Экстрасенс

Весь день я провёл,  бродя по проспекту. Нет, я не заходил ни в магазины, ни в кафе, ни к жившим в тех местах друзьям, а просто шёл, куда глядят глаза, ни о чём не думая, ничего не желая. К вечеру, когда зажглись приветливые фонари, я почувствовал, что смертельно устал: и душевно, и физически. Я сел на скамейку в маленьком скверике, на другом конце которой примостилась группа старшеклассников. Они были веселы, о чём-то шептались, беззаботно хохотали.  Вот она юность! Беспечная, бездумная, не знающая, да и не желающая знать, что там ждёт впереди. Я старался не смотреть на них, чтобы не увидеть их будущего.
Будущее любого человека неотступно вставало передо мною, если только я заглядывал в глубину его зрачков. Поверьте, нет ужаснее наказания, чем получить способность узнавать будущее. Потому что, оказывается, большинство людей впереди не ждёт ничего хорошего.
Но тут, прежде чем объяснить вам мои проблемы, мне придётся сделать маленькое отступление. Конечно, чтобы рассказать эту историю во всех подробностях, мне пришлось бы начать с самого детства, но современный читатель не любит излишней малоинформативной описательности, поэтому я перескочу сразу лет 30 моей биографии и начну с того, как однажды мой друг, знакомый с директором цыганского театра, предложил мне работу в этом театре.
Я закончил театральное училище, но успехами похвастаться не мог: сменил несколько театров, и нигде не сыграл сколько-нибудь значительных ролей. А тут меня приглашают на главную роль.
Первым побуждением было отказаться от предложения:
-  Но я ведь  не цыган, и языка не знаю.
-  В этом театре ставят спектакли в основном на русском. Много русской классики. В общем, приходи завтра к главрежу, поговори. А потом будешь думать, как поступить.
В назначенное время я появился в приёмной главного режиссёра. Красивая секретарша среднего возраста встретила меня очень любезно:
- Вам придётся немного подождать. Чтобы скоротать время, я приготовлю вам чай.
Она усадила меня за чайный столик, налила чая и села в кресло напротив. Мы о чём-то заговорили, и вдруг я почувствовал, что она смотрит на меня как-то странно, просто не отрывает от меня глаз.  Я  беспокойно заёрзал в своём кресле, испытывая неловкость и нечто, напоминающее страх:
- Что-то не так? – спросил я, чтобы прервать молчание.
- Вы умеете предсказывать будущее? – то ли вопросительно, то ли утвердительно сказала она,  продолжая меня разглядывать.
Какое-то время я молчал, не зная, как понимать  странные слова секретарши:
- Что вы имеете в виду? Я – актёр, и хотел бы у вас поработать. Не понимаю, при чём тут предсказания будущего?
- Вы не знаете, что у вас редкий дар - предсказателя?
-Я не верю во все эти бредни.
- Это не бредни, уверяю вас. Предсказывали  и гадали во все времена. Предсказания – это раскрытие воли богов.
- Глупости всё это.
- Но ведь  интуицию вы не отрицаете? - улыбалась она. -  Предсказатель наделён тончайшей интуицией. Он гений предчувствия.
«Эти цыганки – непонятные особы – подумал я, чувствуя себя в какой-то западне,  – нет, здесь мне делать нечего.» Я поспешно встал, поблагодарив её за чай, и сказав, что приду в следующий раз, попытался выйти из комнаты.
- Постойте. – Она преградила мне путь. – Я вас напугала?  Но то, что я сказала, правда. Посмотрите мне в зрачки, думайте обо мне и потом расскажете, что вы почувствовали. 
- Извините.   – Я, решительно обойдя навязчивую секретаршу, направился к выходу, и не оборачиваясь, выскочил на улицу.
Чего я испугался?  Конечно, об умении цыганок подчинить человека своей воле распускается множество мифов, но я никогда этому не верил. А тут постыдно сбежал, как будто я не мужчина, а легко внушаемый подросток.
Как-то в детстве я заблудился в небольшом лесочке и никак не мог найти выход.  Мне не было страшно, но почему-то казалось, что всё это происходит не в жизни, а в виртуальном пространстве. И когда я вышел, наконец, на свою тропинку, то ничуть не удивился: ведь иначе и быть не могло.
Такое же чувство владело мною, когда я вернулся в свою  квартиру: никакой цыганки  не было. Просто этот театр мне не подошёл.
Вечером позвонил мой приятель, и я объяснил ему результат моего визита именно такими словами.  Но он почему-то мне не поверил.
- Ладно, - сказал он, - встретимся – поговорим.
Я пару недель уклонялся от этой встречи. А потом мы оба как будто забыли о цыганском театре и моей главной роли.
В тот день у меня что-то произошло с машиной, и она никак не желала заводиться.  Я злился, обзывал её разными словами, копался в моторе – всё тщетно. Взглянув на часы, я с облегчением вздохнул: у меня есть достаточно времени доехать на репетицию на общественном транспорте.  Я уселся в подошедшем троллейбусе  на переднее сидение. Напротив дремала пожилая женщина в маленькой чёрной шляпке. