Мандарин, искупавшийся в соке маслины

МАНДАРИН,

ИСКУПАВШИЙСЯ В СОКЕ МАСЛИНЫ


   Новелла – экспромт в стиле фэнтези


Написано на следующий день после лунного затмения. На создание рассказа потребовалось несколько минут.

Посвящается Марине Сергеевне Самариной


Ночь была мягкая и меняющаяся. Скорость тоже. Среди встречных огней не привлекал ни один. Заинтересовывал лишь неясный, скрываемый облик луны. Туманная вуаль только придавала нетерпения зрителям.
Он ехал к сидящим на ковре. Он спешил и поэтому остановился. Путь, дальнейший маршрут, нужно было додумать. На это, впрочем, уже не оставалось времени: луна пожелала спрятаться. И это произошло.
Сидящие на ковре между тем поменялись местами. У него – там, вдали, - похолодели руки: заметно было, что с каждой секундой действительность перестает быть послушной.
Дерево, до того стоявшее прямо, отклонилось резко назад. И это видели сидящие на ковре! Он же этого не заметил, хотя увидеть это нужно было вперед именно ему…
- Рик! Мы ждем тебя! – скорее поймал мысль, чем услышал он. Лучше бы они его не звали.
На пути он встретил: мягкий камень, твердый овощ и старую иностранную монетку. Последнюю он, подержав на ладони, выбросил. Не вперед, а назад себя. Да-да, вот так, с броском. Не оглядываясь, продолжил путь.
Сидящие на ковре обменялись новостями. Теми, что произойдут.
- Он опаздывает, - недовольно произнес один из сидящих на ковре. Тот, что, прислонившись к массивной стене, находился близ двери.
Остальные сидящие кивнули головами друг другу.
Вошла девушка и подала воду в красных стаканчиках. Стаканчики были полупрозрачные, и вода в них играла. Сидящие на ковре принялись медленно пить воду. Один стаканчик оказался лишний, и девушка поставила его в центр ковра. Сидящие, допив свою воду, отдали стаканчики девушке. Она унесла пустую посуду прочь. Между тем сидящие на ковре сосредоточенно стали смотреть на стаканчик с водой, находящийся в центре ковра. Вода в нем стала танцевать. Стаканчик постепенно изменил оттенок на желто-зеленый.
…А в это время Он спешил и потому снова остановился. Так было нужно: он высчитывал.
- Рик! Мы все в сборе, не хватает только тебя, - отчеканилось у него внутри. Но он не попадал в их ритм. Сегодня всем руководила Музыкальная Луна, и ее шальные туманные штучки, ее несерьезные джазовые импровизации начинали постепенно сводить его с ума. Чтобы придти в себя, он повернулся вокруг против солнца на триста шестьдесят градусов.
Сидящие на ковре вздохнули. Стаканчик лопнул – трещина заставила воду коснуться ковра. Вода не растекалась: она была для этого слишком густой и организованной.
- Что мешает Рику? – спросила девушка, входя с широкой кистью для того, чтобы собрать воду. Серебряный поднос послушно принял водяные шарики.
Рик не приехал к ним: сидящие на ковре задали слишком простую задачу. Это было неинтересно и скучно – и в ответ на неудачный фокус с водой он мысленно разогнал сидящих на ковре.
…Они просто почему-то внезапно перессорились, так и не поняв, в чем дело. Рик – там, вдалеке, - усмехнулся: как всё просто… Луна скрылась вовсе. Деревья сгрудились над ним, пряча его мысли и ясно читая намерения. Ветер заговорщически молчал. Хотелось научиться различать сон и явь, и Рик потрогал кору дерева. Она была снежно-металлической. Он стал искать знакомые структуры. Ночь объяла его.
- Ри-и-и-и-и-и-ик! – позвала Луна.
Вообще-то его звали Энрико, но он разрешал некоторым друзьям звать его так: в этом было некое превосходство его над ними. Право на Собственное Имя. Но Луна?! Какие у нее над ним права?! Он возмутился и гневно посмотрел в небо.
…У Рика нет и не было врагов, но с этой минуты сидевшие на ковре перестали его понимать.
