Маркиза выходит на связь

Всем нам, нормальным людям, хочется, чтобы всегда рядом бы¬ли друзья и знакомые, родные и близ¬кие, а главное, хочется, чтобы была та самая «половинка», без которой жить просто плохо, если не сказать больше. Желание естественное, но осуществить его в возрасте, когда вам «за...», бывает трудно. Особенно собственными силами.
Попытка познакомиться по объявлению в газете практически про¬валилась. Эту горестную историю я уже рассказывала. Но, будучи человекам уп¬рямым, решила довести экспери¬мент до конца. Только на сей раз сделать его чистым: то есть не пи¬сать объявление от имени вымыш¬ленной прекрасной незнакомки и морочить людям голову по телефону, а лично попробовать познакомиться. Не на улице, естественно, а при помощи так называемого «Брачного агентства». Благо подобных объявлений сейчас полно во всех средствах массовой информации.
Известно, что «если звезды за¬жигают, значит это кому-нибудь нуж¬но». Иначе не плодились бы эти агентства как грибы после дождя. Первичный анализ ситуации показал: да, предложений много, одно другого заманчивее. Но в девяти случаях из десяти (если не в девяно¬ста из ста) «агентство» представля¬ет собой даму на телефоне с ручной и блокнотом, в который она за опре¬деленную сумму готова занести ваши данные и пожелания, a также представить список подходящих кандидатур. Значительно реже те же самые данные и пожелания зано¬сятся в компьютер, что придает всем последующим операциям оттенок современности. Вероятность познакомиться с кем-то достаточно велика, но велика и вероятность того, что дама и кавалер друг другу не подойдут.
«Заказав», допустим, высокого блондина без жилищных и материальных проблем, но с высшим гуманитарным образованием, дама вполне может получить белобрысую жердь в толстых очках, которая ра¬ботает библиотекарем и обитает в однокомнатной «хрущобе» у черта на рогах. Его зарплата его самого впол¬не устраивает, жилье тоже, посему в данных о себе он смело сообщает:«Без проблем!». Реакцию дамы мо¬жете себе представить сами.
Впрочем, и мужчинам в этой си¬туации позавидовать трудна. Один мой знакомый, решив таким образом устроить свою личную жизнь, «Заказал» очаровательницу в возрасте от 35 до 45 лет, сами пони¬маете, без проблем, с хорошей фи¬гурой и высоким интеллектом. На кой ляд ему понадобилось послед¬нее - не понимаю, да и не в этом суть. Он уплатил агентству требуемую сумму, и на одной из станций метро юноша в надвинутой на глаза кепке сунул ему в руки листок бумаги и ис¬парился.
Листок представлял собой список из двенадцати женщин: воз¬раст, семейное положение, харак¬тер и телефон. Лично меня рубрика «характер» просто умилила: ну ка¬кая же женщина в здравом уме и твердой памяти признается, что у нее характер скверный, склочный или просто паршивый? Естествен¬но, везде значилось: «мягкий», «нежный», «покладистый». И лишь одна созналась: властный у нее ха¬рактер.
-Я бы на твоем месте именно ей и позвонила, - посоветовала я зна¬комому, когда он пришел но мне со злосчастным списком и начал жало¬ваться на то, что за свои кровные не смог получить ничего путного.
-Могу себе представить! -фыркнул он. - Я тут позвонил одной, наиболее подходящей: разведена, двое детей, характер мягкий. Так она мне открытым текстом сказала, что готова со мной спать, если я ей за это буду платить. Нормально?
С моей точки зрения - более чем нормально. Каждый решает свои материальные проблемы как может, а дама с мягким характером сразу расставила все точки над «i». He она будет кавалера привечать, угощать и ублажать, а он ей будет платить за сладкие минуты встреч. Чего же на правду обижаться?!
Но знакомый моего благодушества не разделил. Оказалось, он добросовестно обзвонил всех обозна¬ченных в списке дам, а с двумя да¬же встретился, но ничего путного из всего этого не вышло. Трое заявили, что желают выйти замуж, а всякие глупости в виде предварительных ро¬мантических отношений в их жиз¬ненные планы не входят. Две, встречи с которыми состоялись, без затей пригласили к себе в гости «разда¬вить бутылочку» и вели себя при этом процессе так, что без дрожи не вспомнить. Остальные кандидатки отпали из-за низкого интеллектуаль¬ного уровня или из-за возраста: да¬мы перевалили полувековой рубеж. В общем, полная непруха за свои же деньги.
Грешным делом, я решила, что мой знакомый слишком уж переборчив. Сам не мальчик, «полтинник» позади, интеллектуальный уровень более чем средний, материальные возможности достаточно ограниче¬ны. Желать при этом молодую, длинноногую, хорошо воспитанную и бес¬проблемную интеллектуалку... Ну, не знаю, не знаю.
Но этот случай окончательно ук¬репил меня в намерении довести на¬чатое до конца и воспользоваться услугами этой самой «службы зна¬комств». А поскольку последние де¬сять лет я стараюсь учиться на чу¬жих ошибках, а не рисковать собственным лбом, то выбрала агентство посолиднее. Такое, чтобы туда мож¬но было явиться лично, посмотреть на сотрудников, ознакомиться с процессом работы, и уже потом, если все это внушит мне хотя бы минимальное доверие, рискнуть. Хотя несколько представителей мелких агентств и пытались мне объяснить по телефону, что женщине в моем возрасте трудно найти себе подходя¬щую кандидатуру, что мужчины пред¬почитают более молодой контингент и вообще вся эта затея устроить та¬ким образом личную жизнь просто обречена, я уперлась. Желаю сама попробовать - и все тут! Впоследст¬вии я поняла, что определенная до¬ля истины в их скепсисе присутство¬вала, но тогда была железно увере¬на: в желающих познакомиться именно со мной недостатка не будет.
