мой первый выход

    
                с  п  е  к  у  л  я  н  т  к  а
               
      
          м о й   п е р в ы й   в ы х о д


     как-то один из нашх мэтров сказал,представляя свои мемуары:
теперь ведь все пишут--и политики,и актеры, и водопроводчики;вот
и я написал. а почему не может написать спекулянтка? или как это
теперь называется? менеджер по розничному маркетингу? вот и я на-
писала,о том,что было совсем недавно.

   
      звонит будильник.а мне кажется я только что заснула,навер-
ное так и есть.всю ночь я думала,как пройдет этот мой первый ра-
бочий день.очень не хочется вставать,уже семь,а еще совсем темно.
надо,все давно решено,нечего откладывать.сумка собрана с вечера.
главное--что надеть?это зависит от погоды.что у нас там за окном?
люди идут без зонтов,дождя нет,это очень хорошо,значит--плащ све-
тлый,он не новый,но выглядит еще совсем прилично и абсолютно чис-
тый.конечно,разглядывать меня там никто не будет,но для меня важ-
но,как я выгляжу.сама я всегда присматрваюсь к этим женщинам на
лестницах и в переходах,сегодня мне предстоит встать рядом с ними.
главное--обувь,вечная проблема;надо,чтоб удобно было и прилично и
чтоб не очень смешно,чтоб не из прошлого века.все готово.

      я умываюсь горячей водой,потом холодной,как советуют юные
победительницы конкурсов красоты. а что? не плохо. последний раз
смотрю на себя в зеркало,хочу увидеть себя как бы со стороны,чуж-
ми глазами. не очень жалкий вид? кажется,нет:обыкновенная женщина
средних лет,не пятьдесят,конечно,но и семидесяти еще нет.

      иду к метро. моя любимая аллея от дома вдоль улицы. ранняя
осень,самое красивое время года в наших местах--оранжевые липы,
рябины совсем облетели,только красные кисти ягод остались,желто-
красные клены--здесь всегда очень красиво,хочется идти не спеша,
любоваться. но не сейчас...

      какая давка в вагоне,еще немного и я услышу хруст собствен-
ных ребер. просто не шевельнуться. смесь запахов табака,перегара,
капусты и не очень чистого тела. как неприятно. а выходть как бу-
ду? пока только входят,все едут только в центр. несколько парней
стоят вплотную ко мне,студенты,наверное.--слушай,я тебе вчера не-
сколько раз звонил,поздно уже.--меня не было, я у наташки ночевал
--у наташки?!ты что,с ней встречаешься?--да брось ты--так,перепи-
хнуться.----я подняла глаза,вот как это теперь называется...

       вот он этот момент. я уже пришла,уже стою на лестнице ря-
дом с такими же как я.  самый центр столицы,дорогие магазины,кру-
тые офисы,а значит и народ небедный. на это и рассчитываем мы,
здесь стоящие.        вытаскиваю из сумки несколько вязаных ша-
почек,они были очень модны весной,летом я связала несколько штук,
для начала,разный цвет,разные рисунки. я очень старалась. вижу,
торговки дружно повернули головы в мою сторону,интересуются,что
у меня. держу в руках несколько штук,я знаю,их продают по 150-200
рублей. начнем со 150-ти. непрерывный поток из метро спускается
по лестнице,на меня никто не смотрит,а около моих соседок остана-
вливаются,смотрят,разговаривают,как со старыми знакомыми. ко мне
никто не подходит,как будто меня нет. такие хорошие шапочки полу-
чились,все московские модницы ходили в них. еще рано? слишком те-
пло? или их просто больше не будут носить? а я навязала...

