Автострадания
Уже точно установлено, что автолюбители, как и охотники и рыболовы, любят и умеют «заливать», и у них это получается не хуже, чем у их предшественников с ружьями и поплавками. Но всё, что я пытаюсь сейчас изложить на терпеливых листах бумаги - было. Это – достоверный факт, как и то, что я сижу сейчас у своего секретера.
Автор.
Далёкий 1965 год. Настолько далёкий, что сейчас и не верится, что он был и что моё автоначало таким и было. Хронологию подробностей даже пришлось восстанавливать в голове с помощью моего «начальника штаба» -- жены. Но (справедливость восторжествовала!) всё вспомнилось. Только я не уверен, что хватит терпения изложить полностью и понятно.
Гл. 1. Радость покупки
Итак, апрель 1965 года. Мы – в Польше. Жена начала педагогическую деятельность в вечерней школе. Предыдущая «химичка» преподавала Менделеева не по своему профилю, да и очень слабо. Приезжая школьная комиссия уволила её и упорно наседала на меня «Ищите химика!» А где я (в то время молодой замполит) найду? О Виктории я и не думал, мысль даже не возникала, что она может устроиться на работу, тем более преподавателем в школе. Кто-то подсказал председателю комиссии, что моя жена – химик. Эта фурия ворвалась ко мне, и я еле увёртывался от этой амазонки в собственном кабинете и не мог ничего ответить на её боевой клич: «Ты что жену прячешь?» Короче говоря, Вита стала преподавать в старших классах окислы-закиси-щёлочи. Конечно, денег она получала меньше, чем тратила на капроны (как опыт, так нужны новые чулки – брызги съедали), но морально… Превратилась из Виты в Викторию Александровну… Очень удачное назначение; мы оба были довольны. Попутно замечу, что школа стала расширяться и рейтинг (жаль – тогда этого слова мы не знали) Виты неуклонно рос. Да и я времени зря не терял – в замполитстве «заматерел». Стали мы видной на весь гарнизон и «весомой» парой. К тому же (ты помнишь?), мы были молоды, здоровы, красивы и оба высокого роста.
Валерка ходил во второй класс, Олег по-прежнему лазил по свинарнику, складу пиломатериалов, где они устроили свой «штаб», по аэродрому, морю и т.п.
На мою статью, направленную вместе с рапортом о допуске к экзаменам на зачисление в Монино адъюнктом – ни ответа, ни привета. Значительно позже, мой «папа» -- Начальник политотдела дивизии полк-к Малиновский Н.Ф. признался, что положительный ответ из академии он «заморозил» у себя: ему спокойней было на «фланге дивизии» иметь меня, чем бог знает кого.
И вот решил я взять отпуск в апреле и съездить в Монино лично.
Один. В Москве. Вялую попытку «пробиться» в адъюнктуру академии закончил быстро и примчался в Харьков. Сейчас взвешиваю и оцениваю: хорошо, что в адъюнктуру толком не пытался «проникнуть» -- многое бы прошло мимо меня, многого бы не увидел, а главное – не достиг бы пика лётного совершенства (впрочем, и это потом оказалось нужным только мне, только удовлетворить своё тщеславие).
Один в Харькове. Надолго меня хватит? Конечно, нет. И решил я слетать к давнему другу Борису во Фрунзе, всё равно делать нечего.
Билет, самолёт и – под крылом чарующе прекрасный хребет Киргизского Ала-Тау. Не буду я его описывать, т.к. всё равно я – не Рерих. Только он смог достойно воспеть красоту, обаяние и величие этих молчаливо -- неподвижных великанов в белоснежнейших чалмах, оттенённых тёмно-голубыми складками ущелий.
Фрунзе. Тогда ещё Фрунзе… Густая зелень (да, в апреле уже – густая зелень), векового карагача, фруктовых деревьев, мелодично журчащая ледяная вода в многочисленных, обрамляющих тротуары и улицы, арыках, бурное цветение всего, и это -- на фоне таких, колдовски прекрасных, гор. Простите, повторюсь: глаза от них оторвать трудно. Смотрел бы и смотрел… Солнце печёт не на шутку, днём уже жарко.
