люди. За пуговицу праведница – Лялька пострадала. Она лишилась призвания и стала заниматься  обычной работой.  А произошло это потому, что Сергею понадобилась не пуговица отца, а богатство, хранящееся в ней.  Балерону наплевать на пуговицу (душу отца,  Ляльки), ему важнее камни (богатство). Оказывается пуговица человеческого «я»  может быть безделицей и богатством. И если человека лишить её, то судьба человека круто меняется. Трофимыч повесился, а  Лялька потеряла призвание.

По жанру это рассказ с элементами  притчи. Он символичен и отсылает читателя к архетипу – блаженной, юродивой, праведницы, спасительницы. Отсюда отсутствие  описаний природы, портретов. На бытовом, житейском уровне он гласит: «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь». На социальном уровне: «Помогай людям и тебе тоже помогут». На духовном уровне: каждому человеку даётся  призвание (крест). Его он должен нести, несмотря на обиды и огорчения. И это не зависит от человека, а даётся свыше.

При описании Ляльки отсутствует её портрет. Нет её внешности и  одежды. Переживания девушки примитивны: она радуется, огорчается, пугается. Говорит  о себе в третьем лице как ребёнок.  Автор проводит  героиню через несколько эпизодов её помощи людям.  Она людей, по существу, спасает. Но в награду за  честное служение призванию её запирают в туалете. Важная деталь: людей в постсоветской России лишили внутреннего богатства и заставили думать только о материальном, о том, чтобы выжить и поесть. Лялька резко противостоит всем в рассказе. Она является продолжателем традиции бабушки.

События в рассказе расположены в основном последовательно. Кроме первой части.  Вначале говорится о смерти бабушки  и её наследстве, а затем ретроспективно повествуется о том, что предшествовало этому.

На первый план автор выдвигает связь между людьми, делающими добрые и злые  дела. Существует передача добра. Зло  наказывается, но не всегда. Вместо награды, человека, делающего добро, могут унизить.

В рассказе кольцевая композиция. Змея, кусающая саму себя за хвост. Ляльке  возвращается её призвание. А  тётке Кате даётся последний урок: не ты подвесила эту нить  и не тебе её  обрывать; полежи, подумай…

Язык рассказа бытовой, сниженный, просторечный. Особенностью стиля является  чеховская экономия средств. Из текста убирается всё лишнее: портреты, пейзаж, интерьер…Характеры рисуются краткими, ёмкими мазками. В рассказе господствует мастерский диалог. Персонажи наделены характерными речевыми особенностями.

Есть в рассказе и недочёты. Так в начале рассказа явно плавает позиция, с которой ведётся повествование. По ходу текста возникают недоумённые вопросы читателя: тетя Катя и тётка вначале рассказа – это разные люди или одно и то же лицо. Немотивированно появляется Стасик. Ружье стреляет, но в первом акте не висит на стене. Попадаются штампованные выражения. Например, «не отходила от старухи ни на шаг». Есть неоправданное сравнение: «как кастрюлю с горячей кашей». Языковые конструкции несколько тяжеловаты из-за обилия причастных и деепричастных оборотов.

Автору можно было бы пожелать дополнительной  работы над языком, некоторой шлифовки текста,  его окончательной отделки.

Рассказ рекомендуется внимательным, вдумчивым читателям. Если вас интересуют проблемы добра и зала, жизни и смерти,  предназначения и работы, то вы задумаетесь над вечными, проклятыми вопросами:
• Кто ты такой?
• Для чего пришёл в этот мир?
• Каков смысл твоей жизни?
• Какие ценности ты исповедуешь?
• Как жить: для себя или для других?


© Copyright: Виктор Йог, 2010
Свидетельство о публикации №21003280809


Рецензии
Виктор, рецензия не понравилась. Очень ходульная и, прошу прощения, ученическая. Честно говоря. от вас ожидал чего-то более впечатляющего.

Поэтому я лучше о другом. Вот начал читать вашу рецензию, и взгляд зацепился за фамилию Ковальская. Знаете, так сложились обстоятельства, что два дня назад я закончил смотреть (смотрю на КПК, урывками) фильм культового Кинта Иствуда "Гран Торино" 2008 года (особо подчеркну, фильм снят позже, чем написан рассказ, а то меня опять обвинят в обвинениях в плагиате:)). Так вот, фамилия главного героя - Ковальски:) Замечательное совпадение!!! Потому что фильм... Фильм - именно о доброте. О той доброте, которая не имеет ничего общего со словом "добренький", если вы понимаете, о чем я. Посмотрите этот фильм, и вы найдете очень много параллелей с рассказом. Но даже при том, что и рассказ, и фильм оперируют одинаково шаблонными образами и архетипами, фильм - великолепен! В нем есть то волшебство, которое заставляет поверить. И Иствуд в главной роли - просто гениален, как редко случается с голливудскими звездами.

