Сущность глава 33

Глава 33
1
   Валере Стычкину исполнилось два года. Он уже мог самостоятельно передвигаться по комнате, понимал, для чего нужен каждый предмет в доме, но разговаривал мало. Казалось, он все больше замыкался в себе. Ему не с кем было играть, а с родителями ему было не интересно.
   Как-то раз, играя в игрушки, Валера снова задумался. Перед ним лежали горстка игрушечных солдатиков, а также игрушечный пистолетик, который мог щелкать курком. Валера взял в руки несколько солдатиков, и стал внимательно рассматривать их.
   Оксана в этот момент находилась рядом в комнате, и гладила белье.
   - Мама, - обратился Валера к ней. – А что это у солдатиков в руках?
   Оксана взглянула на игрушки.
   - Это у них оружие, - ответила она, совершенно не предполагая, куда повернется дальнейший разговор.
   - Оружие? – переспросил Валера. – А что это такое?
   - Это, - Оксана осеклась, не зная, как бы помягче объяснить это сыну.
   – Оружие – это оружие, - наконец объяснила она.
   Валера не понял, и продолжал вертеть в руках игрушки.
   - Вот, видишь, возле тебя лежит пистолет? – сказала Оксана. – Это тоже оружие.
   Валера посмотрел на игрушечный пистолет.
   - А для чего оно? Что оно делает?
   - Оно нужно, чтобы стрелять.
   - Стрелять? А как это стрелять? – Валера так ничего и не мог понять из разъяснений матери.
   Оксана отставила в сторону утюг, и посмотрела на сына. Тот держал в руке пистолет, и щелкал курком.
   - Когда нажимают на этот курок, что происходит?
   - Из настоящего оружия из ствола вылетает пуля, - ответила Оксана.
   - Что такое пуля? – заинтересовался Валера.
   - Это такой кусочек железа.
   - А для чего он вылетает? Зачем это нужно?
   Как могла ответить Оксана на столь простой и прямой вопрос? Валера смотрел на нее своим пронзительным взглядом, и определенно ждал ответа.
   - Чтобы защищаться от врагов, - наконец придумала объяснение Оксана.
   - Ты имеешь в виду, что из пистолета убивают? – дошло до ребенка. В глазах Валеры отразился ужас.
   - Защищаются от врагов, - сказала Оксана.
   - А кто это, враги?
   - Ох, Валера, ты задаешь вопросы, на которые невозможно ответить, - вздохнула Оксана. – Подрастешь немного, и ты сам поймешь.
   Но такой уход от ответа не удовлетворил Валеру.
   - Но я хочу знать сейчас, - настаивал он. – Кто такие враги? Это тоже люди?
   - Да, это люди.
   - А защищаться – это значит убивать?
   - Думаю, да, - нехотя признала Оксана.
   Валера медленно положил пистолет на пол.
   - А почему взрослые не могут жить в мире друг с другом?
   - Потому что их заставляют это делать.
   В голосе Оксаны появилось раздражение. Только ребенок способен задавать такие вопросы, на которые ни один взрослый не сможет ответить.
   - А кто заставляет? – Валера силился понять, как устроено человеческое общество.
   - Другие люди. Те, которые управляют миром, управляют государствами, странами.
   - А зачем они это делают?
   - О, Господи! – Оксана отбросила в сторону белье, и запустила руки в свои волосы. – Ну, не могу я ответить на твой вопрос!
   - Неужели люди, которые управляют миром, хотят, чтобы остальные люди уничтожали друг друга? Разве люди могут так поступать?
   - Могут, - воздохнула Оксана. – Еще как могут.
   - А откуда берутся правители, те, кто управляют миром?
   - Оттуда, откуда берутся и все остальные люди.
   - Значит, правители – это зло? Необходимо, чтобы правителей вообще не было.
   - Без правителей нельзя, - возразила Оксана. – Кто-то должен управлять государством, управлять людьми. Иначе будет беспорядок.
   - Но ведь правительство заставляет людей убивать друг друга. Я ничего не понимаю.
   - А тебе и не нужно этого понимать, - не выдержала Оксана. – Ты еще маленький, чтобы думать о таких вещах. Пусть об этом думают взрослые.
   - Но взрослые же убивают друг друга!