Причина такой самоуверенности заключалась в том, что меня отчаянно избаловали мои же друзья и зна¬комые. Все они, надо не надо, ста¬рались меня уверить, что более оча¬ровательной и умной женщины, да еще с творческой профессией, да еще со знанием языков, да еще с чрезвычайной начитанностью удает¬ся встретить крайне редко, если во¬обще удается, У меня как-то совер¬шенно вылетело из головы, что замужней женщине обычно именно это и говорят, радуясь про себя, что она замужняя. А вот если такой эк¬земпляр оказывается свободным или - еще хуже - в поиске партнера, то все вышеперечисленные качест¬ва мгновенно превращаются из дос¬тоинств в недостатки. Ну какой нор¬мальный мужчина будет терпеть око¬ло себя независимую и умную жен¬щину? Только независимый и умный. А такие, по странному стечению обстоятельств, в службу знакомств  не обращаются, решают эти проблемы самостоятельно.
Но все эти здравые мысли, напо¬минаю, посетили меня только тогда, когда я досыта наговорилась по те¬лефону с возможными моими парт¬нерами, а с некоторыми даже встре¬тилась лично. Так что не буду забе¬гать вперед, а попытаюсь макси¬мально беспристрастно и объективно изложить все события по порядку. Возможно, и мои ошибки для ко¬го-то послужат уроком. А кто-то полу¬чит новую информацию, которая, как известно, лишней не бывает.
Агентство, привередливо выбранное мною, называлась «Марки¬за». С детских лет испытываю сла¬бость к титулованной аристократии. Так что название меня подкупило. А еще больше понравилось то, что диспетчер, выслушав мои исходные данные и пожелания, не стала сето¬вать на то, что моя весна - увы! - давно осталась позади и что мужчи¬ны желают чего-то более... ну, лад¬но, а просто все записала и предло¬жила посетить их офис в любой удобный для меня день. С понедель¬ника до субботы - от 3-х до 7, а в воскресенье - от 12-ти до 3-х. Пас¬порт с собой брать не обязательно.
Позволю себе небольшое отступ¬ление. В свое время о широко разрекламированной кампании «клубов знакомств», вечеров «кому за 30» и так далее не писал разве только очень ленивый журналист. Вот только не приходилось читать и слышать о тех, кто на этих мероприятиях обрел-таки личное счастье. А монументальный гвоздь в крышку гроба этой затеи вбил замечательный фильм «Москва слезам не верит», где ге¬роиня гордо отказывается от помо¬щи подобного клуба, не соблазнясь даже блатным вариантом знакомства, и встречает своего Гошу - пом¬ните? - в электричке.
После этого писать о знакомстве через каких-то посредников стало как бы дурным тоном и о кампании забыли. Но ведь это вовсе не означало, тем самым и проблему решили. Просто закрыли и предоставили людям самим о себе заботиться. Со¬гласна, кто-то действительно может все это прекрасно делать самостоятельно. Но слишком многие совер¬шают свой ежедневный привычный маршрут: дом - работа - дом, робко поглядывая на своих попутчиков, в привычном одиночестве смотрят по вечерам телевизор (или вяжут, рас¬кладывают пасьянс, выгуливают со¬баку) и представить себе не могут, где, а главное, как познакомиться с представителями противоположного пола. Или с представительницей - мужчины находятся в ничуть не бо¬лее благоприятном положении.
Теперь появились брачные агент¬ства. Мы к таким вещам непривыч¬ные, для нас - это экзотика, причем пока еще малоприличная. Потому что считается: если ты уже вышла из того возраста, когда н тебе могут подойти на улице и попросить теле¬фончик, значит - поезд ушел, рель¬сы разобрали и надо думать не о мирском, а о душе. Обратиться в агентство для нас значит - распи¬саться в собственной несостоятель¬ности, неполноценности, ущербно¬сти, если угодно. В таком деликат¬ном деле обращаться за помощью к посторонним, выставлять себя, словно на аукцион, да еще пережи¬вать: купят или не купят? Стыд-то какой!
Пишу об этом потому, что и ме¬ня, не слишком живо заинтересо¬ванную в итогах эксперимента для моей личной жизни, подобные сом¬нения посещали. Даже будучи по ро¬ду своей работы человеком доста¬точно общительным и где-то свет¬ским, я плохо представляла себе, о чем говорить при первой встрече с абсолютно незнакомым мужчиной. Ладно, назначить по телефону сви¬дание большого ума не требуется, справлюсь. Но дальше... Дальше просматривались сплошные вопро¬сительные знаки.
Для начала я просто не предста¬вляла себе, какие требования могу предъявить к потенциальному из¬браннику. В принципе, внешность мужчины для меня имеет мало значения. «Был бы человек хороший». Но не могу же я так вот прямо об этом заявить? Не поймут - и будут правы. Значит, придется конструировать некий абстрактный идеал, максимально приближенный к действи¬тельности. Рост - от 180 сантимет¬ров. Вес, соответственно, от 80 ки¬лограммов и далее (не бросайте в меня камень, предпочитаю крупных мужчин, наверное, потому что сама, скорее, миниатюрна). Брюнет, но можно с благородной сединой, впро¬чем, лысина тоже не помеха. Без проблем, вестимо. Не моложе - да, да, именно не старше, а не моло¬же 45 лет. Быть по совместительст¬ву матерью-наставницей - увольте. Ну и желательно гуманитарий, в иде¬але - творческой профессии. Ум¬ный. Порядочный... Интересно, где это мне такого найдут?
Так, теперь о себе - тоже ведь придется заполнять что-то вроде ан¬кеты. Возраст? Скажем так: выгля¬жу на 35, но на самом деле постар¬ше. Рост - 160, вес - 50, блондинка с карими глазами. Без проблем. Про¬фессия - журналист. Умная. Безу¬словно, порядочная. Характер, ко¬нечно, сложный, но ведь должны же быть у человека хоть какие-то недостатки!
