На коленях судьбы 3

(продолжение)
     7
    
     Юлию насторожила плохо скрываемая многозначительность, с коей замолкали методистки, едва их начальница входила в учебную часть. Так прошла неделя. Укоряя себя за мнительность, Юлия Дариевна пыталась понять, на каких фронтах ей придется держать оборону. Тайные длительные совещания методисток с бухгалтершей усиливали беспокойство. Иногда в руках работниц возникали бумажные листы, исписанные с одной стороны.

     - Доносы… - с тревогой и отвращением думала дочь Дария, пытаясь понять, о ком именно методистки и дочь директора ведут тихие беседы.

     Вкрадчивый директор доносы поощрял, но не любил доносчиков. Он предпочитал жалобы: все равно от витиевато зафиксированных на бумаге обид распаленные женщины переходили на обругивание коллег под видом уже не личных, а "корпоративных" интересов. Не способный самостоятельно разобраться в электронном документообороте, язвительный и гордый человечек узнавал о неполадках в учебном процессе именно во время взволнованных дамских визитов...
 
     Не найдя иного пути, Юлия  уверенно обратилась к Княжне, хотя понимала, что та поощряла истерики Тамары, бесшумно аплодируя ее спектаклям. Аплодисменты были почти бескорыстными: на месте прежней работы, до того, как уйти с нее после  трех декретов, Княжна занимала должность своей нынешней начальницы. И теперь с любопытством следила, как та справляется с подчиненной.

     В ответ на вопрос Юлии Княжна, опустив длинные густые ресницы, с готовностью протянула листок, где аккуратным детским почерком были изложены причины для увольнения Амир-хана. Юлия вспомнила, что накануне методистки торжественно прошествовали к директору и пробыли у него достаточно долго.

     Несмотря на вдруг возникшую слабость, дочь Дария взлетела на второй этаж и, слегка задыхаясь, распахнула широкую дверь, обитую темно-коричневым, почти черным дерматином. Юлия не жаловалась на одышку и с легкостью могла взбежать не только на второй этаж. Однако, входя в кабинет директора, она всегда задыхалась: в помещении стояла невероятная вонь, источником которой являлся человечек, сидевший за длинным громоздким столом. 

     Но не только вонь была причиной спазма. Юлию сковывал цепкий насмешливый взгляд и медленные циничные речи. Директор имел привычку не только обстоятельно втолковывать, но и издевательски  неспешно понимать. К тому моменту, как бухгалтерша увезла синюшного отца в одну из городских больниц, ментальная обстоятельность директора превратилась в непотребную медлительность, а неторопливость движений - почти в паралич. Теперь же воскресший после шунтирования руководитель вроде бы обрел некоторую живость в лице, речи и движениях. Между ним и бухгалтершей появилось что-то вроде соперничества: дочь демонстрировала начальническую самостоятельность оппоненту, за которым  ей пришлось несколько месяцев выносить судно. Отец же во время перепалок рассматривал бухгалтершу с ехидным упорством человека, который всю жизнь занимался тем, что совершенствовал искусство выживания.

     ...Донос на себя Юлия Дариевна пережила единожды, когда женщины, только что научившиеся делать скриншоты (с помощью техподдержки, обслуживающей бестолковые элементы сетевой иерархии), зафиксировали одно из замечаний,  пришедшее от далекого начальства. Снимок с дескридитирующей Юлию строчкой развалился на четыре страницы, и, не обученные еще приводить улики в надлежащий вид, методистки старательно обрезали и склеили фрагменты. Которые были "подарены" дочери Дария сытым насмешливым удавом после очередной дамской ходки.

     ...Осторожно переведя дыхание, Юлия повторила заданный Княжне вопрос - и смутилась, услышав свой робкий девчоночий голос.   
 
     - Да, - невозмутимо разглядывая стоявшую в дверях женщину, ответил хозяин помещения. - Они принесли не только декларацию, но и  жалобы студентов.
 
     Возвращаясь в кабинет английского, Юлия с изумлением вгляделась в непроницаемое лицо хилого паренька, нервно передвигавшегося ей навстречу по темному, пропахшему канализационными стоками коридору. Дочь Дария не придавала значения тому, что молодой человек иногда присоединялся к шепчущимся... Выходит, пространства этих коридоров, тяжкий запах, кресла за старыми столами были жестко поделены меж теми, кто не мыслил себе иной среды...
 

     8

     Невзрачный студент, обучающийся информатике, был взят в помощь инженеру - для выполнения функций, недоступных Амир-хану. Юлия сама, не видя опасности, предложила эту работу скромному до заикания молодому человеку, попросив только не соглашаться на полную ставку, пока инженер не захочет уйти по собственной воле. А это должно  было произойти - Амир-хан не всегда был беспомощен, и состояние его не улучшалось.

     Когда-то высокий статный человек был полон сил и иронично принимал все вызовы судьбы. Музыкантом после Гнесинки, он отслужил в армии - не в полковом оркестре. Прыгал с парашютом. Кто знает, может, неудачный прыжок в молодости скорректировал его сегодняшнюю жизнь. К тому же, еще учась, он часто по ночам грузил вагоны.
 