   Оксана лишь покачала головой. Она не знала, плакать ей или смеяться. Ее сын разговаривал мало, но когда он начинал что-то спрашивать, то его вопросы всегда потрясали Оксану, и ставили ее в тупик.
   Валера, тем временем, рассматривал своих игрушечных солдатиков.
   - Взрослые считают войну добром? – спросил он.
   - Нет, война это зло, - ответила Оксана.
   - Тогда почему для детей делают такие игрушки? Солдатики – это же люди, которые убивают других людей?
   Оксана почувствовала непреодолимое желание выйти из комнаты.
   - У них в руках пистолеты и автоматы, - продолжал Валера, рассматривая игрушечных солдатиков. – Из них убивают людей. А детям дают такие игрушки для того, чтобы они тоже учились убивать других людей?
   Оксана ошеломленно смотрела на сына. Она никак не ожидала того, что можно прийти к такому выводу.
   - Если убивать – это плохо, - говорил Валера. – Тогда зачем детей приучают к этому, приучают к оружию? Разве не для того, чтобы, когда они стали взрослыми, то стали бы убивать друг друга?
   - Валера! – в сердцах воскликнула Оксана. – Это всего лишь игрушки! Нельзя придавать им такое большое значение!
   - Но, если это плохо, то зачем делать такие игрушки? – настаивал Валера. – Играя в игрушечное оружие, дети захотят попробовать настоящее оружие. Когда вырастут.
   Пораженная Оксана смотрела на сына, не зная, что сказать ему в ответ. Валера говорил так, словно он был уже взрослым, прожившим большую часть своей жизни, а теперь анализировал ошибки своего прошлого. Ребенок так не может рассуждать. Валера был иным.
   - Откуда ты можешь это знать? – только и сумела произнести Оксана.
   - Я просто чувствую это. – После минутного раздумья, ответил Валера. – Я чувствую, что все именно так, а не иначе.
   - Безумие! – прошептала Оксана. – Как же ты можешь это чувствовать?
   Валера посмотрел на мать.
   - Почему вы, взрослые, так спокойно можете относиться к тому, что люди убивают друг друга? Убивать человека вообще нельзя. Никогда, никогда! Как можете вы быть такими жестокими?
   - Но должны же мальчики быть мужественными, - неожиданно для себя самой произнесла Оксана.
   - Что такое «мужественные»?
   - Мужественные – значит, храбрые. Мальчики, когда становятся мужчинами, должны быть способны защищать свой дом, своих близких.
   - Но разве для этого обязательно нужно убивать?
   - Иногда приходится это делать. Когда нападают враги.
   - Но откуда берутся эти враги, и зачем им нужно убивать меня или моих близких?
   Оксана хотела что-то ответить на это, но вместо этого горько рассмеялась.
   - Я не могу ответить на твой вопрос.
   Она выключила утюг и, собрав белье, вышла из комнаты.
2
   Теплым летним днем Оксана гуляла вместе с Валерой по саду. Валера изумленно смотрел по сторонам, любуясь красотою сада, и казался самым простым ребенком, который восхищался окружающим его миром. Этот мир наверняка ему казался бесконечным, и полным тайн. Валера редко бывал за пределами их ограды, но смотрел вдаль так, словно за горизонтом находился другой мир, в котором живут совсем другие существа.
   Идя по саду, Валера крутил головой. Его удивляло буквально все; листочки, шевелящиеся на ветру на ветках деревьях, пение птиц. Довольно долго Валера наблюдал за красивой разноцветной бабочкой, которая порхала над травой на лужайке. Бабочка то приближалась к Валере, то удалялась от него, а один раз едва не села ему на голову. Мальчик протянул руку, чтобы ее поймать, но бабочка улетела. Проводив ее взглядом, Валера посмотрел на яблоньку, на которой висели маленькие, еще не спелые, зеленые яблоки.
   - Это яблоки? – спросил Валера, указывая на яблоню.
   - Да, это яблоки, - улыбнулась Оксана. – Но они еще не спелые, поспеют только к осени.
   Для двухлетнего Валеры такой долгий срок был равносилен вечности. Валера двинулся по саду. Среди зеленых яблонь стояла одна сухая. Она погибла уже несколько лет назад, но у Михаила все как-то не доходили руки ее спилить.
