Из 2-2, 5 милл. наркоманов 90 процентов героиновые

30 марта в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации начала работу ежегодная международная научно-методическая конференция «Модернизация финансово-экономического образования: содержание, проблемы, перспективы».

В ней принимают участие представители Совета Федерации, министерств и ведомств, Российской Академии наук, ректора вузов страны.
    С докладом на конференции выступил председатель Государственного антинаркотического комитета, директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.
    Он охарактеризовал наркоситуацию в стране. В настоящее время количество наркозависимых, по экспертным данным, составляет примерно 2-2,5 миллиона человек, причем 90 процентов из них употребляется героин. Больше половины - молодые люди до 30 лет, в том числе представители студенчества. По разным оценкам, из почти 7 миллионов российских студентов более двух миллионов человек пробовали наркотики хотя бы раз, что свидетельствует о высокой толерантности студенческой среды к наркотикам.
    Об уровне наркотизации в стране ярко свидетельствуют следующие факты: за прошлый год ликвидировано 6,5 тысячи наркопритонов, пресечена криминальная циркуляция почти 10 тысяч оптовых партий наркотиков, изъяты из оборота 700 миллионов разовых доз, привлечены к уголовной ответственности 120 тысяч наших сограждан. А в судах по наркотикам слушается каждое четвертое дело, - это больше, чем по кражам. Россия стала единственной страной в мире, где количество судебных решений по наркотикам в полтора раза больше, чем соответствующих решений по кражам.
    Последствия наркомании – это не только порядка 30 тысяч умирающих в год, но и несостоявшиеся семьи, неродившиеся дети, исключенные из экономической деятельности люди, причем, и те, которые распространяют наркотики и те, которые от них зависят, наконец, чисто экономический ущерб, включая затраты на пенитенциарную и судебную системы, реализацию полицейских функций и т.д. Совокупные потери общества в денежном выражении составляют 3 процента ВВП - то есть более триллиона рублей в год. Это говорит о масштабе проблемы наркотиков в России, которая давно вышла за пределы компетенции только полицейского ведомства и стала ключевой национальной проблемой.
    Самыми важными факторами данной масштабной проблемы – феноменальный объём наркотиков, производимых в Афганистане, который в сочетании с далеко не оптимальным обеспечением режима границ породил экспансию тяжелых наркотиков, прежде всего, героина.
    С другой стороны, не менее важным является сформировавшийся за последние два десятилетия устойчивый спрос на наркотики. И здесь студенчество, к сожалению, является одной из ведущих категорий.
В настоящее время на утверждении у Президента Российской Федерации России находится проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, которая в ближайшее время вступит в силу и станет основополагающим документом, определяющим совместные действия государства и общества в антинаркотической сфере.
    Виктор Иванов призвал руководителей различного уровня активно включиться в реализацию Стратегии и разработку соответствующих региональных и муниципальных антинаркотических программ в своих регионах. Представляется целесообразным принятие соответствующих программ и на уровне вузов. «Без вашего прямого и творческого участия мы не добьемся коренного перелома в наркоситуации», - сказал директор ФСКН России.
Чтобы успешно победить охватившую страну пандемию наркомании необходимо серьезно пересмотреть и сам подход к понимаю причин наркомании, самой её природы. Вульгарные социологические или экономические объяснения сегодня мало что дают. Наркоманами становятся дети и из бедных, и из зажиточных семей, независимо от профессии и социального положения.
    Известно много примеров трагической судьбы детей успешных и известных людей в сфере политики, культуры и бизнеса. Устоять молодым интеллигентным людям крайне непросто, поскольку на каждого из них давит глобальный наркотрафик с целью превратить его в зомбированный субъект рынка наркотиков.
Все большее число экспертов сходятся в том, что вовлечение в наркопотребление происходит тогда, когда в трудной жизненной ситуации человек оказывается не способен реализовать свой личностный потенциал и в этот момент возникает желание компенсировать невозможность собственной самореализации манипулированием своим сознанием в целях получения суррогатного счастья.
    Реализация личностного потенциала практически невозможна без наличия общественной востребованности личности, дающей возможность превратить имеющий потенциал в капитал и личностный рост. Но это крайне трудно в ситуации, когда произошли серьезные изменения в структуре занятости населения и востребованность молодежи упала в реальных секторах экономики, машиностроении, электронике, фундаментальных науках.
Оставаясь невостребованной обществом и не получая реализации своих талантов и образования, значительная часть молодежи подталкивается к суррогатным формам существования и аномальной активизации своего сознания – и здесь прямой путь к наркотикам.
    Обеспечение же адекватной востребованности и капитализации интеллекта требует серьезного пересмотра социально-экономических подходов и методов, кардинального изменения экономической политики государства.
Так, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Дмитрий Анатольевич Медведев четко определил, что фундаментальной задачей страны является «повышение доли добавленной стоимости, производимой внутри страны».
    Курс на рост добавленной стоимости является основой и антинаркотической политики. Добавленная стоимость создается не только ресурсами или деньгами, а интеллектом и личностью участвующих в трудовой цепочке людей. Именно ДС – это исключительно продукт развития общества, результат приложения интеллектуальных усилий.
Но действующие сегодня экономические условия хозяйственной деятельности преимущественно работают против этого.
Именно разумная трансформация действующих экономических условий в направлении обеспечения равной доходности добывающих и торговых секторов - с высокоинтеллектуальными и высокотехнологическими производствами, во многом обремененными длительными производственными циклами, - позволит реально перейти от слов к делу и обеспечить режим наибольшего благоприятствования умной экономике, как того требует Президент. Следовательно, главная профилактика наркомании лежит в фундаментальной структурной перестройке российской экономики.