150 км автобусом или поездом – не помню, но «международным», т.к. Луговая, где служил Боря, в Казахстане. Свалился к ним «как снег на голову»: Аннушка, как и всю жизнь, преподавала в школе, а Борис много летал (учил африканских и ближневосточных лётчиков). Лётный сезон в разгаре.
-- Ладно,-- думаю,-- побуду несколько деньков, наговоримся вволю и помчусь в Европу, домой, к своим. Соскучился уже.
Конечно, в первый же вечер Боря показал мне свою радость: только что купленный «Москвич – 403 экспортный». Новенький, запахи краски ещё забивают все остальные, всё работает, всё слушается руля, педалей… Чудо, а не машина! Аж завидно стало… Дал он мне попробовать «порулить» на этом красавце (водить я умел, но ни прав на вождение, ни никакого опыта у меня не было). Покатались мы с ним, рассказал я ему, что у нас было несколько попыток купить машину, но или не удавались, или мы не слишком решительно старались, а теперь, за границей, никак не приобрети машину, а хочется.
Развернулись в сторону гаража, а навстречу нам идёт точно такой же «Москвич», только чуть темнее оттенком.
-- Вот,-- говорит Боря,-- Андрей покупал машину вместе со мной. Но перевели его в Алма-Ату, дают ему квартиру; теперь жена требует мебель, а ему нужно ещё долги за машину вернуть.
-- Боря, разворачивайся за ним!
Подъезжает Андрей к дому – мы тут же.
-- День добрый! Познакомься, мой друг… Пошёл слух, что ты «Москвича» продаёшь, а Игорь может купить.
-- Ничего я не продаю. Это вот она… (кивок в сторону дома).
Ага, думаю, на этом можно сыграть. Мигнул Боре, а у него в багажнике есть «на аварийный случай» заполненная стеклотара. Сели за столик под навесом, жена принесла «загрызть» выпивку и сразу, уловив ситуацию, ожесточённо вклинилась в беседу.
-- Конечно, продаёт. Уезжаем – долги отдавать надо? Должен! А въедем с детьми в голые стены? Хоть как-то квартиру обставить… Продаёт «Москвича»!
Наслушавшись семейных прений и не получив внятного (не мудрено!) ответа, мы поставили Борину машину в гараж и пошли домой.
Утром Аннушка – в школу, дети – в школу, Боря на службу, а я решил посмотреть хоть издали на «свой» «Москвич». Подхожу к дому, а там Андрей возится с дверкой машины. Смотрит на меня удивлённо, не узнаёт.
-- Привет, Андрей! Чем занят?
-- Да вот дверка…
-- Теперь уже я буду возиться с ней. Тебе-то зачем? Отдыхай!
-- А при чём тут Вы?
-- Мы же вчера договорились, что я покупаю…
-- Ничего я не продаю.
Примчался Боря, а я ему… И опять мы вогнали Андрея в «наркотический сон»… Сам виноват: лучше бы сразу согласился.
Дал домой, в Бабаи, телеграмму: «Срочно пришлите деньги» (с собой было недостаточно).
Так и держал Андрея все дни его короткого отпуска «в наркозе», и провожал его в Алма-Ату, пока он перед отходом поезда с трудом не икнул жене: «Принесёт Игорь деньги, дай ему техпаспорт и «Москвича».
Дождался телеграфного перевода. Отнёс бывшей владелице «Москвича», как и договаривались, магазинную цену – 4000 руб. Вручила она мне техпаспорт, ключи от машины:
-- Забирай!
-- Спасибо!
И -- к Борису.
-- Не волнуйся. Оформим.
В свободное для Бори время, сели в его «Москвич», заехали в сельпо, где загрузились водкой, и поехали на «трассу»: через Луговую проходило напряжённое шоссе Фрунзе – Джамбул. На холме, возле шоссе, видна одинокая фигура. Так, внимательно глядящим вдаль, обычно изображали Петра 1, прорубившего окно в Европу. Небольшого роста, плотный, лицо сине-фиолетового оттенка, мл. лейт-т милиции следил за порядком на вверенной ему трассе. Рядом стоял чёрный мотоцикл с коляской. Боря -- мне: «Это он».
Подъехали, выключил Боря мотор, подходим к нему сзади.
-- Здравствуйте, Иван Иванович!
Ни один мускул его не дрогнул, не раздалось ни звука. Стоит, как истукан, нас не видит и не слышит.
