Набережная

 Низинка, спуск к реке. По ней  снуют  катера, теплоходы. Мост с пролетами.  А за ним  -  бесконечная набережная, ведущая к парку. Завораживающий орнамент чугунных решеток, кусты шиповника вдоль ограды, благоухающие в начале лета розовыми цветами. О, шиповник-ремонтан, не только набережную - детство мое обрамлял,
водопадом у парка к реке стремился...

У берега деревянный двухъярусный дебаркадер, зеленый, позже небесно голубой, по краям висят красно- белые спасательные круги - плавучий вокзал, привязанный к берегу тросами. От дебаркадера к берегу перекинут мостик- трап. К дебаркадеру причаливают суда и катера, внутри его магазин, жилые помещения, библиотека...

Здесь, у пристани, отец привязывал к колышку деревянную лодку. Приходя на реку, мы с сестрой первым делом вычерпывали из лодки воду, незаметно просочившуюся сквозь щели в днище. Чтобы лодка не протекала, отец конопатил щели паклей, потом заливал смолой. Смола в жестяной банке, разогретая на огне костра, вздувалась, пузырилась, становилась жидкой, как сметана, и мы помешивали ее прутиками. Особый запах. В смолу отец добавлял для вязкости мазут. Отец смолил нижнюю часть лодки изнутри. Потом, перевернув лодку кверху дном, заливал ее смолой. Хорошо помню запах смолы и как хочется дотронуться, стать на капли кружочки смолы, упавшие на песок. Смола быстро остывала и не приставала к подошве летних сандалий!

Жаркий летний день. Мы подплываем к тихой речной заводи, пахнущей солнцем и аиром. Отец срывает рогозу с коричневыми метелочками, зеленый пахучий аир и стелет травы на дно лодки, говорит, что сердцевину растения можно кушать. Нежно-салатовый стебель пряный, сладковато-горький на вкус. На троицу мы приносили аир домой и устилали им пол.

 Побеленные ранней весной стволы лип вдоль аллеи. Летний ветерок несет дивный аромат цветущих лип. Осенью на дорожках, под липами  ярко-золотые ковры. Неповторимо красива набережная зимой: деревья в инее, сквозь их кроны светло-голубой дымке неба выступают древние купола и фасады с гибкими резными краями .

Мало сказать, как хороша Набережная  во все времена года, надо написать,
как мы гуляли по ней детьми; как в воскресный день по набережной прогуливались матросики в бескозырках и в матросской форме, влюбленные пары, и как это было волнующе интересно; как позже встречали рассвет по окончании средней школы.

Помню, встретившись со своим парнем на зимних каникулах, Надо было пригласить его в дом, предложить горячий чай или кофе, разговорить. Не то, чтобы я  постеснялась нашей скромной обстановки, крашеного стола-тумбочки с баржи, скорее растерялась.  Возможно,  мы посидели бы, поговорили, и это бы растопило бы тонкий ледок непонимания. Но  мы отправились в город, гуляли морозным днем по заснеженной набережной. О, юность.

Немало пространствовав и многое повидав, однажды  осознаешь, что самые красивые города мира не затмят красоту города детства. Память бережно хранит уголок земли, который ты хорошо знаешь, который видел в разные времена года, в разное время суток на разных этапах своего взросления, когда был счастлив просто так, радуясь самым первым жизненным впечатлениям, первым прочным нитям дружбы. Давно не живу в городе своего детства и чем старше становлюсь, тем больше его люблю и хочется вернуться туда, но вернуться в него невозможно, он изменился и стал другим.

Любимец флота. Адмирал Галлер

Адмирал Галлер - любимец флота
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Льва Галлера (1883 — 1950).
Чем  интересен нам этот человек и его время, вроде бы  давно ушедшее от нас?
Родился Лев Галлер в семье  Михаила Фердинандовича фон Галлера, полковника, начальника Выборгского крепостного инженерного управления  и  Юлии Паукер, дочери пастора. В семье было пятеро дочерей и два сына — Лев и Вернер.  В детстве жил с семьёй по  местам службы отца: в Кронштадте, Очакове, Санкт-Петербурге.

В 1902 году Лев Галлер был определён в Морской кадетский корпус, окончив который в 1905 году, начал службу мичманом на крейсерах Балтийского флота «Азия», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». Служба началась в период революционных потрясений и падения престижа флота, а затем подошла и Первая мировая. Боевое крещение Лев Михайлович получил в августе 1915 года на линкоре «Слава», при отражении попытки германского флота прорваться в Рижский залив.
 