Удачи:)

Беспощадный Критик   29.03.2010 10:00     Заявить о нарушении
Да мне эта ваша рецензия тоже не понравилась. Но мы же не сто долларовые банкноты, чтобы всем нравиться. А ожидания редко когда оправдываются. Ожидания тесно связаны с желаниями. Ничего не хоти -умрёшь счастливым!

Этические категории добро и зло не имеют однозначных интерпретаций. И, прежде чем спорить, надо определиться с понятиями. Даже среди обывателей (кстати это проявилось в рецензиях)зло будет казаться добром и наоборот. А уж в среде философов и моралистов один сплошной мордобой. Они даже об основаниях этики договориться не могут.

В рассказе религиозный подход к доброте. Добро -всё что ведёт к Богу, что помогает спастись. Это: помоги голодному, старому, немощному, больному; утешь, защити и т.п.Не тра-ля-ля, а делами, поступками, жизнью. Как Лялька. Это объективно добро. По факту, результату. И совершенно неважно, что она этого не осознавала.Лялька - сама результат усилий бабушки. Если бы не бабушка, возможно, (как об этом пишут некоторые рецензенты) она бы людям головы отрывала. И ей бы за это ничего не было!

Тут есть такой парадокс: беспощадно относишься к людям, беспощаден к себе. Место без жалости.

Если же только к людям - маньяк...

Виктор Йог   29.03.2010 10:46   Заявить о нарушении
Виктор, вы думаете мне самому моя рецензия нравится? Нет:) Но я написал ее одним из первых, поэтому, в отличие от вас, мне почти не с кем было полемизировать, пусть и косвенно. Сейчас бы я написал ее несколько по другому, но это уже совершенно не важно.

Меня удивило, что вы так болезненно реагируете на отрицательное мнение, переходите на личности, позволяете себе демонстрировать неуравновешенность в суждениях, чего никак не ждешь от йога.

Еще меня удивило отсутствие чего-то свежего в вашем взгляде на рассказ. Впрочем, не буду повторяться:(

Беспощадный Критик   29.03.2010 10:58   Заявить о нарушении
Нету никакой болезненной реакции. Это ваши чувства,(глюки) которые вы приписываете мне.

Я имел в виду вашу рецензию на мою рецензию.

Я давно переболел болезненными реакциями на негативные отклики. Сейчас я рад любой обратной связи.

Виктор Йог   29.03.2010 11:09   Заявить о нарушении
Значит, я вас неправильно понял:) А то мне стало казатся уже что у вас ко мне беспочвенная классовая ненависть:)

А глюки тут у всех, с этим ничего не поделаешь:) Мы же не за круглым столом сидим:)

Беспощадный Критик   29.03.2010 11:33   Заявить о нарушении
Беспощадный Критик, Вы всё больше кино смотрите, по всей вероятности, вот Вас и ведут аналогии то на "Остров", то ещё дальше.

Зоя Чепрасова   29.03.2010 14:32   Заявить о нарушении
Зоя, а вам понравилась рецензия Виктора?
Если честно, то я ждала её не меньше вашего. Но, увы...

Светлана Малышева   29.03.2010 16:16   Заявить о нарушении
Я тоже ждала большего. По сути, по её содержанию нормально. По форме
очень большая, повторы, длинноты, схематичность.
Между прочим, первое, что я прочитала на сайте были рассказы "Инструктор" Аси Векшиной и "Запах черёмухи" Виктора Йога. В Яндексе нашла ссылку что-то типа, два лучших рассказа о любви в инете, которая привела меня на сайт Проза.ру.
В общем-то все рецензенты говорят об одном и том же, только разными словами, да спорят о пуговицах.

Зоя Чепрасова   29.03.2010 18:48   Заявить о нарушении
Светлана, наверное не хватает настоящего филолога, литературоведа.
Возможно, Особа Крупного Размера прояснит ситуацию.

Зоя Чепрасова   29.03.2010 18:58   Заявить о нарушении
Зоя, по поводу фильмов, вы, к сожалению, правы:( Последнее время я больше смотрю, чем читаю. Во-первых, это связанно с отсутствием книг - мне их просто негде покупать. Во-вторых, я смотрю фильмы не только дома, но и на работе (в перерывах), поскольку все время имею при себе КПК. Книги на нем тоже читаю, но на книгу таким образом уходит месяц-два или больше, а фильм смотрю за три-четыре дня.

Раньше было, конечно, по-другому:(

Беспощадный Критик   30.03.2010 06:00   Заявить о нарушении
текста, Зоя, не хватает, а не литературоведа. текста, который был бы умнее и критика, и веда. и только в редкие, счастливые для всех моменты - вровень.