-- Есть дело.
Тут Его Величество Иван Иванович, даже не посмотрев на нас, энергично пошёл к мотоциклу и стал его запускать.
-- Скорее!
Мы с Борей прыгнули в машину и помчались за ним. Он во двор и мы тоже. Из избы вышла хозяйка, мы поздоровались и – за ним в хату. Он за стол и мы за стол. Хозяйка поставила три миски, три стакана, положила три ложки и полезла в печь за горшком щей. Боря наполнил стаканы. Его Величество Иван Иванович (всё молча: ни слова, ни жеста, ни взгляда в нашу сторону) вылил содержимое в себя и взялся за щи. Боря опять наполнил его стакан (мы-то только пригубили). Он снова вылил стакан в себя, дохлебал щи, сытно отрыгнул.
-- Что за дело? – услышали, наконец-то его голос.
-- Андрей продаёт «Москвича», а мой друг хочет его купить и увезти в Польшу.
-- Завтра в 10.00
-- Спасибо, Иван Ива…
Но говорить было некому: Его Величество мл. лейт-т милиции уже мчался на мотоцикле к своему холму «бдеть порядок на вверенной ему трассе», изображать монумент величайшему мыслителю и преобразователю России Петру Великому.
Завтра, ровно в 10.00, стучу в дверь Начальника ГАИ Луговского района. В руке техпаспорт с вложенной в него купюрой в 100 рублей.
-- Ну, кто там?
-- Иван Иванович, Вы вчера говорили прийти к 10 часам.
-- Положи.
Положил я на стол техпаспорт и вышел. Сижу, жду. Через некоторое время Иван Иванович вышел куда-то из кабинета, через 5 минут вернулся.
Стучусь к нему.
-- Ну, кто там?
-- Иван Иванович, Вы…
-- Возьмите свой паспорт.
-- Спасибо!
Вышел, купюры нет, а в графе «Особые отметки» читаю: «Автомашина «Москвич – 403 Э» кузов №…, двигатель №…, цвет серый продана в Луговском комиссионном магазине Теряеву И.В.» Дата, подпись, печать.
Ну, кто в какой-то Польше знает, что такого магазина в Луговой никогда не было, да и сейчас, наверняка, нет. Продан «Москвич», увезен и -- концы в воду.
Осчастливленный владелец «техники повышенной опасности», бреду к Боре с размышлениями о том, как доставить её в Европу.
На пути попадается сельпо. «Кстати, думаю, нужно Боре сделать какой-нибудь подарок в честь нашей встречи». Смотрел-смотрел и решил: «Заверните мне это ружьё».
Рад был Боря такому мужскому подарку. Не знаю, сохранилось ли оно у него, но тот охотничий складной нож, что Боря подарил мне, ездит остроотточенным в перчаточном ящике (бардачке, как его называют шофёры) со мной уже «пятую машину». Наездил со мной ужас сколько тысяч километров, побывал со мной в разных автопутешествиях и автопеределках и не раз выручал в неожиданных ситуациях. И каждый раз, глядя на него, я вспоминаю Борю, Луговую и моё автоначало.
Дома Боря твёрдо сказал: «Отправим!» Конечно, отправим. А куда деться?
Гл. 2. Отправка.
Сейчас бы быть таким счастливым, каким я был тогда! Машина! Своя! Вот теперь мне будут покоряться Пространство и Время! Стоит только захотеть и… Всё подвластно! Да на такой машине… О чём разговор? Вот только остановка за малым: довезти её до Европы, до Харькова. А уж в Польшу будет проще.
Выбрал Боря день, и мы двинулись во Фрунзе. «Начать движение ты должен сам», заявил опытный друг. Сел я за руль «Москвича» (своего «Москвича»!), и мы вышли на трассу. Движение напряжённое и очень скоро Боря «сместил меня с должности водителя», сам повёл мою неожиданную радость вперёд, в Европу.
А вокруг! Природа в тон моему настроению. Долина вся красная. Да, красная: цветёт дикий мак. Всё в тон радужным мечтам об «автомобильной жизни». Моя поющая душа и не заметила, как мелькнули под колёсами полторы сотни километров, но теперь на восток, в крупный желдорпункт Пишпек (вокзал г. Фрунзе).
