Общение с хамами
Но и опускаться до его уровня не стоит хотя бы в силу уважения к самому себе, не говоря уже о том, что хамство - это его естественная среда обитания, где он чувствует себя как рыба в воде. А вот вы будете ощущать себя крайне неуютно уже от одной мысли, что придется выяснять отношения с таким "оригиналом". Начинать и заканчивать разговор следует абсолютно спокойно, максимально невозмутимо, подчеркнуто вежливо и доброжелательно, не позволяя себе ни при каких обстоятельствах неуважительные эпитеты или презрительные интонации. Ведь кроме всего прочего, не следует забывать и о собственной безопасности, потому как вы можете кроме косвенного морального ущерба получить еще и любого рода физический. Но и чувство страха или растерянности в данном случае совершенно неуместно. Холодная невозмутимость, значительная и жесткая психологическая дистанция в общении, только строго официальные эпитеты и формулировки, интонации и жесты. Никаких угроз на обыденном уровне - этим вы только покажете свою слабость и неуверенность.
Если вы останетесь на недосягаемой моральной и психологической высоте, то тогда хам будет чувствовать (если он, как конкретный человек, еще в состоянии еще что-либо чувствовать) себя неуютно или, по крайней мере, не столь вольготно и раскованно. Если это не бытовое хамство, то не ставьте для себя цель житейским способом поставить хама на место. С ним можно разговаривать, опираясь только на отдельные моменты, в которых он может быть беззащитным. Если нет возможности тут же поговорить с его начальством, то напишите свое мнение (опираясь опять же на выше перечисленные принципы) в жалобную книгу. При ее отсутствии узнайте номер телефона и Ф.И.О. начальника, адрес выше стоящей инстанции. Если это коммерческая организация, то перепишите себе все данные с их разрешения и лицензии на данный вид деятельности, а также Ф.И.О. данного "работника". Только делайте это без внешней злости и раздражения, потому что большинство хамов является неплохими в некотором смысле психологами и поэтому они знают, что внешнее раздражение клиентов быстро проходит и они в итоге останутся совершенно безнаказанными. Не играйте в игру хама, навяжите ему свою линию, принципиально отличную от его привычной манеры. И тогда у вас будут шансы на успех.
В отдельных ситуациях можно проблему перевести в юмористическое русло. В ответ на очередную колкость вы можете сказать что-то похожее на следующие фразы: "Тебе следует отдать свои мозги под суд за то, что они не помогают тебе", "я не собираюсь соревноваться с тобой в остроумии, потому что я никогда не бью безоружного", "ты, случаем, не плод брака двух родственников?", "прикрой рот, а то простудишь внутренности" или "ты никогда не устаешь от себя".
Если человек не понимает вас и продолжает язвить в ваш адрес, возможно, следует прекратить с ним всякие отношения вообще. Если вы не увидите его больше, то можете даже ему об этом сказать. Если шутка в ваш адрес лишь относительно язвительна, то вы можете сказать что-то еще более смешное о себе. Тем самым выбив инициативу у "юмориста" из рук и показав ему и всем остальным, что ваш юмор еще более тонок и выразителен.
Внутреннего успокоения можно достигнуть, если несколько раз повторить себе мысленно фразу: "я не буду об этом думать" или "он не стоит моих волнений". Когда вас задевают специально, то иногда полезно показать человеку насколько он неприятен: "Если ты плохо обо мне думаешь, то держи это при себе, как это делаю я относительно тебя. До этого случая мне никогда бы не пришло в голову сказать тебе о твоих желтых зубах, плохих волосах и болезненной коже" и т.д.
Иногда можно пофантазировать о том, как вы поставили своего обидчика в неловкое и смешное положение (но не оскорбили или унизили). Представьте себе наиболее ярко и выразительно, с мельчайшими деталями, его реакцию и впечатление окружающих. Вам станет смешно и улыбка придет на смену обиде и раздражению. В некоторых случаях, если не помогает уже ничего, можно устроить откровенный скандал и сказать все, что вы думаете про этого человека. Но при этом обязательно необходимо сохранять внешнее приличие.
Если же вы решили в словесной баталии уничтожить своего противника, то лучше всего для этого подойдет метод Сократа. Он задавал такие вопросы, которые требовали ответа только в виде "да" или "нет". Выстраивая сложную логическую линию из простых и на первый взгляд безобидных вопросов, Сократ заставлял оппонента приходить к выводам, желательным для мудреца, параллельно высвечивая ограниченность и примитивность соперника.
Нельзя лелеять в себе чувство обиды или мести, потому что оно будет доставлять неприятности в первую очередь вам самим - накручивать вас, выводить из равновесия, разрушать вас психологически и нравственно.
А.Алтунин, доктор медицинских наук, психотерапевт
Свидетельство о публикации №210032900410
Галина Алинина 02.11.2012 06:51 Заявить о нарушении
Александр Иванович Алтунин 02.11.2012 11:40 Заявить о нарушении