Умом Россию не понять?

 Текст профессора Ф-б.  провоцирует мысль. – А понять Россию надо. Умом понять. Хотя бы для того, чтобы правящая элита вела ее по естественному и разумному пути. Пути, который проверен тысячелетним опытом продвинутых государств. Чтобы она (правящая элита) не соблазнилась еще раз теорией великого самозванца, который якобы придумал нечто абсолютное на все времена. Попробуем понять то, что для поэта оказалось непосильным.

 Некогда Русь приняла православие. Разумный акт?  Разумный, хотя западный вариант христианства, думаю, придал бы ей больше силы. Не православие погубило Византию, но тот факт, что она отошла от Запада, возможно, и способствовал ее ослаблению, и, в конечном счете, – гибели. Она оказалась один на один с турками.

Петр Первый «прорубил окно в Европу», что весьма способствовало усилению России и культурному развитию ее. Однако экономически Россия не обнаружила при нем тенденции  выйти из Средневековья.  Петровские реформы можно и нужно «понять умом». Декабристы. События трагические, но разумные, но «понятные»: Россия  все более и более отставала от Запада экономически и политически. Александр II – отмена крепостного права. Шаг к свободе. История – прогресс в сознании свободы.  Николай II и Распутин – вот где «умом Россию не понять». Здесь было наделано много глупостей, которые привели к революции 1905 года, к поражению в русско-японской войне и неудачам в Первой мировой войне. Попытка ввести конституционный строй сильно  опоздала. Бездарное поведение Керенского летом 1917 года  – верх неразумности.  Но самым «непонятным» поступком России в ее истории был тот, что она позволила большевикам изнасиловать себя. Конечно, под видом спасения.

Революция 90-х годов прошлого века. Последствия ее нелегкие. Но это плата за большевистское безумие – построить общество, в котором всех будут кормить, лечить, учить и в бане мыть бесплатно. А также – за то, что народ и элита позволили правителям уничтожить своих лучших представителей (крестьян, казаков, интеллигенцию, генералов, священнослужителей, политиков, экономистов), и не только позволили, но и оправдали это уничтожение. История предъявляет свой счет.
Из текста  господина Ф-б. Приводится разговор некоего автора с гражданами. Отец Майи Пертовны был репрессирован и погиб. Мама сказала ей: «Ты не имеешь права помнить зло». Господину Ф-б. такой ответ по душе, мне – нет.  Я думаю, маму можно понять: она боялась за себя, за дочь, за всех. Но власть никому ничего не прощала, за простой анекдот давал пять лет, за прямое высказывание против власти – десять.  Надо ли помнить зло? Никто не должен действовать по принципу «Око за око, зуб за зуб», но справедливость требует правовой санкции, иначе зло будет повторяться и повторяться. Сегодня сторонники тех, кто репрессировал, свободно клянут демократию и демократов и лгут безнаказанно. Почему? Потому что зло не было наказано. 10 января 2010 г.


Россия современная все свое носит с собой. Это элементарно. От прошлого не избавишься. У народа и власти свои сложившиеся нравы, традиции, своя психология. Индивидуальное и коллективное бессознательное продолжает жить в мыслях и поступках. Возьмем народ, массу: холопство, крепостничество, лагерная и колхозная жизнь, доносительство, желание быть побитым властью (бьет – значит, любит), единомыслие – все это проявляется в современной жизни; однако были у нас Разин, Пугачев, декабристы, Герцен, были у нас Кронштадтское восстание, бесчисленные восстания крестьян при Советах, бунты в лагерях, Сахаров, Солженицын, робкий лепет интеллигентов (Евгений Евтушенко). Возьмем власть. «Власть пухла, а народ хирел», – сказал Ключевский. Пухла от расширения границ, от роста вооруженных сил и тайной полиции, чиновничества. По этой причине власть у нас всегда была ненасытной, по этой же причине народ всегда жил бедно: питался плохо, обитал в лачугах, ходил в лаптях, кирзовых и резиновых сапогах, был изолирован от мира. 

Историки говорят, что в «передовой» Европе происходило все то же самое, только раньше. На пару столетий. Деспотизм власти, массовые изгнания инаковерующих, бесконечные войны, восстания, революции, жестокая эксплуатация низов – все это пережито нашими соседями на Западе. А совсем недавно, в XX веке, старушка Европа переболела «коричневой чумой». Такова ситуация. В конце прошлого века в нашей стране произошли события потрясающие: пала «власть Чингисхана». Отчасти она подгнила, отчасти ее подтолкнули к падению. Неизбежным следствием стал отпад окраинных территорий. Новые политики, в основном из коммунистов, потерявших веру в идею, воздвигли «каркас» небывалого в России политического образования –  государства европейского образца. Либеральная конституция, парламент, действительная федеративность, разделение власти, многопартийность, отмена единомыслия, фиксация в законах всех прав и свобод человека, включая право на частную собственность – стали воплощаться в жизнь. Сегодня с Западом мы не состязаемся «на полное поражение», а конкурируем как равноправные партнеры. Сегодня с Востоком мы не «целуемся взасос», но просто сотрудничаем и опять же конкурируем.

 Обнаруживается тяготение народа и правителей к прошлому? Несомненно. Низы хотят  вождя, а правители – от этого никуда не денешься – его духовные родственники, пусть не очень близкие. Тяготение к прошлому обнаруживается в судопроизводстве, в реализации прав и свобод, в проведении выборов, в возрождении внешнеполитических амбиций. Суды пока не стали независимыми, силовые структуры слишком часто действуют грубо и жестоко,  власть денег не обуздана. И виноваты тут верхи и низы,  больше, конечно, верхи. Но цивилизованно жить – надо учиться, жизнь – это серьезная школа. И мы ходим в эту школу каждый день.

В «Феноменологии духа» Гегель рассматривает развитие форм общественного сознания в историческом плане, но они же, эти формы, повторяются и в современной жизни. Повторяются то в грубом, то в облегченном виде. Господское и рабское сознание, стоицизм, скептицизм. Несчастное сознание – об этом я хотел сказать. Это ощущение и  осознание полной разорванности идеала и реальности. Идеал высоко, там, в небесах, а подлая реальность – вот она, перед носом. От нее не спрятаться, не скрыться. Куда ни глянь – одно разорение, одни преступления и подлости. Жизнь невыносима. Не только господин П. охвачен чувством неприятия того, что происходит в России. Этот феномен сознания живуч и довольно распространен. Раскольников страдал, ненавидел реальность: он талантлив и способен на многое, а у старухи деньги лежат без дела. Рабочий, которого предприниматель сократил с работы, тоже возненавидел Россию и весь буржуазный мир. Молодой человек, которому отказала во взаимности любимая девушка, разочаровался во всех женщинах. Студент, проваливший на экзамене, решил: мир лежит во зле, его следует в кратчайшее время перевернуть. 15 июня 2009 г.
 


Рецензии
Уважаемый Сергей! С большим интересом прочла вашу статью, много нашла созвучий своим мыслям. Меня здесь как-то поклонники большевизма изругали за статью о Колчаке "Жертвы революционного бреда", и поэтому я рада, что попала на вашу страничку. Буду теперь заходить.

Вера Козубская   24.04.2010 21:53     Заявить о нарушении
Уважаемая Вера, заходите. Приятно иметь дело с человеком, который тебя понимает.

Сергей Корягин   05.05.2010 13:23   Заявить о нарушении