Боевая молодость адмирала
Участник Первой мировой войны, с июля 1915 года — флагманский артиллерист бригады линейных кораблей. На борту линейного корабля «Слава» участвовал в артиллерийском бою с отрядом германских линкоров в Ирбенском проливе 8 августа 1915 года.

В 1917 году германское командование решило использовать возникшие в России трудности для достижения решающих успехов на фронте. Была разработана операция «Альбион», предусматривавшая прорыв германского флота в Рижский залив и создание условий для нанесения удара по Петрограду. Начались тяжелые и упорные бои на Касарском плесе, а затем Моонзундское сражение и последний бой «Славы», в которых Галлер, уже капитан 2 ранга, участвовал как старший офицер линкора.

В январе 1918 года  Галлер подписал контракт, в котором обещал верно служить в военном флоте Республики. Его первым серьезным испытанием стал знаменитый Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. После этого он был назначен командиром линкора «Андрей Первозванный». Под его командованием линкор принимал участие в подавлении белогвардейского мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, а также в отражении наступления армии генерала Юденича.

Штормовой Бискайский  залив
 
 Ярким свидетельством признания высокого авторитета и большого практического опыта Л.М. Галлера стало его назначение в 1929 году командиром отряда кораблей, который перешел с Балтики вокруг Европы в Черное море. Однако начинался поход как длительное учебное плавание из Кронштадта в Неаполь и обратно. Линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн» 22 ноября 1929 года покинули Кронштадтский рейд. В Бискайском заливе их встретил редкий по силе шторм. Тяжелейшая, изматывающая качка валила людей с ног. За три штормовых дня в Бискайском заливе погибло несколько десятков судов.

В эти трудные часы Галлер не сходил с мостика. Волны высотой до 10 метров били в борта кораблей, создавая опасные трещины. Для ликвидации повреждений отряду дважды пришлось заходить во французский порт Брест. Но и здесь возникли трудности. Сначала французский линкор при входе на рейд Бреста не поприветствовал советского флагмана положенным орудийным салютом. Л.М. Галлер расценил это как посягательство на честь Советского Флота и тут же отправил протест командиру порта. После этого «француз» отсалютовал как положено.

Затем портовые власти отказали нашим морякам в увольнении на берег для осмотра достопримечательностей города. Вскоре все повреждения были устранены, а заодно и пополнены запасы угля, нефти и пресной воды. 26-го декабря отряд продолжил плавание. На этот раз море было спокойным, и в начале января 1930 года корабли пришли в Неаполь. 14-го января отряд вышел из Неаполя и взял курс на Кронштадт. В море получили разрешение идти в Севастополь.

18 января 1930 года  отряд кораблей, пройдя за 57 дней 6 270 миль в нелегких условиях зимних штормов, вошел в Севастопольскую бухту. Это было убедительной демонстрацией силы поднимающегося из руин молодого советского флота и ответом на усиление морской мощи Турции. За этот поход Галлер был награжден золотыми часами.
С лета 1932 и до конца 1936 года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер возглавлял Балтийский флот. Из года в год нарастала мощь КБФ: его состав пополнялся кораблями и самолетами новых типов, осваивалась новая военная техника. Одновременно с этим росло и набиралось опыта новое поколение флотских командиров. Лев Михайлович обладал особым умением находить способных людей. Он учил их, продвигал по службе, давал возможность проявить себя на самостоятельной работе. В ноябре 1935 года Л.М. Галлеру было присвоено воинское звание флагмана флота 2 ранга, затем он был награжден орденом Красной Звезды, а в январе 1937 года назначен заместителем начальника Морских сил РККА.

 Предвоенный период

В этот период Лев Михайлович подготовил проект реорганизации органов управления Морскими силами. В декабре 1937 года был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР, а затем и Главный Морской Штаб (ГМШ), во главе которого стал Л.М. Галлер. Это позволило улучшить организацию боевой подготовки флота, более качественно разрабатывать планы оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий на случай войны.

 Однако морально-психологическое состояние командных кадров ухудшалось из-за необоснованных увольнений и арестов наиболее инициативных и подготовленных офицеров. Галлер делал все возможное, чтобы защитить кадры балтийцев.  В таких условиях держаться достойно — было формой мужества, формой борьбы со злом и требовало немалого самообладания.

