Томас Манн о ритме прозы

Читая прозу других авторов, либо работая над своими произведениями, я интуитивно чувствовал, что у прозы есть ритм. И вот недавно, читая роман Томаса Манна «Избранник», я наткнулся на следующие строки: «Иные, правда, утверждают, будто только размер и рифма способны создать строгую форму, но мне невдомек, почему это поскоки на трех-четырех ямбических стопах, к тому же не обходящиеся без всяких там дактилических и анапестных спотыканий, да еще в придачу забавные созвучия в конечных словах – строже по форме, чем складная проза с ее куда более тонкими и тайными ритмическими обязательствами».
Я думаю, с последней частью приведенной цитаты трудно не согласиться: ритмическая организация прозы тоньше, чем поэзии, и, несмотря на публикации ряда исследователей, не понята до сих пор.


Рецензии