17 лет и 17 лет после войн

17 лет и 17 лет после войн
Альбина Мартьянова
17 лет и 17 лет после войн

*

Моя бывшая почти одноклассница из московского элитного интерната Академии Педнаук, в наше тогдашнее время – с глубоким физико-математическим уклоном, настолько, что после него нашим ребятам года два подряд в институтах и университетах не надо было учить высшей математики – сдавали экзамены на пятёрки, и всё, - прислала мне на прочтение мемуары нашей учительницы русского языка и литературы - Марианны Евгеньевны, которой сейчас около 93 лет, а она всё ещё ведёт активный образ жизни – вот я их и прочла.

И в моих мыслях возникло интересное сравнение – наш интернат открыли в 1961-м году, а я приехала туда учиться в 1962-м, через 17 лет после окончания Второй Мировой войны.

А в чём интересность этого момента в моей жизни? А вот в чём. В Венгрию я приехала в 1973-м году, через 17 лет после «контрреволюции» 1956-го года.

Тут есть не один любопытный момент.
Во-первых, в момент моего прибытия в Москву, через 17 лет после победного окончания войны – а ведь после победы победившее государство получает немалые контрибуции, не только возврат увезённых ценностей, но на самом деле, и совершенно справедливо, если на страну напали, на самом деле надо получить намного больше.
Как вот евреи и до сих пор получают какие-то платы за холокост и т.д.
Русские и вообще бывшие советские граждане, собственно говоря, не в меньшей степени имели бы такое же право на оплату их потерь, регулярную и долгосрочную. Если бы их власти вообще были способны на вот такое мышление, в пользу своих граждан.

Но нетушки. В начале 60-х годов даже в столице СССР Москве не было достаточно простого хлеба. Других продуктов не помню, но вот ещё пример – не было в магазинах обычных фарфоровых и фаянсовых изделий, тарелок, проще сказать.

В эти годы как раз сменили Хрущёва, который принудил всю страну разводить кукурузу, мол, в Америке она вон как здорово производится и используется – но увы, в средих районах СССР такое не вызревало.
Ну и прочие ошибки.
То есть -  экономическая жизнь страны была на нижайшем профессиональном уровне.
Так?

А вот в Венгрии после 56-го года, который в те времена венгры называли войной - даже увидя дырочки от пулек на стенках в Буде, я получила ответ – это с войны. А позже выяснилось, что именно 1956-го года, как будто прежней войны и не было, что ли.
Итак, в Венгрии экономика шла настолько чётко, профессионально, распланированно, не слишком изнуряюще для рабочих, с регулярными обязательными повышениями зарплат, с обязательными премиями и возможностью дешёвого семейного отдыха в куче домов отдыха на Балатоне или где ещё...
Именно её профессионализм явился тем моментом, над которым я и до сих пор не перестаю размышлять. Сегодня прошло около 20 лет после смены власти в этой стране. И всё что тут происходит в политическом или же экономическом отношении – в профессиональном смысле никуда не годится. Просто самым обычным образом НЕКОРРЕКТНО. А некорректность является фактором, от которого данная деятельность довольно скоро загнётся и прекратится, разоривши тех, кто ею занимается. То есть – не их, ибо власти имеют возможность забрать себе и то, что им не положено, но всё равно. Лучше сказать – просто парализует экономику страны в целом.

Через 17 лет после последней войны  в Венгрии производилось всё что нужно для скромной но безбедной жизни, если чего-то нехватало, через парочку месяцев либо стали производить, либо импортировали, магазины все были на постоянном месте, равномерно расположенные, чтобы покупателям не надо было бегать по всему городу, разыскивая то либо это. Ну этот вопрос сегодня тоже решён неплохо – этими гипермаркетами, однако заработок за производство продаваемых там изделий имеют не граждане этой страны, а неизвестно кто. Плюс качество непроверенное, не то что при государственном промышленном контроле. Ну правильно?
Если бы после смены властей страна просто разрешила частникам тоже создавать большие предприятия – было бы корректно и полезно. Но расшвырять вместо продажи за большие деньги такую экономику, неизвестно кому – просто преступление, За что их ещё надо будет наказать.

Да, а вот вопрос о том, почему после такой победы наша страна долгое время жила голодом, до сих пор не проанализирован никем.
Как следует, чтобы не попадаться снова на подобную удочку каким-то грабителям глобальных масштабов.

И вот что интересно было в те годы в Венгрии – магазины были открыты только до шести часов вечера, это при настолько профессиональной экономике? С очень добрым отношением к народу?
Все мамы были вынуждены стоять в очередях после работы, имея на это всего час или даже половину, заходя перед этим в детский сад за детьми?
Как-то не увязывается. Непонятно, как будто эта деталь была сгармонизирована с условиями жизни, когда мамы не работали, а занимались материнством и домашним хозяйством, не кажется ли вам? Но когда я приехала, женщины наоборот – не переставали работать даже перед родами, не брали положенного им на это отпуска. Странно и непонятно, как это. Как вообще работали такие магазины и кто в них заходил? А работали и всё было свежее.

Будапешт
28 марта 2010 года


© Copyright: Альбина Мартьянова, 2010
Свидетельство о публикации №21003281279


Рецензии