Да, в подобной ситуации может спасти только обостренное чувство юмора. Я-то им точно обладаю, а вот в список требований к потенциаль¬ному партнеру это качество надо бы¬ло бы внести. Иначе я просто обре¬чена на одиночество: любой мужчи¬на, настроившись воспринимать ме¬ня серьезно всегда и везде, как ми¬нимум заработает острое нервное расстройство, и ни о каких лириче¬ских отношениях говорить уже не придется. Знать бы еще, о чем вооб¬ще придется говорить?!
На какое-то мгновение мелькнула малодушная мысль: бросить всю эту затею к чертовой матери и не искать приключений на свою голову. Но поч¬ти сразу же ее заглушили професси¬ональная амбиция и самоуверен¬ность: чтобы с такими достоинствами да не обрести парочку поклонников? Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда. Я ведь уже говорила, что ужасно избалова¬на своим ближайшим окружением.
Агентство «Маркиза» располо¬жилось в одном из старомосковских переулков и пока еще не обзавелось солидной вывеской. С одной сторо¬ны, это должно было насторожить - если следовать мудрым советам средств массовой информации. Но мало ли было случаев, когда людей виртуозно надували в роскошных зданиях с тонированными стеклами и с вывеской-рекламой в полфаса¬да? Так что этой мелочью я решила пренебречь. Зато внутри было уют¬но, тихо, на столе в приемной - жи¬вые цветы, а за столом - очаровательная, со вкусом одетая девушка, при взгляде на которую у меня сразу исчезли все ассоциации как со сва¬хой из «Женитьбы Бальзаминова», так и танцульками-посиделками в районном ДК.
Впрочем, оказалось, что мысли¬ла я не оригинально. Подавляющее большинство клиенток и клиентов «Маркизы» приходит сюда в первый раз с опаской: боятся вляпаться в ситуацию «для тех, кому за...» До че¬го же прочно вбитыми оказываются некоторые стереотипы! Но быстро расслабляются, начинают чувство¬вать себя не просителями, а желан¬ными гостями и излагают свои поже¬лания практически без стеснения и без комплексов. А пожелания быва¬ют - закачаешься! Причем, чем меньше может предложить клиент, тем выше у него требования к потен¬циальной спутнице жизни. И вооб¬ще, по наблюдениям сотрудников агентства, мужчины куда более капризны, чем женщины. А ведь поче¬му-то считается, что наоборот.
- Помню, пришел один клиент лет 45-50-ти, - смеется Оля, кото¬рая дежурила в день моего визита. - Извините за выражение, но, как го¬ворится, ни рожи, ни кожи, ни де¬нег, ни интересной профессии, ни какого-то хобби интересного - ни-че-го! И начал копаться в нашем каталоге невест, причем от того, в кото¬ром у нас хранятся данные на жен¬щин старше сороке лет, отказался сразу и наотрез. Выбирал из 25-30-летних, искал красавицу с высшим образованием, без материальных и жилищных проблем. Найти-то он, конечно, нашел (у нас есть, из кого вы¬бирать), только сомневаюсь, что так себе пару найдет. И вообще, я заме¬тила: те, которые долго копаются в каталоге и привередничают, и сами из себя ничего не представляют, и личную жизнь никак не могут нала¬дить. .
Наличие каталогов меня заинтересовало: это не распечатка с именем,   телефоном и определением ха¬рактера. Здесь же были добротные альбомы с фотографиями и кратки¬ми сведениями - имя, иногда фами¬лия, возраст, профессия, семейное положение, знак Зодиака. И коротенько - требования к потенциальному партнеру. Открыв первый аль¬бом, я просто оцепенела от изумле¬ния: на фотографиях были запечат¬лены сплошь, как мне показалось, красотки, причем совсем молодые.
- Господи помилуй, - наконец об¬рела я дар речи, - а эти-то зачем к вам идут? У таких на улице каждый второй мужик должен телефончик просить.
Оказалось, что я безнадежно от¬стала от жизни: телефончик случай¬ному прохожему может дать либо законченная авантюристка, либо сов¬сем уж малахольная дура. И на дис¬котеках знакомятся либо малолетки, которых жизнь еще ничему не научила, либо те же самые малахольные.
Некоторых девушек в «Маркизу» привели заботливые ма¬мы: дочурке двадцать с лишним, же¬нихов взять неоткуда. И в отличие от женщин «бальзаковского возрас¬та», как правило, зашоренных и закомплексованых, девушки не испы¬тывают никаких комплексов и прихо¬дят в брачное агентство как в ателье или в салон красоты. Пора шить новое пальто - пошла и заказала. Пора создавать семью - действия аналогичные. Если подумать, то ни¬чего странного в атом нет, скорее, наоборот - серьезное и взвешенное отношение н собственной судьбе. А мы-то все твердим, что молодежь у нас легкомысленная и безответст¬венная.
Более того, выяснилось, что и молодые люди не склонны риско¬вать и искать прекрасную незнакомку на улице или дискотеке. Мужской каталог был, правда, поменьше, но и он начинался с двадцатилетних юношей приятной и более чем приятной наружности, совершенна чет¬ко знающих, какая спутница жизни им нужна. Интересно, находят?
-Молодые в наших каталогах долго не задерживаются, - развеяла мои сомнения Ольга. -Мы работаем с клиентами на протяжении года, так вот на моей памяти никто из мо¬лодых на такой срок в наших услугах не нуждался. Два-три месяца - и просят снять с обслуживания, на¬шли себе пару.
-И вас об этом информируют? - поразилась я. - Помнится, что в прежних доперестроечных службах знакомств клиенты всячески скры¬вали свою удачу, если уж она их по¬стигала. Исчезали из поля зрения сотрудников службы навсегда, не сказав спасибо.
