Два выстрела

(литературный сценарий короткометражного игрового фильма)

   Сцена 1
Весна. Берег небольшой реки (Нерль). Утро. Молодая женщина (Маша) надувает резиновую лодку ножным насосом. Она плохо выглядит, встревожена, взволнована. Одета на скорую руку нелепо. В её взгляде видно намерение, которого она сама боится, но которого она не оставит.
   Сцена 2
Крыльцо деревянного дома. На крыльце сидит мальчик шести лет (Паша). Подходит молодой мужчина (Александр).
   - Один что ли?
   - Ага.
   - Мать где?
   - Нету. Пошла папу искать.
   - Чего!? Куда пошла? (встревоженно)
   - На речку.
Пауза.
   - Давно?
   - Когда большая стрелка была на одиннадцать, а маленькая… нет, маленькая была на одиннадцать…
Александр не дожидается ответа, идёт к воротам. За воротами  останавливается, опирается спиной о столб.
   Сцена 3
Маша плывёт по реке на резиновой лодке. Плывёт вдоль берега, внимательно осматривает заросшие кустами места прямо под берегом. Вдруг заметила что-то…
   Сцена 4
Александр приходит к себе домой. У окна за столом сидит его мать.
   - Что. Милиция уехала?
   - Уехала-уехала. Сказали, когда всплывёт, приедут, на нижней плотине выловят. Что, первый раз что ли?
   Отношения их напряжённые, Александр говорит сухо, без желания.
   Александр проходит в комнату, какое-то время стоит в нерешительности, затем снимает ружьё со стены, берёт патронташ с полки и как есть, скрученный, всовывает его в карман охотничьей куртки. Мать по звукам догадывается, что он делает, на лице её страх и волнение. Александр выходит из комнаты, спрашивает мать.
   - Ждёшь что ли кого?
   - А ты теперь доволен, что Федьки нет. (он уходит) Ты куда с ружьём-то?
   - (На ходу) На реку. Утки прилетели.
   В последний момент мать обращает внимание на патронташ в кармане Александра, отчего лицо её выражает к предыдущему страху и волнению некое утверждение, словно бы она убеждается в том, о чём только подумала, когда Александр взял ружьё.
   Она смотрит в окно, как он уходит, затем встаёт из-за стола и выходит из дома. Мы видим на подоконнике фотографию, где она с сыном.
   Сцена 5 (под вопросом)
   Мальчик играет в (пожарную) машинку на крыльце. Несколько крупных планов и один общий, где дом на широком фоне пейзажа.
   Сцена 6 (под вопросом)
   Мария подплывает к кусту. На ветке болтается обрывок верёвки, нижний конец её волочётся вверх по течению. Маша отвязывает верёвку и, коротко взглянув на неё, скомкав, прячет за пазуху. Сдерживает слёзы.
   Сцена 8
Маша гребёт медленно, внимательно рассматривая дно сквозь воду под берегом. Тихо. Она напряжённо вглядывается. На берегу сидит рыбак. Она его не видит, а он наблюдает за ней. Когда она приближается к его удочке он тихо говорит:
   - Осторожно!
Она крупно вздрагивает, качнув лодку. Он вынимает удочку из воды.
   - (она) Напугали как!!
Старается не смотреть ему в глаза. Берёт второе весло и отгребает задом к другому берегу.
   - Извините, я думал, заметите. Вам, может, помощь нужна? (встаёт)
   - Нет не нужна… Извините.
   - У вас что-то случилось?
   - Ничего не случилось.
Она разворачивается и плывёт вдоль другого берега. Он ещё немного стоит и садится. (кадр сверху, с высокого берега из-за деревьев) На дальнем плане внизу лодка уплывающая и рыбак, берущий в руку удочку. На переднем плане в результате панорамного движения камеры обнаруживается Александр, наблюдающий эту сцену сверху.
   Сцена 9
   Мастерская краснодеревщика. Андрей работает на деревообрабатывающем станке. В мастерской много недоделанной красивой мебели. Мать Александра появляется в дверном проёме. Андрей выключает станок и выходит к ней на улицу в рабочей одежде с болтающимися на шее защитными очками.
   - Андрей… (она отводит его за угол, говорит тихо, он слушает внимательно). Саша взял ружьё и пошёл на речку…
   – …
   – Я боюсь, что он… он с собой сделает…
   – Вера Семёновна, да что он сделает
   – Застрелится он! Он ружьё взял и на реку пошёл.
   – …
   – Он сказал: утки прилетели. Какие весной утки!