На станции на нас, разгорячённых дорогой, жарой и желанием отправить машину, выплеснули ушат ледяной воды. Машину можно отправить или на платформе, но тогда ехать с ней, охраняя (сколько ехать, где остановки, на какое время – никто сказать не может, т.е. от платформы нельзя будет отлучиться) или запаковав её в ящик. Первый вариант отпал сразу. Второй? Конечно! И мы помчались на мебельную фабрику. Одна, другая… Наконец-то, под вечер нашли предприятие, согласившееся забить машину в ящик.
Боря юлит: рано утром ему в стратосферу, а ещё и добираться домой. Поблагодарил его, распрощались, и он помчался на вокзал. Остался я один со своей радостью и мечтами об отправке.
Сбили мужики надёжный поддон, въехал я на него. Арматурной проволокой расчалили машину, сколотили стенки, прибили крышу – верх ящика. Да из таких толстых, «надёжных» досок ( 40 мм.), которые пригодились потом бате, когда он строил второй гараж.
-- Всё, хозяин, готово – рассчитывайся!
Запакована моя радость. Что дальше? Правильно: везти на станцию. Но на чём? Чем грузить? Вечер, все расходятся. Вдруг во двор въехала громадная платформа с толстенными брёвнами. Я – шоферу «Отвези!» А он мне вопрос: «А кто брёвна разгрузит?» А брёвна! И Илье Муромцу не под силу. Что делать? Уговорил я его, и мы взялись скатывать брёвна с машины. До сих пор непонятно, как мы оба остались целы, но машину освободили. Где взять кран для погрузки? Сторож, заступивший на ночь на службу, подсказал, что рядом есть какой-то автокомбинат. Я – туда, а там – получка. Ты же знаешь что такое получка? Приходит машина в парк, шофёр бежит к кассиру и, кажется, что уже от него выходит пьяным в дупель. И не узнать, когда и где они успевают «становиться на брови». Еле-еле поймал одного трезвого: «Тут же рядом!» «Без разрешения директора не поеду, а директор на совещании». «Стой тут, не пей. Я сейчас!» Подлетел к залу, прошёл в президиум, шепчу директору «Мне,.. кран,.. тут,..» Махнул он рукой, что я принял за согласие. Выскакиваю – шофера нет. Неужели успел выпить? Нет, вот он. «Разрешил, поехали».
Во двор, а там – сторож. Уговорил. Въезжать, а там провода и очень низко, а стрела «вот отсюда и до…» длиной. Вылез шофер, смотрел, смотрел… И, в самый пик его тяжёлого раздумья, спрашиваю: «Ну, мастер ты своего дела или нет?» Поехал он к запакованному «Москвичу», а я ушёл со двора -- страшно было. Так и думал, что замкнёт все фазы на свою стрелу. По долетавшим на улицу «междометиям» понял, что ящик стоит на платформе.
Опять я счастлив – еду на станцию. Это сколько уже раз делал меня «Москвич» счастливым? Наконец, отмучался: привезу, сдам, заплачу и всё. Так, глупый, хорошо думал о железной дороге.
Въезжаю на товарную:
-- Девонька, принимай мою радость!
-- Не приму!
-- Почему?
-- А где у Вас…
Оказывается, у ящика внизу спереди и сзади должны торчать брёвна-бруски.
-- А что же мне…
-- Не знаю, не приму. И выезжайте с «товарной» – пришла моя сменщица, я должна сдать и идти домой.
Тут шофер: «Хозяин, разгружай! Не ночевать же мне с твоим ящиком?»
Грузчики, видя, что «меня заклинило», набиваются: «Хозяин, вон те короткие брёвна мы «сошьём» и прибьём снизу»
-- А для чего нужны эти брёвна-бруски?
-- А чтоб при перегрузках за них стропить.
-- Ага: поднимет кран ящик, ваша сшивка развалится и всё побьётся? Нет, не пойдёт… Девонька, а если вместо торчащих брёвен на ящике будут закреплены стропы, примешь?
Долго она думала и махнула рукой «Делайте!»
-- Мужики! Нужны два стропа!