    Сырьевая антиинтеллектуальная ориентации нашей экономики вытеснила на социальную периферию значительные сегменты отечественных специалистов, лишив их возможности профессиональной самореализации и сформировав, тем самым, гигантский рынок сбыта наркотиков. Показательно, что Президент РФ в интервью журналу «Шпигель» определил, что «торговля сырьём – это как наркотик», в связи с чем очевидно, что экономика иглы является продолжением экономики трубы.
    Мы должны, к сожалению, констатировать, сказал Виктор Иванов, что Россия сегодня находится фактически в той же ситуации, как и Китай полтора века назад, когда выращиваемый в британской Индии опиум буквально наводнил страну с древней цивилизацией, и китайское население за десяток лет было превращено в гигантский наркорынок и тотальную сеть притонов, что поставило Китай на грань вымирания.
    Опиумная экспансии имела ярко выраженную экономическую подоплеку вхождения на китайские рынки и экономические же последствия, в частности, были вывезены культурные ценности, фарфор, а также все серебряные запасы, накопленные в этой стране за тысячелетия.
    К слову говоря, в результате опиумных войн под британский протекторат ушел на целый век и Гонконг. А это уже вопрос территориальной целостности государства.
    Таким образом, главное направление и суть профилактики по-государственному базируются на становлении своего рода общественного иммунитета к вредным привычкам, включая наркоманию, путем формирования во всех регионах большой страны востребованности личности молодых людей и предоставление им возможности для реализации своего творческого потенциала.
    Здесь было бы ошибочно списывать всё на экономический кризис. И до него уровень расслоения и дифференциации общества по доходам в стране являлся недопустимо высоким, - в 2-3 раза выше, чем в Европейском Сообществе, что, в свою очередь, в сочетании с дефицитом достойной, по определению Международной организации труда, занятости и высоким уровнем бедности стимулирует маргинализацию и криминализацию населения и вовлечение молодежи в употребление наркотиков или в преступный промысел незаконного оборота наркотиков.
    Повсеместным явлением стал низкий уровень жизни трудоспособной молодежи. При этом невысокая заработная плата и определяемый ею уровень жизни объективно обусловлены отнюдь не качеством образования и уровнем квалификации, а, скорее, проблемами отраслевой и региональной занятости.
    Стандартной, к сожалению, ситуацией для российской учащейся молодежи в настоящее время сегодня по-прежнему является отсутствие каких-либо социальных гарантий, в первую очередь трудоустройства – синдром "неопределенности завтрашнего дня". То есть современная система образования не эффективна в таком определяющем показателе как гарантированное трудоустройство выпускников по профильным специальностям.
    Так, обследование только 120 государственных и негосударственных вузов, а также 75 филиалов в Сибирском федеральном округе показало, что по своей непосредственной специальности через три года после окончания вуза работает не более 20 процентов. А вообще безработными осталось более 15 процентов, - это более 3 тысяч молодых специалистов, в обучение которых в течение минимум 5 лет инвестировались существенные денежные средства.
    Но простого трудоустройства недостаточно. Необходимо совместными усилиями создавать в стране систему интенсивного вовлечения молодежи в программы развития, в современную умную экономику, построенную на современном сложноорганизованном труде, требующем уникальных профессиональных характеристик, и обеспечивающей достойную занятость нашей молодежи. Для этого, по сути, необходимо создавать новый технологический уклад.
    Молодежь не идет на материальное производство не из-за тяжести труда, а из-за его недооценки, смещения ценностных ориентиров, и, главное, морального устаревания производств, их принадлежности не только ко вчерашним, но и позавчерашним укладам. В итоге, в ситуации развала станкостроения, доля «живого», «ручного» труда на наших производствах на порядок выше, чем в развитых странах, что, между прочим, приводит к удорожанию продукции в 5 и более раз.
    В свою очередь, это ведет не только к недопустимо низкой производительности труда, но и торможению вовлечения молодежи в современную интеллектуально-технологическую жизнь, утрате чувства сопричастности к соответствующим мировым темпам и стандартам жизни. А если этого нет, то неизбежно стимулируется мотивация дрейфа молодежи в искусственный псевдорай наркомании.
    Поэтому чтобы максимально раскрывать и использовать творческий потенциал молодежи, углублять специализацию крайне важно активно использовать научные общества, творческие лаборатории, венчурные предприятия.
Однако только профилактика не в состоянии обеспечить серьезное снижение уровня вовлеченности высообразованной молодежи в наркопотребление.
    Необходимо научиться оперативно и на самых ранних стадиях выявлять начинающих наркоманов. Наркомания - это крайне опасная болезнь, и лечить её необходимо в интересах личного и общественного здоровья как можно раньше.
В рамках реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 года в настоящее время проводится работа по изменению нормативной правовой базы, касающейся организации ранней диагностики путем более широкого использования диспансеризации и ежегодного медосмотра на условиях сохранения врачебной тайны.
Положительный опыт такой работы уже накоплен рядом вузов Московского региона, республик Башкортостан и Татарстан и других регионов.
    Учитывая актуальность данной проблемы, Виктор Иванов предложил обсудить на заседании Российского союза ректоров необходимость внесения положений о системе ранней диагностики в уставы, правила приёма и правила внутреннего распорядка вузов.
    Также директор ФСКН России считает целесообразным рассмотреть вопрос о введении в штаты вузов необходимого количества специалистов, ответственных за организацию профилактической работы со студентами, в том числе специалистов-психологов, отвечающих за выявление студентов «группы риска» и их последующее психологическое сопровождение.



Рецензии