О театралах

            
            Более сорока лет назад, морозным (по бакинским понятиям) январским утром мы с супругой высадились из поезда на львовском вокзале. В программу свадебного путешествия помимо встречи со львовскими родственниками входило и знакомство с достопримечательностями древнего Львова (он же Львiв, Львув, Лемберг, Леополис, Лимерик).

            Предстояло посещение многочисленных старинных храмов и католических костелов, старинного Лычаковского кладбища… Гвоздем программы должен был стать поход в Львовский оперный театр. Как и в Большой театр, билеты туда «доставали». Нам повезло, и билеты  были приобретены с помощью одного из работников театра. В тот вечер давали балет «Спартак».

            Какие впечатления остались от театра? Если честно, то были просто ошеломлены скульптурным декором здания, изумительной мраморной отделкой интерьера, лепными орнаментами, позолотой и декоративной живописью в формах позднего классицизма. Одна только парадная лестница с двумя громадными боковыми светильниками чего стоит! А гардероб, в котором были специальные ячейки для обуви, напомнил мне крик О. Бендера, расталкивающего фортинбрасовцев: «Мне только справку, вы же видите, что я даже калош не снял».

            Сам балет оставил приятное впечатление. Но запомнился он не своими исполнителями, а тем, что выяснилось только на следующий день.

            В антракте среди театральной публики, медленно фланирующей по ковровым дорожкам фойе, выделялась группа явных театралов. В отличие от героев Ильфа и Петрова это были дамы,  и пикейных жилетов на них не было. Но чесучовые костюмы в наличии имелись. Театральные бинокли, заменившие вышедшие из моды лорнеты, энергичная  манера обсуждения танцев  явно выделяли их из общей массы зрителей.

            При их виде невольно вспомнилась фраза Паниковского «Сразу  видно  человека с раньшего времени. Таких теперь уже нету и скоро совсем не будет».

            Несмотря на свои преклонные года, эти чесучовые барышни проявляли несвойственный своему возрасту темперамент и шумно выражали свой восторг по окончании каждой сцены. Собственно говоря, по этой причине я изначально и обратил на них внимание. Сидели они недалеко от нас, в том же ярусе, только немного поближе к сцене.

            Признаюсь, на фоне этих театральных дам мы, да, вероятно,  и другие зрители,  ощущали себя этакими провинциалами, попавшими на чуждый праздник жизни, музыки и танца…

            На следующий день позвонил работник театра и поинтересовался,  понравился ли нам балет?  И на положительный ответ раскрыл изюминку вчерашнего спектакля. Оказывается, один из артистов по очень популярной причине не смог выйти на сцену, он крепко спал в своей уборной… Для спасения балета на сцену выпустили корде-балет с напутствием «Танцуйте, что хотите!», который своей импровизацией спас спектакль от провала.

            Но, очевидно, никто из вышеописанных театралок подобной подмены так и не заметил… А может быть, сочли ее за новую режиссерскую находку?!


                Uprade (28.05.2010 г.)

            Я умышленно не указал роль, которую должен был исполнять подвыпивший танцор.

            Дело в том, что ни в одной общеизвестной постановке балета до 2008 года (а их более двадцати)  этот персонаж не присутствовал. Самые известные постановки на либретто Николая Волкова (1933 г.) – это «Спартак» Леонида Якобсона (Кировский театр, 1957 г. , Большой театр, 1962 г.) и «Спартак» Юрия Григоровича (Большой театр, 1968 г.). И, честно говоря, опасался быть обвиненным гневными театралами в балетном невежестве…
 
           Но взвесив все « За» и «Против», решился бросить себя на растерзание…

           Этот персонаж – ЛЕВ! Самый обыкновенный дикий лев, с которым на арене сражается Спартак.

           И по тем временам это действительно было новой находкой. Не обратить внимания  на такую новинку, как сцена борьбы с дикими зверями, истинным театралам было невозможно. Жалко, что не сохранилась театральная программка. Цены бы ей не было!

           Так что, фразу «А может быть, сочли ее за новую режиссерскую находку?!» было бы  правильней заменить на: «Скорее всего, так и не разобрались в новой режиссерской находке!»

Вместо эпилога:

           29 апреля  2008 года   в Санкт-Петербургском  Михайловском театре состоялась премьера балета «Спартак» в постановке Георгия Ковтуна, в котором  приняли участие тигрицы  Шакира и Мирабелла.

           Но это были уже настоящие тигрицы, которым не свойственно пристрастие к Бахусу.


Рецензии
Интересно было прочитать ваши впечатления о моем родном Львове.
Хоть сейчас я живу в Днепропетровске.

Инна Левченко   12.05.2020 04:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.