-Конечно! Мы же не просто даем телефон. Наши диспетчеры работают со своими «подопечными» очень ак¬тивно, регулярно звонят сами, спра¬шивают, состоялась ли встреча, ка¬кое впечатление от нее осталось? Всякое ведь бывает: попадется ка¬кой-нибудь не вполне нормальный тип или женщина окажется совсем не той, за кого себя выдает. Тогда мы уже будем знать, о чем необходимо предупреждать наших клиентов.
Оля рассказала недавний слу¬чай: пришел в «Маркизу» моложа¬вый, ухоженный мужчина, весь в золоте и «заказал» стройную, привлекательную женщину до тридцати пя¬ти лет, без детей и без проблем. Сам выбрал по каталогу несколько по¬тенциальных невест. А потом, в раз¬говоре диспетчера с одной из них, выяснилось, что «золотоносец» патологически жаден, груб и вообще ищет не столько жену, сколько эффектную домработницу. Причем - бесплатную. Проверили, все под¬твердилось, и теперь телефон этого человека дают женщинам с необхо¬димыми оговорками, и предупрежда¬ют тех, чьи данные он сам выбирает.
-У нас пока только одна явная неудача, - сказала Оля, - очень ми¬лая женщина, но без собственной жилплощади, И, как назло, попада¬ются мужчины с той же проблемой. Женщина нравится им, они нравят¬ся ей, но жить все равно негде. Тут уж мы бессильны, хотя все равно продолжаем искать.
Добило меня сообщение а том, что в самом ближайшем будущем «Маркиза» начнет обслуживание ин¬валидов, причем - бесплатно. Не ве¬рится, но факты - вещь упрямая, с ними спорить не будешь. Позвоните в агентство и убедитесь сами.
Ну это, как говорится, преамбу¬ла. А вот теперь история о том, как я искала личное счастье с помощью посредников-профессионалов. Безу¬словно, это оказалось эффектив¬нее, чем мои прежние кустарные изыски. Но поскольку происходило как бы понарошку (замуж-то я не со¬биралась!), то и результаты оказа¬лись соответственными.
Несколько дней спустя мне по¬звонила «прикрепленная» но мне диспетчер и огласила список из трех человек. Все - разведенные, все вы¬сокие, самостоятельные, умные, без проблем. С одним, правда, было не все просто: он желал познакомиться с женщиной не старше сорока лет. Но в агентстве, поглядев на ме¬ня, решили, что старше я не выгля¬жу, а дальше видно будет. Меня это тоже не слишком сильно смущало, поскольку предъявлять паспорт с датой рождения я не собиралась. И именно с этого кандидата - назовем его Константином - и решила на¬чать.
Небольшое, но необходимое от¬ступление. Все имена здесь - вы¬мышленные. И возможное сходство моих персонажей с каким-то реаль¬ным лицом прошу считать случай¬ным совпадением. Моя задача - опи¬сать ситуацию, а вовсе не конкрет¬ного человека.
Звонок от Константина раздался в тот же вечер. Судя по голосу, чело¬веком он был решительным, откла¬дывать важные дела не любил и по¬сему предложил встретиться на сле¬дующий же день после работы у метро. Предполагая, что в нашем возрасте по улицам шляться не будешь, да и октябрьские вечера таким про¬гулкам не благоприятствуют, я согласилась. Имея в виду посидеть где-нибудь в кафе и поболтать «за жизнь». О я, наивная!
Константин оказался высоким, плотным мужчиной, поначалу не слишком разговорчивым, Меня ос¬мотрел критически - как цыган на ярмарке лошадь, но, по-видимому, был не слишком разочарованным. Я, правда, постаралась: накраси¬лась «под большое декольте», голо¬ву вымыла. При прочих равных усло¬виях - не хуже других, а иных и полу¬чше.
Полтора часа мы гуляли по ста¬рым арбатским переулкам. По само¬му Арбату тоже успели пройтись. В ходе прогулки мне было предложе¬но: пиво (терпеть не могу), сосиска в тесте, она же «хот-дог» (вот смехота-то), и, наконец, банан. К банану я отнеслась благосклонно, чем откро¬венно порадовала своего спутника: ли бедняга, проголодался, а я от Него отказалась, имея в виду все-таки посидеть в кафе. Не на того на¬пала!
Беседа была настолько баналь¬на, что даже пересказывать ее не берусь. Так, основные сведения. По¬мимо всего прочего, узнала, что мой новый знакомый развелся несколь¬ко лет назад из-за того, что жена на¬чала зарабатывать больше, чем он сам. Оклады инженеров на нынеш¬них оборонных предприятиях мне из¬вестны: многие мои знакомые имен¬но их и получают, но с женами из-за этого не разводятся. Заодно меня обогатили свежей мыслью о том, что женщина - всего лишь женщина и не имеет морального права стре¬миться занять положение выше, чем хозяин жизни - мужчина. Воз¬можно, кто-то и разделяет подобную точку зрения, но я предпочитаю вы¬слушать вместо нее любое нецензурное выражение. Так что исход нашей встречи решился как бы сам собой, и я искала только предлог, чтобы тактично закруглиться.
- А чем вы занимаетесь вечера¬ми? - поинтересовался Константин уже почти у самого моего дома.
- Играю в компьютерные игры, - скромно сообщила я. - Недавно ку¬пила, теперь оторваться не могу.
Сколько стоит компьютер, мой спутник, конечно же, знал. И остатки его интереса к моей персоне ис¬парились прямо на глазах. Журнали¬стка (об этом я ему еще по телефо¬ну сообщила), недешево одетая, да еще с компьютером... так что разлука оказалась без печали, хотя и со¬провождалась взаимными обещани¬ями «созвониться». А еще я радова¬лась тому, что удалось перед сном погулять: за последний год это было со мной впервые.