   Валера указал ручкой на сухую яблоню.
   - А почему это дерево сухое? – спросил он.
   - Эта яблонька погибла, - объяснила Оксана.
   - Погибла?
   - Да, засохла. Может быть, морозы ее погубили.
   Валера провел рукой по шероховатому стволу дерева.
   - А почему никто не пробовал ее оживить?
   Оксана улыбнулась.
   - Это невозможно.
   - Почему? Может быть, ей просто нужно человеческое тепло, нужна ласка?
   - Деревья не чувствуют ласки, - сказала Оксана.
   - Этого не может быть, - возразил Валера. – Они ведь тоже живые существа, а значит, должны чувствовать.
   Оксана не ответила.
   Валера прижался всем телом к дереву, обнял его руками. Мать улыбнулась, наблюдая за сыном.
   А Валера нежно водил руками по стволу дерева, словно ласкал яблоню. Так он простоял довольно долго. Когда, наконец, он оторвался от ствола, то сказал:
   - Яблоня не мертва, она жива. Просто она нуждалась в том, чтобы ей оказали помощь.
   Оксана взяла сына за руку.
   - Мама, а ты не хочешь помочь дереву? Не хочешь приласкать его?
   - В другой раз, - довольно сухо произнесла Оксана.
   - Жалко, - разочарованно произнес Валера. – Мама, а почему взрослые такие черствые?
   - Черствые? Почему ты так решил?
   - Но ведь вы же не помогаете живым существам, тем, которые нуждаются в помощи.
   - Люди помогают друг другу, - сказала Оксана. – А это самое главное. Человек помогает себе подобным.
   Валера покачал головой.
   - Очень редко люди помогают друг другу, - сказал он. – Только тогда помогают, когда могут получить что-то взамен.
   - Кто тебе такое сказал? – изумилась мать.
   - Я просто знаю, - загадочно ответил Валера.
   Он вдруг внимательно и задумчиво посмотрел на Оксану.
   - Что ты на меня так смотришь? – спросила Оксана.
   - Тебя что-то гложет. – Валера продолжал смотреть своим пронзительным взглядом на мать. – Я чувствую это. У тебя внутри какое-то неудовлетво-рение.
    «Неудовлетворение», - подумала Оксана. – Таких слов ребенок и знать-то не может. Но этот взгляд, его невозможно выносить.
   Валера отвел взгляд от матери и посмотрел на траву под ногами.
   - Трава, - произнес он. – А ты знаешь все травы? Знаешь, как они называются?
   - Откуда же, - ответила Оксана. – Трав великое множество. Никто не может знать названия их всех.
   - А баба Катя их знала.
   - Баба Катя? – удивилась Оксана. – Что за баба Катя.
   - Просто баба Катя, - пояснил Валера.
   Оксана застыла на месте. Бабой Катей звали ее бабушку, которая умерла лет двадцать назад. И она действительно считалась знахаркой и целительницей. Она разбиралась почти во всех травах, знала какие травы полезные, и в каких случаях, знала, как их правильно употреблять. Но откуда Валера мог знать об этом? Никто и никогда не рассказывал ему о бабе Кате. Он просто не мог знать ничего о ней.
3
   Несколько дней спустя, Оксана, выйдя в сад, случайно бросила взгляд на сухую яблоню, к которой прижимался Валера, и увидела, что на ее ветках появляются листочки.
   Сперва Оксана подумала, что ей померещилось это, или же она чего-то недопоняла. Подойдя ближе к дереву, Оксана убедилась, что это не галлюцинация. На ветках появлялись листочки. Пока они были еще очень маленькими, но сомнения не оставалось.
   Дерево ожило.
   Но как такое возможно? Оксана медленно обходила дерево вокруг, проводя рукой по стволу. Она коснулась листочков. Листочки были настоящими, они не исчезли при прикосновении, не распались в прах. Это были самые настоящие листочки.
   Рассудок Оксаны отказывался верить в то, что она видит. Не мог ее двухлетний сын оживить одним прикосновением дерево. Это вообще невозможно сделать ни одному человеку. Это просто невозможно.
   Но факт оставался фактом. Сухая яблонька ожила.


Рецензии