   – Ну сказал просто, думает: вы женщина, не понимаете.
(за стенкой начинает работать станок)
   – Он взял патроны с синими гильзами. С синими у него только пули.
   – Ну у него друг погиб, он переживает, может несуразное что и делает, но стреляться-то ему чего…
   - Вот именно. Друг погиб… Фёдор в армии был, так Сашка к Маше ходил. Все два года, понимаешь?
   - К Маше? К моей сестре? … Я этого не знал?
   - Ты же вместе с Фёдором служил…
   - Ну и что ж теперь.
   - Господи, простит мне Бог… Он приходил от неё, я его, конечно, корила. Он тогда застрелиться хотел, говорил – люблю её до жути – и всё говорил, что чёрные мысли у него про Фёдора, всё сам себя изматывал… Мечтал всё, вроде: «Вот бы он её бросил, я б тогда на ней женился» А куда ж он бросит её с ребёнком… Ой, прости Господи! Они вместе охотились, он придёт, бывало, говорит: не могу, ружьё в руке горит, думаю, точно – то ли он, то ли я жить останусь, застрелить охота его… или самому…
   - Вот так друг. Почему ты мне раньше не сказала.
   - Да я и Фёдору говорила, а чего толку-то! Он ни в какую…
   - Что ты Фёдору говорила? Что он к сестре моей ходил?
   - Говорила, что чёрные мысли…
   - Да какие мысли!? С чего ты взяла, что он стреляться пошёл?
   - Сашка это всё подстроил, не могу. Он всё так устроил… теперь места себе не найдёт. Он или избу спалил…
   – Ты что говоришь-то! Костей не нашли, не было его в избе. Я сам лодку нашёл его перевёрнутой и ружьё в воде было… (Андрей задумывается)
   - Андрей. Останови его. Пусть он только не делает этого, как отец. Я не смогу…
   – Ладно. Сейчас пойду. Сниму это. (уходит внутрь мастерской)
   – Я здесь буду. Подожду. Забери у него ружьё вообще. (отходит дальше и садится на лавку)
Музыка.
   Сцена 7
К крыльцу, где играет мальчик, подходит Андрей. Паша бежит ему навстречу, обнимает.
   - Где мама?
   - На речку пошла.
   - Ты один?
   - Нет. Бабушка в доме… молится. И ещё дядя Саша приходил.
   - Чего хотел.
   - Тоже маму хотел.
   - А мать чего на речку пошла?
   - Папу искать.
   - ???
   - Лодку взяла.
   - Она так сказала? Когда ушла? Давно?
   - Большая была на одиннадцати, маленькая на десяти.
   - Совсем рёхнулась… Иди в дом к бабушке.
Андрей быстро уходит за ворота. Мальчик поднимается по лестнице, везёт по перилам машинку, замедляется.
   - Бабушка не любит, когда я кручусь возле неё. Помолится – позовёт.

 Сцена 10
Маша плывёт дальше и замечает что-то под берегом в кустах. Она боится, что это труп мужа и замирает на миг в испуге, но течение её сносит, она хватается за вёсла и гребёт к кустам. Подплыв, она обнаруживает только белый полиэтиленовый пакет. Она отбрасывает его в сторону, кладёт голову себе на колени, плачет. Течение подхватывает лодку и несёт. Через некоторое время, когда лодка проплывает мимо небольшого песчаного откоса, рука хватает её и вытягивает на берег. Маша видит Александра, она ему рада. В её глазах доверие. Он помогает выйти ей из лодки. Она приникает к нему, он прижимает её одной рукой. Дальше крупные планы.
   - (она) Бывает же так. Пловцом был в армии, по морям ходил, а тут в речке… по колено…
   - Это я виноват…
   - Ты не виноват (вздыхает).
   - Я убил его…
Она отстраняется от него, смотрит ему в глаза, хочет сказать, чтобы он не говорил глупостей, но, встретившись с его взглядом, немного цепенеет. Далее, по мере того, как он говорит, она медленно отсоединяется от него.
   - Я в пятницу приплыл в избу на «симском», уже темно было. Фёдор спал, выпил хорошо и спал. Тихо так храпел. Из печки уголёк выскочил, береста рядом лежала, тряпки всякие. Всё начало гореть. Береста стала трещать, дым пошёл, а он спит. Я хотел плеснуть из чайника, всё бы сразу погасло… но не стал. Взял его ружьё, рюкзак, вышел и подпёр дверь снаружи. Пошёл к реке, перевернул его лодку, ружьё и рюкзак в реку, чтобы все подумали, что он утонул. И поплыл в ночь. Дом быстро разгорелся, зарево над лесом было…
   - Ты врёшь. Его же милиция в воде искала… (отчаянно, потому как до неё только теперь это дошло)Как сгорел!!??