Через два дня мне позвонила диспетчер. Я честно обрисовала си¬туацию, ожидая упреков в капризности. Но, н моему глубокому изумле¬нию, реакция оказалась такой, как если бы прописанное доктором ле¬карство не оказала нужного дейст¬вия и нужно всего-навсего подоб¬рать другое:
-Конечно, он вам не подходит. Ладно, найдем другого. Как вы, кстати, относитесь к военным?
Я подавила спонтанное желание плоско пошутить и сказать, что к во¬енным вообще не отношусь, а ис¬ключительно - к штатским. От мое¬го чувства юмора и так сплошные неприятности, причем в основном у меня самой. И честно ответила, что к военным отношусь просто замеча¬тельно, потому что люди они про¬стые, понятные и, как правило, по¬рядочные и неглупые, несмотря на массу пошлых анекдотов.
- Есть полковник в отставке, кандидат наук, хочет познакомиться с одинокой приятной женщиной до 50 лет. Ему - 57. Давать ваш теле¬фон?
Видимых причин для отказа у ме¬ня не было.
Эта встреча тоже состоялась около метро - в этом плане фанта¬зия у мужчин небогата. Правда, Ва¬лентин Степанович заметил, что у него есть машина, но если он наме¬рен хоть чуть-чуть выпить, то за руль не садится. И спросил, доверяю ли я ему выбор кафе или у меня есть ка¬кие-то особые пожелания. Их, сами понимаете, не было: кафе я посещаю еще реже, чем гуляю перед сном.
Сначала все было прекрасно и изумительно. Валентин Степанович оказался высоким и очень худым (увы, идеалов в жизни не бывает!) мужчиной с явно армейской выправ¬кой и даже с приятным чувством юмора. Но после рюмки мартини его потянуло на откровенность и я вы¬слушала душераздирающую историю о том, как в прошлом году он попал в реанимацию по поводу непроходи¬мости кишечника, какую операцию ему сделали и какие процедуры про¬изводили. В мельчайших, замечу, подробностях. Ну разве что без ре¬зультатов анализов.
- Представляете себе, Майя, ка¬ково мне пришлось? А я ведь всю жизнь был спортсменом, занимался греблей, не пил, не курил. Теперь вот курю и выпить себе позволяю, все равно прежнего здоровья не вернешь.
Я слушала с вежливой улыбкой, а про себя кляла последними слова¬ми свое любопытство, как профес¬сиональное, так и просто человече¬ское, «задвинутых» на своем здоро¬вье мужиков и вообще все брачные игры на свете. Тем более что выяснилось: Валентин Степанович же¬нат, разводиться не собирается, но хочет обрести нежную подругу «для души». Ну да я тоже не собиралась замуж, но перспектива проводить пару вечеров в неделю за обсужде¬нием последних достижений гастроэнтерологии меня в восторг не при¬водила. А окончательное разочаро¬вание наступило тогда, когда мой спутник непринужденно спросил:
-Майя, а можно мне будет оста¬ваться у вас ночевать? На машине к вам приезжать бессмысленно: нель¬зя выпить, а последний мой автобус уходит в половине одиннадцатого.
Вот это фокус! Не такая уж я лю¬бительница выпить, чтобы ради это¬го оставлять кого-то ночевать, И во¬обще, из гостей принято уходить часов в девять вечера. Нет, нет и еще раз нет, отчеканила я мысленно, а вслух сказала, что меня не надо торопить и вообще – созвонимся.
Я не стала морочить приличному в общем-то мужику голову и при вто¬ром его звонке сказала, что уезжаю в длительную командировку и не мо¬гу его связывать ожиданием. Про¬щения просим-с. Надеюсь, он не очень на меня обиделся. Я же за Валентина Степановича совершенно спокойна: тысячи одиноких женщин с удовольствием провели бы с ним вечер за рюмкой вина и разговора¬ми и с радостью оставили бы у себя ночевать, хоть на всю оставшуюся жизнь. Один он не останется.
Диспетчеру доложить о своем очередном разочаровании я не успе¬ла. Потому что тем же вечером полу¬чила еще один телефонный звонок, настолько меня потрясший, что все остальное просто вылетело из голо¬вы. Звонивший представился Андре¬ем, сообщил что телефон взял из каталога и жаждет встретиться. Правда, он не вполне соответствует моим запросам, но надеется ком¬пенсировать это чем-то другим.
- Вы пишете, что хотели бы поз¬накомиться с мужчиной от 45 лет, а мне еще нет тридцати... Но мне нра¬вятся женщины старше меня...
Бывает. Более того, есть масса женщин, которые просто обожают мужчин моложе себя, и чем моло¬же, тем больше обожают. Но я в их число не вхожу и, надеюсь, никогда не войду. Дети они и есть дети, что с них взять.
Все это я в максимально деликатной форме попыталась донести до сознания моего собеседника, но понимания не встретила. Битый час этот самый Андрей уговаривал меня изменить привычки и заинтересо¬ваться молодым мужчиной. Сулил при этом какие-то небывалые удо¬вольствия и ощущения. Лет десять тому назад я бы, глядишь, и дрогну¬ла, но сейчас к принципиально новым ощущениям была решительно не готова.
-Вы ведь меня даже не знаете! - попыталась я достучаться до его здравого смысла. - Я вас, кстати, то¬же. Мы можем просто друг другу не понравиться.
- Мне уже нравится ваш голос, - отпарировал Андрей. - А все осталь¬ное для меня особого значения не  имеет. Главное, чтобы вы согласи¬лись надеть чулки.
- Какие еще к дьяволу чулки? - окончательно ошалела я. - Вы что, думаете, что я осенью ношу обувь на босу ногу?
