Психологический климат и здоровье

В повседневной жизни  мы  периодически  обращаемся  за различного рода услугами в государственные учреждения - торговые организации, службу быта и т.д. Их  значение  для  нас имеет преходящий характер. Именно поэтому мы не  акцентируем своего внимания на минусах в их работе, если не считать  отдельных вспышек возмущения. Иное  дело,  когда  какой-нибудь фактор воздействует на нас ежедневно. Тут уж при всем  желании на него не махнешь рукой. В роли такового фактора выступает, мягко говоря, недостаточная культура общения,  в  первую очередь на производстве и на всех  ступенях  административной лестницы. Иначе говоря,  отношения  между  коллегами, между подчиненными и руководством.

Конечно, психологическая обстановка в  нерабочее  время также играет большую роль в жизни человека, но здесь  каждый сам выбирает себе друзей и знакомых для общения.  На  производстве же такая возможность отсутствует, т.к.  состав  коллектива в основном стабилен, что вынуждает нас частично  или полностью мириться с поведением неприятных для нас людей.  И в итоге бестактность, грубость и просто хамство  по  отношению к конкретному  работнику  со  стороны  одного  или  нескольких  сослуживцев  становятся  для  человека  хроническим стрессовым фактором. И это, естественно,  не  проходит  бесследно для его здоровья.

В зависимости от типа темперамента  в  организме  начинают постепенно увеличиваться колебания артериального давления, появляются приступы сердечной или головной боли, возникают различные нарушения в деятельности желудка и кишечника, желчного пузыря и поджелудочной железы. С каждым днем, если  обстановка не меняется, нервная  система  расшатывается  все больше и больше. И если в начале явления невроза  имеют  поверхностный характер, то в дальнейшем происходит  их  усиление. Проходит в лучшем случае семь-восемь лет, а в худшем  год-два, и гипертоническая болезнь 1 степени, первая  стадия ишемической болезни сердца, хронический гастрит  или  колит, холецистит или панкреатит вам обеспечены.

Наступает момент, когда амбулаторное лечение  становится неэффективным, человек временно теряет трудоспособность и попадает в больницу. Даже если заболевшему в стационаре оказывается самая квалифицированная помощь и назначается адекватное поддерживающее лечение,  то  при  сохранении  отрицательного психологического климата на работе заболевание  будет развиваться дальше. Результатом этого будет более  высокая потребность в больничных листах, а длительность пребыва¬ния каждого пациента в больнице также увеличится. А это миллионы и десятки миллионов рублей.

Вадим Т., 40 лет, постоянно конфликтовал со своим коллегой. Три года выяснения отношений  привели  к  возникновению хронического гастрита с повышенной кислотностью, еще  два  к язвенной болезни желудка. Потом ежегодные  госпитализации  в гастроэнтерологическое отделение, лишь  временно  улучшающие его состояние. В конце этой истории - резекция желудка и перевод на инвалидность.

Ирина С., 48 лет, несколько лет страдала  гипертонической болезнью, регулярно принимала лекарства. После того, как при молодых работниках заведующий отделом провел ей  в  небрежном тоне "профилактическую проработку", она в  расстроенных чувствах отправилась домой.  Через  час  инсульт  вызвал  полный паралич тела. Инженер стала инвалидом второй группы.

Вот и получается, что вежливость и  доброжелательность, соблюдение профессиональной и просто человеческой этики становятся категориями не только нравственными, как это  принято традиционно считать, но и экономическими.  Многочисленные исследования самых различных профессиональных  и  возрастных групп  показали,  что  при  плохом  настроении производительность труда снижается на 20-40 процентов, а  у  работников умственного труда на 40-60%. Получается, что даже  работающий человек выдает продукции как минимум на треть, а то и на половину меньше, что уже само  по  себе  наносит  немалый экономический ущерб  государству.  Печально,  когда  жертвой бестактности и грубости, предвзятости и антипатии, гонений и притеснений становятся один-два работника, но когда  в  роли стрессового фактора  выступает  руководитель  подразделения, предприятия или учреждения, то страдает уже весь  коллектив. А если говорить по большому счету, то все общество.