- Рик! Ты не наш, - промелькнуло у него в голове. Что же произошло? Вероятно, и их мысли были сбиты Луной. Луной ли только? Здесь было что-то еще. Рик задумался, прокрутил свой путь назад и… вспомнил. Цепочка мелких, незначительных событий–знаков выстраивалась в свивающуюся композицию, протяженную не только во времени и пространстве, но и в интеллектуальном поле. Правда, передвинуть по-иному эти элементы Рик, конечно, не мог: он был просто человек. Зато сидевшие на ковре легко, шутя, путали, играя, причинно-следственные связи.
Рик был сильный и самоуверенный. Он решил не прибегать ни к чьей помощи. Но в этом лабиринте предложенных ситуаций он был словно с завязанными глазами.
- Рик! Мы заканчиваем испытание. Ты победил, - прозвучал негромко насмешливый голос внутри него.
Рик немного напрягся, сразу узнав голос: это был Нол, самый авторитетный из сидевших на ковре. Голос Нола заставил его выйти из легкого оцепенения. Подвигав плечами, Рик посмотрел вверх. Луна была ясная, чистая и словно покрыта новым металлом. Пути оставалось около часа. Он передумал и решил ехать.
Рик вошел к ним, когда, собственно, и собравшихся уже не было: они находились в помещении, но не вместе и не вели никакую беседу. Рик понял, что он победил, по тому, как взглянул на него вышедший навстречу Нол.
- Мы задали тебе слишком легкую задачу, и ты не оценил нас, - сказал он, беря мандарин из вазы, отливающей голубым и серебряным.
Рик опустился в жесткое кресло. Мандарин выпал у Нола из рук и шлёпнулся в чёрное зеркало сока маслин. Маслины скатились друг к другу, возмутились и вытолкнули мандарин наружу. Оскорбленный и обмаслиненный, мандарин покатился по столу. Рик шутя поймал его и спрятал в свой большой кулак. Нол усмехнулся.
- Мы предложим тебе более трудную задачу, - медленно проговорил он, аккуратно откусывая кусочек маслины. – Но, выполнив ее, ты не должен считать это успехом: это всего лишь еще одна разминка.
Рик не возражал. У него был свой план: скомбинировать события так, чтобы в конце концов они помешали Нолу.
…Рик – помните? – всего лишь человек, но, столкнувшись с Нолом и его ассистентами, он стал развивать в себе необычные качества. Если бы это получалось всегда, не было бы всей этой истории.
- Иди. Отправляйся. Время пошло, - приказал Нол.
Рик вышел, резко закрыв дверь. Высокий, худощавый, с развевающимися волосами, он совершенно не производил впечатление героя. Да и то сказать: он был искатель звуков. Абсолютно обычная профессия – просто записывал фонограммы для радио. Но его хобби было связано с проникновением в несколько подпространственных структур. Игры с ними и производила команда Нола. На них он вышел случайно, когда собирал звуки поля. Думая, что записывает трескотню кузнечика, он не обратил сначала внимание на странный ритм его песни. Только потом, в студии, вновь и вновь прослушивая запись, он переписал ее отдельно и проиграл уже на другой скорости. Поработав со знакомым математиком, он пришел к выводу, что это цифровой ключ выхода в подпространство, где работал Нол. Так всё и произошло: приняв его в свое общество сначала, как подозрительного незнакомца, Нол и его ассистенты постепенно задавали ему задачи, чередуя сложные и простые. По тому, как быстро Рик различал простоту и сложность, его отмечали интеллектуальными поощрениями: например, подбрасывали облегчающие обстоятельства – ну и всё в таком роде. Рика поначалу это раздражало, и он хотел всё бросить. Но ему очень нравилась Девушка, меняющая стаканчики, и он надеялся, что она станет считать, что он не хуже, чем Нол.
- Я заставлю воду быть кристаллической, и стаканчики не понадобятся, - лениво изрек Нол, глядя в окно. Рик пожал плечами. Между тем капли воды, застывая, организовывались в большой кристалл. Он дрожал и рос. Рику захотелось попасть внутрь его на миг, просто, чтобы ощутить эффект переливающихся огней.
- Это возможно, - прочел  его желание Нол. – Но тебе будет трудно потом войти в обычное состояние.