Выяснилось, что Андрей так не думает. Заодно выяснилось, что я вообще очень неопытная, если не сказать сексуально неграмотная, женщина. Имелись в виду черные чулки, которые пристегиваются ре¬зинками к поясу. Со всеми вытекаю¬щими из этого обмундирования под¬робностями. Бестолковым, вроде меня,   рекомендую  посмотреть фильм «Интердевочка», там все изо¬бражено в подробностях.
После этого разговора, который я, каюсь, закончила достаточно резко и недвусмысленно, мне стало яс¬но, почему в «Маркизе» не записы¬вают адреса клиентов, а только те¬лефоны. Сексуальный маньяк, если кто еще не понял, это не всегда безумного вида мужик в темном подъ¬езде. Это может быть и скромный, даже вполне респектабельный мо¬лодой человек, не имеющий доста¬точно денег для оплаты услуг профессионалок (или проста расчетливый), норовящий реализовать свои фантазии через службу знакомств, пусть хоть по телефону. Больных лю¬дей, конечно, жалко, но... Не без моего участия этот самый Андрей был отлучен от каталога «Марки¬зы». Отныне ему предстояло знакомиться через диспетчера, а в обя¬занности последнего входит преду¬преждать потенциальных избранниц о причудах юноши.
В общем похвастаться было нечем. Три звонка, две встречи, результат – нулевой. И не то, чтобы я уж очень капризничала, просто не везло, и все тут.
И очередной звонок не принес никаких приятных сюрпризов, впро¬чем, как и встреча. Опять инженер за пятьдесят, еще не разведенный, но уже к этому готовый, опять полу¬торачасовая прогулка по осенней Москве, причем даже банана мне не предложили. Зато я узнала массу по¬лезных вещей: чем лучше всего от¬мывать линолеум в кухне, как зама¬чивать белье, где выгоднее покупать продукты. Заодно обогатилась све¬дениями из детства, юности и моло¬дости моего собеседника, узнала о всех женщинах, с которыми он имел дело на протяжении жизни. Мои робкие попытки перевести разговор на что-нибудь менее интимное успе¬ха не имели, потому что упоминание о книгах, фильмах или о чем-то еще в этом роде вызывало только одну реакцию:
-Ох, как же мне повезло! Нако¬нец-то я встретил женщину своего уровня! Мне как раз такая и нужна.
Этим, скажу по правде, заинтри¬говал он меня до предела. Мне ино¬гда приходит в голову, что друзья и знакомые несколько завышают планку моего интеллекта и выдают свое желаемое за мое действитель¬ное. Обычно это бывает, когда не удается статья, не вытанцовывается интервью или компьютер начинает вести себя не так, как мне нужно, а так, как ему хочется. Тогда я сильно сомневаюсь в своей умственной пол¬ноценности. Но мне никогда и в го¬лову не приходило, какой уровень развития на самом деле является моим. Василий Иванович просто от¬крыл мне глаза: мы оба принадле¬жали к категории одноклеточных. Инфузории-туфельки.
Раздавленная ощущением собст¬венного ничтожества, я согласилась зайти на чашку чая, благо гуляли мы неподалеку от дома Василия, а его супруга пребывала в гостях у мамы в деревне. Василий был прям и неза¬мысловат как телеграфный столб и никакой опасности от него ожидать не приходилось.
Я не ошиблась, мы действитель¬но пили чай. Происходило это в сте¬рильно чистой кухне, причем я до¬вольно быстро поняла, что чистоту здесь блюдет отнюдь не хозяйка: в ее адрес было отпущено немало яз¬вительных замечаний. Я тоже люб¬лю порядок, но, согласитесь, когда у гостьи из-под рук забирают пустую розетку и тут же эту розетку моют, вытирают и ставят на место в шкаф¬чик - в этом есть что-то неуловимое. Любая упавшая на стол крошка не¬медленно сметалась в мусорное вед¬ро, любая капля уничтожалась как классовый враг. Мне определенно везло на маньяков.
Повторив в двадцать пятый раз, что я - именно та женщина, которая полностью соответствует его запро¬сам, Василий объявил, что нам надо пожениться. Чем скорее, тем луч¬ше. У жены есть своя квартира, пусть в нее и выметается после раз¬вода, а мы с ним будем тут жить. Мою же квартиру - сдавать, потому что она ближе к центру, а значит - дороже. При умелом ведении хозяй¬ства и здоровой экономии до пенсии можно сколотить капиталец.
Я непрактична и не умею эконо¬мить. Я не хочу думать о пенсии - до нее еще надо дожить. Я не хочу сда¬вать свою квартиру ни при какой по¬годе и ни за какие деньги: она не блещет стерильностью, она малень¬кая, но в ней - частичка моей души, любовно вложенная за годы. И, на¬конец, я не могу жить в квартире, где нет ни единой книги, ни одной пластинки или магнитофонной кас¬сеты, а главное место занимает телевизор. Господи, что это я? Я ведь и замуж не собираюсь...
Думаю, нет смысла подробно распространяться о том, почему и это свидание не имело ни последствий, ни продолжения.
Звонить диспетчеру мне уже бы¬ло совестно. Но она позвонила са¬ма. И снова не отругала меня за привередливость, а предложила оче¬редного кандидата. Александр. Сорок пять лет. Разведен. Бизнесмен.
Сказать, что последнее меня по¬радовало, не могу. Мнение о наших доморощенных бизнесменах у меня сложилось давно и прочно, причем не самое блестящее. А те, кто мог бы представлять для меня интерес в плане собеседника - Константин Бо¬ровой, например, или Владимир Брынцалов - в брачные агентов почему-то не обращаются. Но все остальное было вполне приемлемо, кроме того, что этот самый Александр позвонил где-то в половине двенадцатого ночи и сообщил мне на автоответчик, что я могу связать¬ся с ним в любой день по такому-то телефону... с одиннадцати вечера до часу ночи. То есть тогда, когда я поч¬ти всегда уже сплю. Ну уж если не везет, то не везет во всем. Я, прав¬да, не жаворонок, зато люблю по¬спать. И заваливаюсь в постель сра¬зу после десяти вечера.