Подхватили стропами, подняла крановщица, слегка тряхнула – стропы «сели на свои места», мужики закрепили их гвоздями внизу и по бортам ящика до верха и… поехал мой «Москвич» в Харьков—Бабаи на имя моего тестя, т.к. мой отпуск шёл к концу, а никто не мог сказать, сколько путешествие моего «Мышонка» (так мы потом прозвали его) до Европы будет длиться. Так он и прибыл на Харьков—товарный с торчащими вверху ушами-петлями двух стропов. Вопреки моим опасениям, пришёл он быстро и абсолютно целым. Загнали его в Бабаёвский гараж до моего следующего отпуска, а доски ящика пошли на потолок и крышу второго гаража, который батя тут же построил в палисаднике двора.
Господи! Неужели я уже освободился от этой обузы и сдал своё счастье железной дороге? Правда, тут же вселилось беспокойство о сохранности моего груза и напрасный труд – убеждать меня в безопасности желдорперевозок. А пока я, усталый, измотанный, грязный и голодный, но счастливый от благополучного исхода моих мытарств, ввалился в какой-то ресторан «обедоужинать» (как говорит старший сын).
Свободных столиков в такой поздний час, конечно, не было и меня подсадили к молодому киргизу. В отличие от меня, парня тянуло на задушевную беседу.
-- Вы надолго у нас?
-- Да я… работа,.. задание,.. скоро…
-- Поехали ко мне домой?
Мне так захотелось в сурдокамеру. Упасть бы в ней на лежак на двое суток; самому молчать и не слышать ни одного звука. Ни единого!..
-- Отец сразу зарежет барашка, сам его приготовит и Вы, как почётный гость, откроете праздник тем, что начнёте первым и сначала съедите его глаза…
…А ведь я ни разу не был в сурдокамере. Вот уж где тишина и покой,.. никто не зудит в уши…
-- А вино отец поставит такое…
Больше я терпеть не мог: срочно рассчитался, поблагодарил парня за приглашение и понёсся. Нет, не в сурдокамеру (такой «одиночки» во Фрунзе я бы не нашёл), а в военторговскую гостиницу, расположенную в бывшем моём училище. Более того, в бывшей моей казарме. Прошло 13 лет со дня моего выпуска из училища, в нём стали обучать иностранцев, но в благоустройстве мало что изменилось; конкретно – толковый душ так и не появился. Хорошо, что в Киргизии апрель – уже лето. Помылся согревшейся на солнце днём водой и упал на указанную мне койку. «Обесточен был полностью» (выключено всё), т.е. спал «как кирпич в египетской пирамиде».
Утром освежился душем, «почистил пёрышки» и собрался в аэропорт. На пороге «моей казармы» здоровенный негр что-то настойчиво говорит на незнакомом мне языке. Из вежливости, я постарался и понял его речь и жесты: он предложил мне подработать – отнести куда-то его чемоданы. Догадываешься, что мысленно я ему сказал и пожелал? Правильно! Так и подумал. Но внешне… я согласно закивал головой, он пошёл внутрь за пожитками, а я – на автобус, т.к. до аэропорта пешком не добраться.
Наконец, взлетели.. Рядом, совсем рядом заснеженные вершины… Прощай, Ала-Тау! Больше я тебя никогда не увижу. Жаль, но прощай навсегда! Твою красоту, девственную чистоту твоих гордых вершин я буду помнить всегда!
Конец отпуска, радостная встреча с женой -- счастливой владелицей «Мышонка» и детьми. Как хочется иметь свою машину уже сейчас, тут, рядом. Куда и за чем ездить -- неизвестно, но ездить… Этого ждать придётся целый год. На душе поселилось ожидание сообщения «получили,.. нормально…» И новая забота – права, т.е. удостоверение на право вождения автомобиля – техники повышенной опасности. Но об этом в следующей главе.
Гл. № 3. Права.
«Дорога в ад вымощена благими намерениями».
Каждый новый Министр Обороны (а они в один период менялись часто) начинал свою деятельность с борьбы за то, чтоб все офицеры были технически грамотными, во всём соображали, всё умели и всё имели. В том числе и водили машины и имели права. Издавался и рассылался в Военные округи и Группы войск громкий приказ: создать учебные группы.., обучить.., обеспечить и т.д. В округах и группах войск на основе этого издавался такой же приказ и рассылался в воинские части. Эти приказы тщательно изучались, аккуратно подшивались и тут же забывались. Не забыл только я – новый «беспаспортный» владелец красавца – «Москвича». Машина есть, до следующего отпуска должны быть права. Любой ценой, но должны быть в кармане.