Андрей В., 36 лет, проработал более 10 лет в одном  цеху, пользовался уважением у товарищей,  имел  неплохое  здоровье. Сменился начальник цеха. С ним  отношения  не  сложились из-за того, что на одной из оперативок позволил себе не согласиться с точкой зрения начальника.  Тот  стал  попросту придираться к каждой мелочи, делая замечания в крайне  язвительном тоне. Через полгода был первый в жизни Андрея  выговор. После года совместной работы, получив  второй  выговор, Андрей В. попал в больницу с диагнозом  ишемическая  болезнь сердца. В 40 лет микроинфаркт  заставил  мужчину  сменить  и место работы и специальность...

Результат существования неблагоприятного  психологического климата в коллективе с экономической точки зрения  можно сравнить разве что с деятельностью  диверсанта, наносящего прямой ущерб своими диверсиями. Разница лишь в  том,  что цели последнего ясны окружающим и для его  действий  имеются соответствующие юридические и моральные критерии  оценки.  В то же время для работников любого ранга нет критериев  оценки общения с людьми, а  потому  и  выводы  делать  затруднительно, не говоря уже о решениях практического плана. Поэтому-то десятилетиями ситуация и оставляет желать лучшего.

Татьяна Р., 43 года, бухгалтер, добросовестно  выполняла свои обязанности на новом месте работы. Некоторым  коллегам это было не по душе, т.к. все попытки вызвать ее на компромисс с совестью были напрасны. Антипатия  усилилась, когда Татьяну Р. назначили главным бухгалтером. Анонимки  обильным потоком хлынули во все инстанции. Комиссии сменяли одна другую. Начало "букету" заболеваний положил  хронический  холецистит, его дополнила гипертоническая болезнь. И не  вмешайся в ситуацию профсоюзная организация,  трудно  предсказать, что было бы третьим.

Когда разрушают архитектурное строение, то подсчитать ущерб не трудно, но  когда  закладывают  "мину  замедленного действия" под здоровье человека, которая взрывается  некоторое время спустя, то даже примерно представить наносимый обществу урон гораздо сложнее. Вроде бы прямой  связи  и  нет, стрессовый фактор не подлежит ни административному, ни,  тем более, уголовному наказанию. Хотя в ряде случаев можно  проследить довольно-таки  четкую  логическую  зависимость  между неоправданным стрессом и инфарктами,  инсультами  и  прочими болезнями. Причем лечить их порой гораздо труднее, чем переломы, ножевые ранения и прочие умышленные телесные  повреждения, наказуемые уголовно.

Все перечисленные заболевания  довольно-таки  серьезны, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что может возникнуть при срыве работы  нервной  системы,  когда  непоправимо страдает психика. Возникновение тяжелых психических  заболеваний приводит к преждевременной инвалидизации людей  самого работоспособного возраста. Разговор об  этом  не  стоило  бы вести, если бы реальная жизнь не  сталкивала  нас  с  самыми неожиданными последствиями производственных конфликтов. Буквально ежедневно на прием почти  к  каждому  врачу-психиатру приходит один-два человека,  психическому  здоровью  которых нанесен столь значительный ущерб, что даже временная  стабилизация состояния порой не улучшает прогноза  в  отличие  от ситуации при большинстве терапевтических заболеваний.

Виктор М., 29 лет, преподаватель, пытаясь внести что-то новое в методику подачи нового материала, натолкнулся на отчаянное сопротивление некоторых коллег. Новаторство было выдано чуть ли не за  самозванство и шарлатанство. Человека стали попросту "травить". В результате Виктор попал в психиатрическую больницу и после выписки был  вынужден сменить не только место работы, но и место жительства.

Утверждать, что единственной причиной нарушения  психики является стрессовая обстановка на производстве, было  бы не совсем правильно. Но  элементарная  статистика  показала, что из 60 человек, обратившихся за консультацией психиатра в медико-психологический центр за последнюю неделю, у  40  она была главной, еще у 10 одной из главных. В число этих 60 пациентов вошли только те, кому даже при  благоприятном  течении болезни придется употребить большое количество  лекарств для сохранения своей трудоспособности.