Так бы и не встретились мы с Александром, если бы не вмешал¬ся случай. Спустя несколько дней после звонка на автоответчик я имела глупость выпить в гостях па¬ру чашек кофе - а дело было во второй половине дня. В половине двенадцатого, поняв, что заснуть удастся не скоро, я решила скра¬сить себе ожидание и позвонила этому самому бизнесмену.   
Некоторая скованность, свойст¬венная началу разговора двух совер¬шенно незнакомых друг другу людей, была, как ни странно, довольно бы¬стро преодолена. Обнаружилось, что мы с моим невидимым собеседни¬ком при старом режиме принадле¬жали к одной и той же категории людей, которых иногда называют просто и незамысловато - «кухонная интеллигенция». Для тех, кто забыл, что это такое или просто не знает, поясняю: не слишком высоко опла¬чиваемые и без всяких привилегий пролетарии умственного труда, кото¬рые отвадили душу в бесконечном трепе на чьей-нибудь кухне. Говори¬ли о последних литературных новин¬ках, западных кинофильмах и мнени¬ях относительно него. В результате образуется специфический и неис¬требимый менталитет, причем его носители определяют себе подобных мгновенно. Своего рода - печать кастовой принадлежности.
И вот эта самая печать обнару¬жилась у Александра, точнее, уже Саши. А бизнесмен... Некоторые представители «кухонной интелли¬генции» умели не только молоть язы¬ком, а сверх того обладали и дело¬вой смекалкой и соответствующей хваткой. Просто тогда оба этих каче¬ства было негде применить, не опа¬саясь вступить в конфликт с зако¬ном. Времена изменились - и быв¬ший физик-теоретик стал достаточ¬но удачливым бизнесменом, только и всего. Совладельцем небольшой частной фирмы, владельцем неболь¬шой двухкомнатной квартиры и «Жигулей» последней модели. Так что возникший в моем воображении образ крутого мужика в малиновом пиджаке, с сотовым телефоном в нагрудном кармане и пудовой золо¬той цепью на шее бесследно исчез.
- Вы извините, что я обозначил такое позднее время для звонка, - сказал мне Саша, - но у меня сейчас болеет сын и я езжу к нему каждый вечер. Вообще-то после развода с женой я провожу с парнем один день в неделю, но при таких обстоятельствах... Сами понимаете.
Я-то понимала, но, честно гово¬ря, первый раз столкнулась с таким явлением: разведенный молодой му¬жик бросает все дела и мчится каж¬дый вечер посидеть пару часов с больным ребенком. Снимаю шляпу и воздерживаюсь от дальнейших комментариев, чтобы не сглазить это почти реликтовое явление: порядоч¬ного человека.
Мы проболтали часа полтора - пу¬стяк для людей, привыкших к много¬часовому и преимущественно ночно¬му трепу - и в результате решили, что в ближайшую пятницу, наименее на¬пряженный для нас обоих день, Саша заедет за мной часов в пять, мы где-нибудь посидим и часок поболтаем, а потом он вернет меня, откуда взял, и поедет к сыну. Меня такая програм¬ма вполне устраивала.
Встречу назначили на углу возле моего дома. Посему Саша задал мне закономерный вопрос: а как он ме¬ня узнает? Почему-то я почувствова¬ла, что мое чувство юмора в данной ситуации будет воспринято адекват¬но и заявила:
-Как только заметите стройную, элегантную и красивую женщину в черном берете - смело подходите, это могу быть только я.
Берет был мною добавлен исклю¬чительно с целью иметь хоть одну конкретную деталь для опознания моей персоны.
-Ну по таким приметам я вас сразу узнаю, - рассмеялся Саша. - Не так много в Москве женщин, од¬новременно стройных, элегантных и красивых, да еще в черном берете.
С юмором у мужика все было яв¬но в порядке.
-Вы удивительно точно себя опи¬сали, Майя, - заметил он, когда я в назначенный день и час уселась ря¬дом с ним на переднем сидении бе¬лых «Жигулей». - Я бы вас сразу уз¬нал даже без берета.
Берет мне, собственно говоря, был нужен только для страховки, по¬тому что в Москве кипело бабье ле¬то и никакие головные уборы не тре¬бовались. Поэтому я с удовольстви¬ем сунула свой опознавательный знак в карман плаща и почувствова¬ла себя совсем комфортно.
На сей раз меня не спрашивали, какое кафе я предпочитаю. Саша поехал в хорошо известный ему не¬большой итальянский ресторанчик, где я первый раз в жизни попробо¬вала настоящие спагетти и «почувст¬вовала разницу» между ними и род¬ными макаронами. Саша не пил - за рулем! - а мне заказал бокал бе¬лого легкого вина. И мы провели время совершенно замечательно, поскольку разговор ни разу не пере¬шел ни на личные проблемы, ни на возможность ному-то у кого-то пере¬ночевать, ни на брачные сюжеты. Было полное впечатление того, что я встретилась со своим однокурсни¬ком, с которым давно не виделась, а сегодня случайно столкнулась на улице и вот теперь сидим, болта¬ем, вспоминаем старые добрые вре¬мена.
Даже то, что при расставании мы вполне традиционно обещали «созвониться», настроение не ис¬портило. Возможно, он и позвонит, буду только рада. Я же звонить не собиралась - не столько из суеверия или соображений девичьей гордо¬сти, сколько из приобретенного с го¬дами фатализма: что будет, то и про¬изойдет, не надо подталкивать судь¬бу в спину.
А потом жизнь закрутила, повсе¬дневные заботы достали, подверну¬лась интересная командировка, еще одна... Да и материала для очерка накопилось вполне достаточно, мож¬но было сворачивать эксперимент и подводить итоги.
