О культе мифа

Андрей Синявский пишет (не без иронии, полагаю) о роли мифа о Сталине в 57-м году:

Ах, если бы мы были умнее и окружили его смерть чудесами! Сообщили бы по радио, что он не умер, а вознесся на небо и смотрит оттуда на нас, помалкивая в мистические усы. От его нетленных мощей исцелялись бы паралитики и бесноватые. И дети, ложась спать, молились бы в окошко на сияющие зимние звезды Небесного Кремля...

Но мы не вняли голосу совести и вместо благочестивой молитвы занялись развенчанием "культа личности", нами ранее созданного. Мы сами взорвали фундамент того классицистического шедевра, который мог бы (ждать оставалось так недолго!) войти наравне с пирамидой Хеопса и Аполлоном Бельведерским в сокровищницу мирового искусства.

Любая теологическая система сильна своим постоянством, стройностью, порядком. Стоит один раз допустить, что бог нечаянно согрешил с Евой и, приревновав ее к Адаму, отправил несчастных супругов на принудительно-земные работы, как вся концепция мироздания пойдет прахом и возобновить веру в прежнем виде немыслимо.

После смерти Сталина мы вступили в полосу разрушений и переоценок. Они медленны, непоследовательны, бесперспективны, а инерция прошлого и будущего достаточно велика. Сегодняшние дети вряд ли сумеют создать нового бога, способного вдохновить человечество на следующий исторический цикл. Может быть, для этого потребуются дополнительные костры инквизиции<...>

Такая вот цитата. Речь идет, к слову, лишь об искусстве. Терц в дальнейшем пишет о том, что мы слишком образованны, что идолов маловато. А ведь это и вправду мешает цельности творческой личности! Кем были величайшие творцы? Кем был, к примеру, Пушкин? Человеком, со лицейской поры полностью похерившим все технические науки. Таким образом люди, в ущерб разносторонности знаний, приобретали цельность и творческий импульс.

Я например получил плохое школьное образование, ведь я спокойно мог плюнуть допустим на геометрию еще раньше, чем нащупал предел своих познавательных возможностей. Я получаю плохое университетское образование. И все же, я чувствую себя образованным. Во мне есть какая-то база. Она во мне уже много лет, я мог сам меняться, накапливать знания, но база эта оставалась почти неизменной.

Да, Цели "сегодняшние дети" так и не нащупали. Зато они с большим энтузиазмом продолжили процесс разрушения (возможно уже неостановимый), потеряв свою империю. А вот в КНДР например вождей возносят, так сказать, на небо. Однако же не вижу взрыва творческих сил и энтузиазма в этом большом противосовременном подвале. При этом там нет ни споров, ни какой-либо малейшей дискредитации верховных правителей-богов. Более того, с Сев. Кореей все понятно. Ведь мы смотрим на нее одновременно из настоящего и из будущего.

Может, со Сталиным было иначе? Почему мы до сих пор многое не понимаем в той эпохе? Не делает ли эта историческая тайна те десятилетия самим фактом своего существования - Эпохой? Но нет, всем надо все упорядочить. Хотят замазать на фотоснимках кровавую слизь, вытекавшую в процессе Зарождения, Потери девственности и дальнейшего развития современной России. Чтобы будущие поколения ломали себе башку: как же так, что в поле, что на заводе, что под танком - шляпа у всех всегда сидит ровно и даже божественно элегантно.

Что за фарс с этими 9-ми мая? Почему никто НИЧЕГО не знает о Гражданской войне, а о Великой Отечественной знает хотя бы интуитивно и понаслышке и уверен в этом? Неужели в Гражданской было меньше бескорыстного, добровольческого самопожертвования? Неужели Идея играла тогда меньшую роль с обеих сторон? Неужели не очевидно, что хаос Гражданской войны - это борьба двух несомненно великих начал. В то время как упорядоченная мясорубка ВОВ - шахматная партия двух чудовищ, доведших свои образованные расы до состояния полного раболепия и ничтожества?!

Твердо убежден, что праздновать 9 мая - сумасбродство. Так же как и праздновать день окончания Первой мировой для Англии и Франции (между прочим). СССР НЕ МОГ НЕ ПОБЕДИТЬ. Так же, как и Антанта не могла не победить. Что же мы празднуем? Я как "сегодняшнее дитя" этого "праздника" в упор не понимаю. Как и то, зачем надо лицемерно и напыщенно уважать каких-то непонятных занавешенных орденами слюнявых стариков-псевдоветеранов.


Рецензии