       десятый час, поток из прохожих заметно поредел;мы на лестнице все на виду,как на сцене. теперь и я ловлю на себе редкие взгляды. некоторые из наших уже ушли,все распродали,ко
мне не подошел еще ни один человек. не могу сказать, что мне это безразлично,настроение плохое,ничего не понимаю... с противо-положной стороны женщина прищурившись старается рассмотреть,
что у меня в руках.идет в мою сторону,другая тянет ее за ру-
кав,потом подходят вместе:--сколько стоит?--я уже готова бы-
ла сказать 50,чтобы хоть что-то купили,но мгновенно вспоми-
наю--пряжа стоит дороже.
      --150,--сказала я и испугалась своего голоса--сейчас
отойдут.
      --черную можно померить?
      --пожалуйста.--женщина молодая яркая,это ее цвет, я
вижу--шапочка ей идет,но молчу,не уговариваю,сама этого не
люблю.
      --так.эту я беру.а что-нибудь желтенькое поменьше?
      --куда ты набираешь?еще успеешь!--это подружка сове-
тует.я молчу,знаю--подружки это страшная сила.
      --чего ждать?у ксюшки день рождения скоро,ей понрави-
тся.когда мне подарок искать? эту тоже беру,--протягивает
500рублей.
     я замираю в отчаянии,где взять сдачи 200рублей?у меня
всего 50...обращаюсь к соседке:--разменяете?
     --сейчас посмотрю,--вытаскивает пачку денег,почти все
по 500.--нет,не наберу.я бы дала вам 200 рассчитаться,но уже
ухожу.
     я готова разрыдаться от обиды,как я могла не подумать о
сдаче? мои первые в жизни покупатели видят мое состояние:
     --ладно,давайте еще одну,вот эту,красненькую,пригодит-
ся.--подруга уже молчит.я отдаю свои 50,беру 500 и не могу
поверить в удачу,первая мысль--поскорее уйти отсюда,вдруг пере-
думают,вернут покупки? я так ждала этих денег,они так нужны мне
сейчас.уйти не получается,еще женщина останавливается,меряет,про-
сит зеркало,у меня его нет.и об этом я не подумала.
     --как мне?--улыбается.
     --по-моему хорошо,--говорю неуверенно,боюсь быть навязчивой,
боюсь отпугнуть.
     --я вам верю.возьмите,--протягивает деньги.без сдачи!

     я с трудом сдерживаю радость--за несколько минут в моем кар-
мане оказалось...600 рублей!!! сегодня  для меня это целое состо-
яние.моя пенсия 2500(2005год). теперь можно оплатить телефон,свет
за квартиру уже не хватит,это после пенсии.сейчас надо кое-что из
продуктов купить.
      лесница почти опустела,мои соседки отдыхают.внизу около ко-
лонны останавлиаются два милиционера,разглядывают нас. никто ни-
куда не бежит и я стою.это постовые.вижу,их знают,не боятся.один
совсем молодой,можно сказать,мальчишка,старается казаться серьез-
ным;тонкая шея торчит из воротника шинели,выгоревшие брови и рес-
ницы,деревенский,наверное.другой значительно старше,насмешливо
смотрит на нас,как бы искоса.этот уж точно из деревни,я часто вижу таких в электричке.
       одна из наших убирает в сумку майки,которыми торговала,ме-
дленно поднимается по лестнице,почти не останавливается,ей что-то дают в руку,идет дальше.я поняла:дают деньги,они приготовле-
ны,ничего не обсуждается. я последняя.
       --мать,за место,--это ко мне.
       --сколько?
       --стольник.ты что первый раз?
       --я думала меньше...
       --меньше? а где ты меньше платила? ты где раньше стояла?
       --нигде. я первый раз.
       --слышали мы эти сказки,мы все здесь первый раз.давай сто-
льник,павлик всех посчитал,я за тебя платить не собираюсь.
      а павлик сверху наблюдает за нами,внизу стоит его товарищ
по службе,ждет.все отработано.хорошо,что у меня теперь есть день-
ги,а я ведь пришла с полтинником в кармане.чтобы я сейчас дела-ла,если бы ничего не продала? жалко,конечно,но делать нечего,вы-
таскиваю красную бумажку,протягиваю.
      --правильно,с ментами лучше не связываться,а то в отде-
ление отвезут,дороже выйдет.тебя как зовут-то?
      --вера петровна.
      --значит,вера будешь,у нас тут по-простому.--сборщица на-
логов пересчитала деньги и подошла к постовому.они о чем-то ко-
ротко переговорили и разошлись,просто,по-деловому...

       каким же удачным оказался этот мой первый рабочий день.   
а как я волновалась,почти не спала,все думала: как буду стоять,
как разговаривать с покупателями.когда пыталась представить себе,
как даю деньги милиционеру,по спине пробегал холодок.все позади,
все оказалось совсем не страшно,люди ведь давно торгуют,все отра-
ботано,иначе не стояли бы на лестнице.
       ничего неожиданного в общем-то. я знала,что надо платить,
не вчера родилась и не на луне.а все эти мои переживания.так это
естественно--дело для меня новое,учиться надо.завтра пойду снова.
надо денег мелких прихватить,про зеркальце не забыть,что-то яркое
подобрать на продажу,чтоб меня издали было видно.и главное--прие-
хать пораньше...                               


Рецензии
Ну, вот я и добрался до того, чего Вы так постеснялись мне предложить. Я - читатель со стажем - всё ж с дошкольного возраста читаю - и первым делом оцениваю сюжетность. Именно сюжетность придаёт рассказу читаемость. Неграмотная пунктуация меня не раздражает или в меньшей степени. Но...сюжет - это ДА! Хороший рассказец получится.

Артур Линник   05.01.2014 05:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.