Могу сказать, что попытка устро¬ить свою судьбу через посредников-профессионалов, а не собственны¬ми рунами дилетанта, оказалась до¬статочно успешной. Если бы мне был нужен муж, я бы его обрела доста¬точно быстро. У большинства муж¬чин, с которыми я встречалась, бы¬ло немало достоинств и они не вино¬ваты в том, что нарвались на стерву-журналистку со сложным характе¬ром. Полагаю, что у солидных брач¬ных агентств есть хорошие перспективы на будущее: люди все меньше склонны знакомиться на улице, да¬же самые молодые предпочитают получить хоть какие-то гарантии по¬рядочности будущего спутника или спутницы жизни. Предложение рож¬дается в результате спроса, а спрос на «лучшую половинку» никогда не исчезнет, потому что семья пережи¬вет любой общественный строй и любые катаклизмы, она, семья, жи¬вуча до неприличия. Извините за ба¬нальность.
Если меня что-то и поразило, то это потрясающе высокие требова¬ния, которые предъявляют мужчи¬ны к потенциальной жене. И краса¬вицей она должна быть, и умницей, и отменной хозяйкой, и секс-бомбой, и не старше строго определен¬ного возраста. Хотеть, конечно, не вредно, вредно, как известно, не хотеть, но вертится на языке недвусмысленный вопрос: а сами-то что предложить можете, ребята? Ди¬кие комплексы по той или иной при¬чине одинокого мужика? Лицо и фигуру, далекие от мировых стандартов? Откровенное жлобство? Чувство благодетеля, снизошедше¬го до несчастной одинокой бабы? Нищенскую, извините, зарплату, приправленную очередным набором комплексов? А если попробовать быть скромнее? Нет, похоже, дав¬няя и основательна всеми забытая история брака дочери миллиардера Онассиса с советским инженером без одной ноги прочно впечаталась в мозги нашим мужикам. Только и там дело кончилось достаточно бы¬стрым разводом.             
Женщины менее суетны и более скромны. За редким исключением они трезво оценивают свои внеш¬ность и возможности и не претенду¬ют на гибрид Алена Делона с Рок¬феллером. В общем, предел мечта¬ний заключается в том, чтобы «не пил, не курил и цветы всегда да¬рил». А на практике дамы согласны на то, чтобы цветы дарил не всегда, а хоть два раза в год, чтобы пил - черт с ним! - но знал меру, чтобы даже курил, только на балконе или на кухне. А в совсем-совсем реаль¬ной жизни можно только руками развести, глядя на то, как прекрас¬ные и достойные лучшей участи женщины цепляются за полное ни¬чтожество, потому что смертельно боятся одиночества, невостребованности.
Девочки, да все это, скажу я вам, полная фигня. Это нам внуша¬ют нам наши ненаглядные рыцари, потому что боятся нас потерять, Эта во-первых. А во-вторых, потому, что самый простой и самый удобный способ возвыситься над своей партнершей - это ее унизить. И не надо делать карьеру, зарабатывать день¬ги и повышать свой культурный уро¬вень. Даже бриться каждый день не обязательно, тем более - ботинки чистить. Достаточно регулярно напо¬минать своей спутнице жизни, что она уже не девочка (даже если ей нет еще тридцати), что ноги у нее ко¬роткие, а язык длинный (наоборот было бы приятнее), да уж куда ей, убогой. Что готовит она отвратитель¬но, дом запущен, а спать с ней так же приятно, как с мертвой лоша¬дью. Ну а о том, что она - набитая дура, любимый напоминает не регу¬лярно, а несколько раз в день. Не спасает ни наличие докторской дис¬сертации, ни двадцать восемь та¬лантливо написанных книг, ни изобретение вечного двигателя, ни Но¬белевская премия. Все равно все бабы - дуры, а те, которые умные - вообще круглые дуры. Дивная, неподражаемая, лично мной до дрожи обожаемая мужская логика. Но ведь клюют женщины на этот прими¬тивный крючок-самолов, вот что ин¬тересно!
Я не хочу сказать, что так рассу¬ждают все мужчины. Но - увы! Боль¬шинство, причем большинство ак¬тивно подавляющее. Позволить же себе признать наличие у женщины ума, обаяния и других достоинств может только умный, сильный, самодостаточный мужчина. Личность. Много таких в нашем окружении? То-то и оно.
Но кое в чем виноваты и сами женщины: неправильно относятся к мужчинам. Никто ведь не требует от стиральной машины, чтобы она запекала куриные окорочка, а от ком¬пьютера, чтобы он пылесосил квар¬тиру. Каждый может то, что он мо¬жет, и достаточно наивными выгля¬дят попытки добиться от одного дан¬ного конкретного индивидуума сочетания самых разнообразных способ¬ностей. Если перед вами - велосипед, то и относитесь к нему как к ве¬лосипеду и не ищите рычаг переклю¬чения скоростей или встроенную автомагнитолу. Если вам достался са¬молет, стоит сообразить, что эта штука предназначена для полетов в воздухе, а не для того, чтобы возить продукты на дачный участок по грун¬товой дороге. Вот и все хитрости. Любим мы все-таки создавать себе трудности, чтобы потом доблестно их преодолевать. То ли климат та¬кой, то ли страна, то ли ментали¬тет. ,.
Вы не поверите, но бизнесмен Александр позвонил мне ровно че¬рез месяц после нашей встречи. Извинился за то, что не смог сделать это раньше и предложил поужинать и поболтать где-нибудь в тихом мес¬те, а там видно будет. Против такого варианта я совершенно ничего не имела, к тому же Саша мне понра¬вился, если быть честной.
Пора звонить в «Маркизу», В ее банке данных, похоже, мне больше делать нечего. К тому же всегда можно вернуться: года-то еще не прошло.


Рецензии