Она садится на колени, затем ещё ниже, хватает его за штаны. Мотает головой.
   - Нет… Нет…
Она сдёргивает с него ружьё, утыкает ему в грудь и вскакивает. Толкает его несколько шагов.
   - Замолчи… зачем ты сказал мне это… убей меня тогда тоже…
   - Там нет патронов…
Она преломляет двустволку, выхватывает из его кармана патронташ…
   - Зачем ты сказал мне…
Патронтаж падает. Александр хватает её за руки, ружьё падает. Она толкает его…
   - Как я теперь жить буду! Зачем ты мне это сказал!!
   Он пятится и через несколько шагов они падают. Она рыдает на его груди, он прижимает её.
   Маша утихла. Её голова лежит на груди Александра. Раздаётся звук схлапывающегося затвора. Андрей подходит к лежащим Александру и Марии. Мария Разворачивается, открывая грудь Александра. Андрей целится в него. Мария кричит «Ты что!»
Выстрел.
Эхо.
Рыбак, услышав неподалёку выстрел, встаёт со своего места, повернувши в ту сторону голову. Мать, сидящая на скамье, услышав вдалеке выстрел, нервно вдыхает воздух и шарит глазами по сторонам, словно убеждая себя, что ей послышалось. Следующий кадр показывает нам, что Андрей отвернул ружьё влево и пуля попала в песок, так, что от неё остался виден след. Он опустил ружьё. Кстати, кадр перед самым выстрелом покажет снизу ноги приближающегося к лежащим Андрея (но удаляющегося от камеры) и Патронташ на переднем плане с двумя отсутствующими патронами, чтобы было ясно, что ружьё заряжено именно двумя патронами. Александр напряжённо дышит. Мария выдыхает. Андрей взмахивает ружьём. Звук, как после выстрела в ухе. Звук справа.
   - Вставай. Пойдём.
Оба встают. Мария порывается забрать лодку.
   - Оставь. Я потом приду за ней.
Они идут, молча втроём. Один кадр должен уместить на переднем плане собирающегося рыбака, а на дальнем, наверху, идущих трёх человек. Ружьё Андрей несёт на плече. Музыка.
   Сцена 10
Александр, Андрей и Мария подходят к воротам. Александр не хочет туда входить. Александр вталкивает его в калитку. Когда они входят, то видят сидящего на крыльце Фёдора и рядом с ним мальчишку. Мария кидается к нему.
   - Фёдор! (обнимает его. У него перебинтована рука) Ни капельки не поверила, что ты умер! Ни капельки! (рыдает)
Андрей и Александр оцепенели. Стоят на месте. Андрей отдаёт Александру ружьё.
   - Чуть не пристрелил тебя…
Взгляды их коротко пересекаются. Андрей идёт к крыльцу. Камера за ним. Фёдор рассказывает.
   - В передрягу попал. Печка, представляешь, Бог его знает, чего она, прохудилась где, или уголёк какой выпал. Проснулся, дым, духота, всё горит. Я – к двери, а там уже всё – пламя. Не успел. Полез в окно, кое-как вылез. Вон, видишь, руку порезал. В окно выпал. Голова уже ничего не соображает. Отполз кое-как подальше, отлежался, пока всё уже сгорело. Пошёл на реку – лодки нету. Я в одних носках. Санька тоже не приехал чего-то. Я его подождал, потом пешком по лесовозной пошёл. Чуть не замёрз. Хорошо Ванька подобрал меня, до симской больницы довёз. Пока туда-сюда… Мой-то телефон сгорел, а вы чего? Я уж и с больницы звоню и с Ванькиного звоню…
Неожиданно, неподалёку раздаётся выстрел. Александр, отошедши в сторону, за молодыми сосенками встал и пустил себе снизу в шею из ружья оставшуюся там пулю. Рыбак идёт по дороге и останавливается, услышав выстрел вдалеке. Лодка отплывает от берега и её уносит течением. Мать Александра сидит на скамье у мастерской Андрея. Андрей выходит из-за угла, ничего не говорит, останавливается в нескольких метрах и просто смотрит на мать, опёршись на угол дома. Она всё понимает, начинает плакать. Съёмка с ракетной вышки: В кадре необъятная даль. Звучит музыка. Рыбак идёт по дороге. Титры.
Конец.


Рецензии