Вызываю Начальника автотранспортной и электрогазовой службы гарнизона майора Савченко. Того самого Савченко, который выговаривал каптенармусу: «Вода, так и напышы, що це вода, а то надрукував «Нэ два ноль…»
-- Тов. Майор! На основании приказа Министра Обороны №… от… и приказа Командующего Группой войск №… от… подготовьте проект приказа по гарнизону о создании группы обучаемых Правилам дорожного движения, устройству автомобилей и вождению. За подписью к Начальнику гарнизона пойду сам. Этим же приказом из офицеров-автомобилистов определите преподавателей автодела. Чётко укажите тематику занятий, учебное время, заведите классный журнал. И всё это – ко мне. Контроль исполнения этим же приказом возложите на меня. Вот список обучаемых…
И подаю ему список офицеров, желающих иметь права, соображающих в автоделе, способных самостоятельно подготовиться к экзаменам и умеющих «хранить военную тайну».
Через несколько дней подготовленный приказ и всё остальное «вывалил» родному командиру на стол.
-- Что это?
-- Хочу, Пётр Иванович, подготовить достойных офицеров к экзаменам на права.
-- А меня включил? (Ему тоже нетерпелось иметь машину и права).
-- Тов. командир, по должности и по алфавиту Вы, конечно, начинаете список.
Прошло несколько месяцев, т.е. достаточно времени, чтобы группа изучила программу. Заполнил журнал, отметил присутствовавших на занятиях, проставил какие-то точки, пометки, «галочки» и т.д. Каждый преподаватель ведь по-своему отмечает в классном журнале. Собрал подписи преподавателей (офицеры свои, понимали). Вмеру потрепал журнал, страницу испачкал, страницу закапал («езда была под дождём»), т.е. «оживил» его, придал ему рабочий вид. И стала моя группа готовой к сдаче экзаменов.
Наступил ответственный этап: сдача экзаменов в «Кустовой ВАИ» (это от нас около 40 км ).
В субботу, со списком экзаменаторов «Кустовой ВАИ», со всеми документами своей группы, готовой экзаменационной ведомостью, сел в «Газик» и поехал в «куст».
Нашёл одного капитана – дежурит по части.
-- Здравия желаю! Наконец-то я Вас нашёл. Приглашаю к 9.00 завтра в Колобжег, принимать экзамены у нашей группы. Вот приказ, журнал…
-- А мы и не знали. Вот молодцы.
-- А зачем Вам было знать; теперь группа готова и ждёт Вас завтра…
-- Завтра? В воскресенье?
-- Да. А в другие дни у нас полёты,.. дежурство,.. помешают…
Вижу – мнётся. И я ему «подливаю:
-- Группа у нас первая, солидная. Вот командир, вот зам. Нач. штаба, вот… Народ добросовестный, ответственный, серьёзно относится ко всему. Ни за кого не волнуюсь, уверен в каждом.
-- Да, воскресенье… Я хотел…
-- Жаль, Вашей росписи не будет хватать. Но, если Вы завтра не можете, то хоть распишитесь, а то мне придётся второй раз ехать к Вам за автографом.
Уговорил капитана, расписался он в экзаменационной ведомости.
Поработал я в тот день славно: уговорил ещё офицеров 5 или 6 расписаться в «приёме» у нас экзаменов. Поизощрялся, «подипломатничал», потрудился языком, но к вечеру вернулся домой даже с приказом по «Кусту» об успешном окончании группой офицеров гарнизона Колобжег автомобильных курсов. Нас ставили в пример.
Я – на последней прямой: остался только экзамен и получение прав в «Групповой ВАИ».
К очередной командировке в Легницу я готовился особенно тщательно: собрал все документы учебной автогруппы -- приказы, журнал, экзаменационную ведомость. Прочитал и Правила дорожного движения.
В Легнице в минимально возможный срок «размотал» свои дела и – прямо в автоинспекцию.
Какой-то майор роется в бумагах.
-- Здравия желаю! Подп-к Т. прибыл для сдачи экзаменов.