А флот продолжал боевую подготовку, которая строилась уже по новому Боевому Уставу Морских Сил (БУМС-37). Большой вклад в его разработку внес Галлер. Особенно теплые отношения сложились у него в этот период с Н.Г. Кузнецовым. Много трудных лет они вместе работали в высших органах управления флотом, вместе разработали и внедрили в жизнь систему оперативных готовностей. Благодаря этому в первые дни войны не было потеряно ни одного корабля. Лев Михайлович навсегда остался в душе и в памяти выдающегося главкома  флота.

Напряжение военных лет

В 1940 году Л.М. Галлер стал адмиралом, а в октябре его назначили заместителем Наркома по кораблестроению и вооружению. В годы войны Лев Михайлович занимался самыми острыми проблемами флота.
В 1943 году под его руководством началась приемка кораблей от США и Англии, а также подготовка там наших экипажей. Затем надо было восстанавливать военно-морские базы и судоремонтные заводы, приступать к ликвидации минной опасности на морях.
На завершающем этапе войны адмирал Л.М. Галлер неоднократно обсуждал с Н.Г.Кузнецовым будущее отечественного флота. Разработанный под их руководством проект послевоенной программы кораблестроения в августе 1945 года был представлен правительству. Он предусматривал строительство авианосцев как основной силы надводного флота и разработку новых проектов всех классов кораблей с учетом особенностей современной войны на море. Однако министерство судостроения выдвинуло облегченный вариант программы и обвинило командование ВМФ в непонимании послевоенных трудностей.

Суд без чести

Сталин был недоволен Кузнецовым и некоторыми другими адмиралами, посмевшими отстаивать свое мнение по целому ряду самых актуальных вопросов послевоенной деятельности флота. В конце 1946 года адмиралы Кузнецов и Галлер были сняты со своих должностей и получили новые назначения в Ленинград.


19 декабря 1947 года Л.М.Геллер вместе с адмиралами Н. Г. Кузнецовым, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым был предан «суду чести» по обвинению в том, что в 1942—1944 годах они передали Великобритании и США материалы по высотной парашютной торпеде, образцы этого оружия, карты двух островов и южного побережья Камчатки. Суд чести признал их виновными и передал дело в Военную коллегию Верховного суда СССР. На заседаниях подсудимые держались с достоинством, старались своими показаниями помочь друг другу. Лев Михайлович решил взять вину на себя, заявив, что допустил политическую ошибку. С 30-х годов было известно, что признание политической ошибки означает верную смерть. Галлер такое признание сделал. Его приговорили к тюремному заключению сроком на 4 года. Льву Михайловичу не суждено было дождаться освобождения, он умер в Казанской тюрьме 12 июля 1950 года.
Память
Талантом и самоотверженным трудом этого человека к 1941 году был создан ВМФ СССР, с честью выполнивший свой долг перед Родиной. Многое он успел и после войны сделать для ВМФ. Заслуги его отмечены 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.
Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 года Л.М. Галлер был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала, посмертно. Место его захоронения не найдено, но в 1999 году на Арском кладбище Казани в торжественной обстановке была открыта символическая могила и памятник легендарному адмиралу. Так прошла жизнь замечательного человека, флотоводца, русского интеллигента, чье имя навсегда вошло в боевую летопись российского флота.



Память

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 года Л.М. Галлер был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала, посмертно. Место его захоронения не найдено, но в 1999 году на Арском кладбище Казани в торжественной обстановке была открыта символическая могила и памятник легендарному адмиралу. Так прошла жизнь замечательного человека, флотоводца, русского интеллигента, чье имя навсегда вошло в боевую летопись российского флота.


Рецензии
Теплые строки о реке детства. И прекрасная река Пина, и набережная, и воспоминания. И я вспомнил, как в далекие-далекие годы дед конопатил лодку, а потом мы с ним, взял удочки, скользили по реке Быстрой (впадает в Северский Донец) под скрип уключин к заветному мыску с камышами...
Спасибо, Валентина, за Ваши (и мои) воспоминания.
С уважением,

Виорэль Ломов   06.09.2021 07:36     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Виорель. О, реки и моря - мира сложность и красота.

Валентина Томашевская   12.09.2021 15:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.