Рик промолчал и прикоснулся к кристаллу. Девушка вошла и, ошеломив Рика, проследовала у него на глазах сквозь кристалл. Ничего не произошло, изменился лишь цвет ее браслета: из золотистого он стал фиолетовым. Рик почувствовал себя начинающим.
- Как тебя зовут? – спросил он.
Она скользнула по нему удивленным взглядом.
- Ты всё равно не угадаешь, - насмешливо произнесла она.
- Почему? – спросил он.
- Потому что имя у нее каждый день другое, - ответил за нее Нол. – Это даже не как у Луны: разные фазы, - и не как у дней недели. А просто другое – и всё. Новое. Понимаешь? Она каждый день другая. Ты лучше зови ее Муун, тебе так проще.
Рик не ответил и вгляделся в лицо девушки. На миг ему стало страшно: щеки девушки отсвечивали голубоватым светом. Потом этот эффект исчез. Он вспомнил еще потом: от нее веяло холодом. «Девушка – кристалл», - пошутил он про себя. И тут же отметил мысленно: «Ну, предположим, глаза у нее еще человеческие. А больше ничего человеческого нет».
- Ошибаешься, - почти перебила его мысли Муун. – В общем, имя у меня самое обыкновенное… было, но я его берегу.
-?
- От повторений.
- Ты или шутишь, или говоришь неправду, - возразил Рик. – Мир повторяется каждый день, мы говорим одни и те же слова, в кристалле одни и те же свернутые капли воды, и вообще мне с вами надоело, - Рик встряхнул прическу и приготовился уйти.
- Ты ничего не понял, Рик, и ты нам снова будешь чужой, - холодно сказала Муун. – Мир другой каждую секунду. И если ты согласишься с этим, мы поможем тебе.
- В чём? – спросил Рик.
- Ты хочешь найти то место, откуда ты начал вспоминать свою жизнь.
- Да, - Рик боялся показать свою растерянность.
- Смотри! – сказал ему Нол.
Кристалл поблёскивал. В нем проявились маленькие фигурки. Они двигались. Впрочем, двигались не все. Рик всмотрелся. Это был он сам, только в разных ситуациях. Они происходили в различное время. Но один кубик внутри кристалла был абсолютно пуст…
- Это потому, что ты тут сейчас стоишь, - рассмеялся Нол.
- Что мне с этим делать? – попытался осведомиться Рик.
- Исправлять ситуации. Если тебе, конечно, это нужно.
И Рик стал всматриваться внимательнее. Дойдя до опрокинутого дерева, он моментально вспомнил всё…
…Но с этой самой минуты он, обнаружив, что снова стал обычным человеком, сразу и навсегда забыл про Нола и других, сидящих на ковре, и про девушку Муун… Только иногда, взглядывая на луну, он испытывал неясное беспокойство… Но, отведя глаза от луны и возвращаясь в настоящий мир, он сразу становился обычным деловитым Риком… Впрочем, это был уже давно не тот порывистый Рик с развевающимися волосами… Энрико владел фирмой, и подчиненных у него было двести человек. Успех никогда больше не покидал его, но на всю жизнь у Энрико осталась одна странная привычка держать на рабочем столе прозрачный куб, который он время от времени поворачивал. Один раз – всего лишь один раз, и то под рождество, - ему показалось, что в глубине кристалла сверкнули удивленно-насмешливые глаза Муун. Но это было всего лишь секунду.
 Что касается мандарина…

…Мандарин, искупавшийся
В соке маслины, -
Это повод для песни
О южной долине,
Но у магии самый таинственный почерк,
И рисует Луна
Тени бархатной ночи…
О Луна,
Мандаринка в маслиновой тьме!
Человеку нельзя быть себе на уме,
Если чёрных маслин – большинство, - мандарину
Поневоле приходится вычернить спину…

Нет, конечно, Энрико никогда не писал стихов. Он вообще избегал, например, иметь в гардеробе одежду ярких цветов. Он изо всех сил старался закрепиться в этой реальности, в которой он – прагматик – так хорошо разбирался.
…Однажды маленький ярко-желтый мячик попал ему под ноги.
- Му-у-ун!* - пропело у него внутри. Но, когда он вернул мяч подбежавшему мальчику, всё стихло.

2 января 2010 года.

* - Муун (moon) – луна (англ.).
 


Рецензии