Майор посмотрел на меня, как на марсианина, явившегося к нему сквозь стену.
-- Экзамены в кусте мы сдали, вот наши документы.
Долго он вертел мои бумаги и никак не мог поверить себе, что у нас всё в порядке, «как положено».
Ну, нет у меня уже сил (семнадцатая страница черновика!) подробно описывать удивление майора существованию нашей группы, и, как он не хотел признавать законными мои требования принять экзамен, и как я, улыбаясь и делая простецки- непонятливую физиономию, «прижимал его к стене». Сломался-таки майор: открыл сейф, достал пачку билетов.
-- Выбирайте!
-- А мне любой!
Оставил меня готовиться, а сам вышел. У солдата-автомобилиста, который тут что-то чертил, я, «для верности», проконсультировался и, когда майор вернулся, всё с той же невинной улыбкой доложил: «К ответу готов!».
К этому всё и шло: я отвечал, он слушал, в результате чего мы поспорили. Правда, доказал я ему свою правоту и удостоился высоких оценок.
Вышли на улицу, поймал он грузовик, солдата-шофера – в кузов, меня за руль, сам рядом. Чуть покатались и вернулись в инспекцию.
-- У Вас фотографии есть? – ( Тоже, задал вопрос: я знал, что нужно иметь с собой) -- Клюев, выпиши подп-ку права.
Где? Где мой «Москвич»? Ну, хотя бы только, чтоб ворваться на нём в гарнизон на скорости 200 км в час с приклеенными к лобовому стеклу правами. Пусть видят все!!!
Как Суворов по взятому Измаилу, шёл я по гарнизону и прямо—в кабинет командира.
-- Подп-к Т. Ваше приказание выполнил
-- Я тебе ничего не приказывал (вечно всего боялся и от всего отнекивался наш Пётр Иванович).
-- Как не приказывали? Вот приказ об обучении, вот определённая Вами группа, а вот (и «я достаю из широких штанин…»), вот, Пётр Иванович. Ещё клеем пахнут…
Не тягаться мне с классиками, но что там за Гоголевская немая сцена по сравнению с тем, что произошло в кабинете моего родного Петра Ивановича? Тишина висела долго. Но я всех успокоил: «Личный состав группы может ехать в Легницу и сдавать экзамены».
Свидетельство о публикации №210032801465
То же самое могу сказать о своей "девятке". Чудо. Я когда осматривал её перед покупкой, просто тихо тащился - ну, не может такого быть! Работает всё, что должно работать. И самое иньтересное, что работает так, как и должно работать.
Я к чему? "Девятка" у меня - реэкспортная финка.
Ну, почему мы куда-то, для кого-то ("Москвич" же тоже - экспортный вариант!) могли сделать так, что любо-дорого. А для самих себя... Руки б повыдергивать тому, кто это и проектировал, и собирал.
Финский же глушак через какое-то время прогорел. Купил новый, принес слесарям... А они показывают - не поставить его. Потому что лямда-детектор у него сверху. А если монтировать, то сверху вообще-то ДНИЩЕ. И штатного проема под лямда-детектор в таком положении не предусмотрено в нем. Пришлось глушак резать, поворачивать две разрезанные части друг относительно друга и по-новой варить...
Константин Кучер 01.04.2012 21:38 Заявить о нарушении
так совсем другое качество. Пожалуй, так или почти так было на всех предприятиях. Вот и гонялось население СССР за импортными изделиями, так как в капстранах продукцию и на внутренний рынок, и на экспорт снимали с одного конвейера. И качество было отличным.
С уважением ИВ.
Игорь Теряев 2 01.04.2012 22:35 Заявить о нарушении
Хотя, бывали и приятные исключения. Когда покупал в молодую семью свой первый холодильник выбор у меня был из "Юрюзани", "Апшерона" и "Снежинки". Вообще-то по уму надо было брать "Юрюзань", как единственный из всех, произведенный в России. Но я купил "Снежинку" самаркандского завода холодильного оборудования. Просто, срочную служил в Средней Азии. Ну, и подумалось - знакомые места не должны подвести. Дурацкая, конечно, мысль, но... Она - не подвела. Почти четверть века холодильник прослужил и ни разу даже не чихнул.
Константин Кучер 02.04.2012 07:27 Заявить о нарушении