Даже при самых скромных подсчетах получается, что в год очень серьезно заболевает только в Москве более тысячи человек (примерно один на 10 тысяч), а это лишь  число  обратившихся за помощью, и оно составляет четвертую или пятую часть от нуждающихся. Следует отметить,  что  среди  них  служащие составляют 60-70%, а по отзывам руководства этих  пациентов, большинство из них наиболее способная и  трудолюбивая  прослойка коллектива...

Проблемность ситуации заключается в том, что предрасположенность  к  психический заболеваниям  имеется у очень большого числа людей, легкие и умеренные же нарушения  могут возникнуть практически у всех. Вероятность заболевания зависит от индивидуального порога устойчивости,  который  невозможно определить, к отрицательным психологическим  факторам. Как только суммарное внешнее воздействие  превысит  защитный уровень организма, так сразу  же  (или  постепенно)возникает срыв в психике. И от того, насколько велик будет этот дисбаланс, возможно, и зависит, когда и чем заболеет тот или иной человек.

При умеренно злокачественных  психических  заболеваниях инвалидность наступает через 10-15 лет,  при  особо  тяжелых через 5-7. А самое главное, что  никакой  из  индивидуальных параметров - возраст, пол, национальность, профессия, должность и т.д.- не являются абсолютным в плане  профилактики. Заболеть может любой, хотя, конечно, для каждого из этих моментов существуют свои закономерности, свои способствующие и противостоящие факторы. Например, работник умственного  труда больше рискует заболеть, чем человек  труда  физического. Выше "шансы" и у должностного лица, нежели у рядового и т.д.

Негативные явления в семейной жизни нередко создают благодатную почву для срывов, но их  причиной  служит  целый комплекс социально-психологических и нравственных  проблем, и поэтому радикальное решение их невозможно в короткий  промежуток времени, да и зависит от общегосударственных тенденций.

В производственной сфере ситуация иная - здесь все  коренным образом может изменить  либо воля коллектива, либо власть его руководителя. Учитывая именно этот момент, и  на¬до рассматривать проблему производственного  психологического климата.

Для того, чтобы сам ритм работы не вызывал  чрезмерного переутомления, желательно планировать  свой  день.  Если  вы "жаворонок" и максимальная производительность у вас в утреннее время, то старайтесь самое сложное и трудное  переносить именно на первую половину дня. Если вы "сова", то на вторую. Смешанный тип - "ласточки" - могут в течение всего дня работать с равной отдачей. Для тех, у кого нервная  система  еще здорова, рекомендуются занятия  аутотренингом (самовнушением), что помогает своевременно и в  полной  мере переключить свое внимание  от  неприятного  раздражителя  на что-либо положительное, достичь кратковременного  расслабления, частично восстановить свои умственные и физические силы.

Многие недооценивают правильную организацию отдыха.  Их жизнь напоминает хаотичное движение по волнам случайных  обстоятельств когда свободное время бесцельно тратится либо в безделье, либо в наслаждении независимостью  от  общества  и мнимым отсутствием всяких обязательств перед окружающими, порой как морального, так и юридического характера.

Если же нервная система несколько  расшатана,  то  следует обратиться к врачу для установления причины и  величины нарушения, назначения  соответствующих  физиотерапевтических процедур, сеансов иглорефлексотерапии, гипнотерапии,  рациональной психотерапии. При необходимости  проводится  общеукрепляющее, тонизирующее и успокаивающее лечение с помощью лекарств. Очень важным моментом является выработка в себе следующих качеств: выдержанности, терпения, снисходительности к чужим ошибкам  и  заблуждениям,  доброжелательности, умения признать собственную ошибку и извиниться за нанесенную обиду.

Здоровье и жизнь человека - есть  самая  главная  ценность нашего общества. И только тот,  кто  заботится  о  них применительно к конкретным людям, а не вообще (как и к  себе самому), может считать себя идущим в ногу со временем. Не только вежливость, но и многие другие  нравственные  категории являются еще и экономическими. И чем раньше это осознается и рядовыми работниками, и руководителями,  тем  более отчетливо будет ощущать каждый из нас реальное и истинное ускорение социально-экономического прогресса.


Рецензии