     Теперь же, как и других брезгливых до навязчивости женщин, Юлию беспокоило, что инженер мог передвигаться только сидя в кресле в пределах компьютерного класса, а выходить, даже по крайней нужде, был не в состоянии. Под его столом прятались в неряшливом пакете наполненные пластиковые бутылки - пока не придет верная, сдержанная и гордая жена. Но Юлия гнала прочь беспокойство: студенты любили Амир-хана, приносили ему воду для чая и булки из ближнего магазина. Абсолютно бескорыстно - потому что нравом Амир-хан был строг и, не имея собственных отпрысков, учил студентов настойчиво и сурово, как любящий отец - своих детей... Поэтому Юлии казалось естественным и непреложным, что по утрам, с тихим шуршанием переставляя ступни и костыли, упрямый мужчина добирался до своего рабочего места; вечером с тем же упорством он шествовал по коридору к выходу, пока Юлия набирала и набирала номер таксомоторной службы - так же настойчиво, как и диспетчер сбрасывала вызов нежелательного клиента.   

     ...Все произошло внезапно. В суете учебных дел Юлия не сразу поняла, что инженера в классе нет. Паренек, обучающийся информатике, тихо сидел в несоразмерном окружающей мебели автомобильном кресле (в сатрапиях Дария доносчику всегда доставалась награда из имущества осужденного).
                ...

     Когда прохиндей, ухмыляясь, разложил передо мной листки - и я узнал почерк тех, кто из года в год показывал мне конспекты, я молча взял костыли, встал из последних сил и выполз из этого здания.

     Чтобы никогда в него не возвращаться.

     Чтобы никогда не приближаться к окну квартиры, никогда не смотреть на серый квадрат двора, деревья, детскую площадку.

     Чтобы никогда больше не встать со своего кресла.


Рецензии
Алиса - поясните, пожалуйста, мне, как философ -
какое удовольствие люди находят в сплетнях ?
Я не имею ввиду карьерные игры - там сплетни служат рычагом для давления на конкурентов - я имею ввиду сплетни ВООБЩЕ =
И дураку же понятно, что для человека с независимым мышлением кучка дебилов и маргинальных уродов, подсматривающих и подслушивающих, а потом фабрикующих "факты", остается за порогом духовного восприятия. Это же невероятно, что они могут хоть как - то повлиять на его жизнь.
Хотя, наверное, точно выразил суть Ламартин :
" Осмеивать людей умных - естественная привилегия глупцов" :)))

С искренней симпатией,
Татьяна

Татьяна Чечельницкая   26.04.2012 10:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня, что не забываете.
Сначала уточнение о себе. Преподавать философию не всегда означает быть философом. Ну да ладно...
Сплетни входят в "круг интересов" аксиологии, раздела философии, изучающего стремление людей оценивать все и вся даже когда это не имеет смысла). Не избежать этого явления (сплетен) при рассмотрении категорий "истина-ложь". Понятийная пара "удовольствие-сплетни" может рассматриваться в прагматико- психологическом аспекте, с обобщенными характеристиками людей, получающих таковое удовольствие)

Сила сплетен такова, что о людях, их распространяющих, Нагибин в "Дневниках" написал: "Они живут во мне". Не все могут оставить ЭТО за порогом.

Что касается текста - хотелось показать убийственную силу сплетни (доноса) на фоне картинки современного процесса обучения. Не очень здорового. Достаточно циничного. И их взаимосвязь.

Прототип Амир-хана в реальной жизни - уже не только не ходит, он не может сидеть. Прототип антагониста ("Тамары") изгнан из вуза новым начальством и пребывает в запоях.

С взаимной симпатией, К.


Алиса Кропина   26.04.2012 21:08   Заявить о нарушении
Сложно поверить в то, что вы выбрали себе занятие, не соответствующее проявлению вашей естественной сути /это я про философию/ - уж слишком цельный вы человек )
Про аксиологию почитаю - спасибо вам за подсказку.
Сплетник вызывает у меня отвращение на инстинктивном, физиологическом уровне - я вижу искусы "гадостных радостей" логично и умозрительно, но отторгаю эмоционально, как хладнокровный эстет :)

А что касается текста...
Кажется, вы разделяете деструктивные взгляды некоторых из героев - а иллюзии насчет человеческого рода, по - моему , очень опасны /
Насчет Амир - хана : человек всегда работал на пределе физических и умственных возможностей - это многим НЕ нравится и для многих невольный укор = и доносы вполне адекватная реакция ленивого и завистливого социума - почему его это сразило, он же должен был это понять?
Что касается Тамары - правдоискание для женщины самый ужасный, противоестественный выбор = он является чисто абстрактным и деформирует чувства = а ведь женщина на 99 % интуитивно - чувственная натура по сути, и эту натуру она предает ...
К моральному краху ваших героев привели не доносы, а их личные иллюзии насчет общества и людей)
Но, может быть, этот вывод так и задуман был автором - не знаю, я
= НЕ философ =

П.С. Алиса - почему НЕ пишете?
/я замахнулась на личность современного Люцифера и на на извечную тему безграничной власти над миром - это отбирает сейчас все мои силы и время, поэтому и молчу :))/


Татьяна Чечельницкая   27.04.2012 13:30   Заявить о нарушении
У вас есть философская жилка, Таня. Вы СВОБОДНО "манипулируете" идеями, легко привносите свое, убедительны.
...
Вывод правильный.:) ГГ показана через призму романтических иллюзий - "барышней" вне возраста, с дефицитом властности и силы. Может, в этом слабость повествования, его намеренная наивность.
...
Я собираю материал, уже достаточно для полноценной работы. Но не могу "войти в текст". Нет мелодии. :)

Алиса Кропина   27.04.2012 14:56   Заявить о нарушении