Юревич Сергей   30.03.2010 09:22   Заявить о нарушении
Сергей, предложите для следующего раза свой текст!

Зоя Чепрасова   30.03.2010 09:50   Заявить о нарушении
ну, причем тут мой текст, скажите. но вам, видимо, понравилось: еще не кончился этот раз, вы уже о следующем.

Юревич Сергей   30.03.2010 10:14   Заявить о нарушении
А этот раз явно неудачный. Я так поняла, три рецензента отозвали свои работы.

Светлана Малышева   30.03.2010 10:17   Заявить о нарушении
Светлана, это говорит совсем не о конкурсе, а о его участниках. Даже, скорее, о зрителях. Я так понял. что работы были отозанны из-за того, что некоторые дискуссии превратили нормальное общение в балаган и фарс.

Беспощадный Критик   30.03.2010 10:29   Заявить о нарушении
наверное, не совсем уж. вот, к примеру, А. Аничкина (привет и наилучшие без шуток) теперь точно знает: о чем она все-таки написала. большинство-то пыталось не читателю это объяснить, а почему-то именно ей, ну и о себе поведать миру. а то, что сняли - бывает, дело такое. нервы, весна. как откроет Сергей Чухлебов свою страницу, как всех помирит - и подведет итог.

Юревич Сергей   30.03.2010 10:36   Заявить о нарушении
А Сергей закрыл страницу?

Светлана Малышева   30.03.2010 10:50   Заявить о нарушении
точно лишь то, что она закрыта ) временно, скорее всего.

Юревич Сергей   30.03.2010 10:52   Заявить о нарушении
Сергей, вы напрасно иронизируете насчет "теперь Аня знает":) Автор не имеет права (и именно так: не имеет права!) считать, что его интенция реализовалась адекватно и строго с намеченым планом. Конечный результат всегда больше того, что вложенно автором. И теперь Аня знает, что именно "написалось" в рассказе Пуговицы:)

Беспощадный Критик   30.03.2010 10:53   Заявить о нарушении
Беспощадный К., ну раз вы поняли, что это ирония, значит - не напрасно ) к слову о планах планских. вы правы, где-то. но понимаете, желание теоретизировать по этому поводу с дикой серьезностью настораживает, пусть при наличии смайлов. "его интенция реализовалась адекватно". зачем это? ) просто иногда (речь не о вас, на всякий случай) желание рецензента даже в ответе на отзыв не на свою рецензию вкрутить краткую миниатюру о себе настолько очевидно, что одно из двух - либо он работает на поисковые системы, увеличивая число запросов по литературным терминам либо вообще не читал рецензируемого текста ))).

Юревич Сергей   30.03.2010 11:09   Заявить о нарушении
Да нет, Сергей, не совсем так:) Это я насчет "ввернуть". Лично мне всегда не нравились две тенденции: "Очистим язык от иностранщины" и "Ты че, умный, да?". Относительно первой, я так считаю: то, что можно "ввернуть" уже по смыслу нашего, родного. поэтому точнее будет понято (даже если вначале совсемн не понято). Что касается второй, то наличие интеллекта проявляется не столько через словарный запас, сколько через образ мысли:) Так что "имеющий глаза увидит":)

А насчет серьезно:) Вы не первый в этой дискуссии, кто нашел предельно важным заявить: "Ребята, и чего вы все такие серьезные?!" Тут, Сергей, два ответа:

1) если все так смешно и несерьезно, то чего же вы тут застряли? Когда мне смешно от того, насколько все это глупо, я просто про это забываю:)

2) если вам показалось, что все тут "такие серьезные", то это говорит прежде всего о вас:) Для большинства все происходящее - развлечение, но суть в том, что оно занимательное и другого нет:)

3) Смайлики - суррогат мимики. Верьте им! Чаще всего, мы действительно улыбаемся (потому что в голос смеятся на работе грешно:)).

Беспощадный Критик   30.03.2010 11:24   Заявить о нарушении
Б. Критик, я нигде не застрял ) и "предельно важно" не заявлял: "Ребята, и чего вы все такие серьезные?!", написал же о серьезности дикой. ) вообще же все гораздо проще. достаточно уточнить "речь не о вас, на всякий случай", как в ответ получишь именно о себе. ))

Юревич Сергей   30.03.2010 11:32   Заявить о нарушении
Это да, получилось как-то резковато и вроде именно о вас:) Но просто забавно смотреть на тех, кто с высокомерием смотрит как все здесь забавно:) Точнее, сначало забавно, а потом утомительно:)

С извинениями:)

Беспощадный Критик   30.03.2010 11:40   Заявить о нарушении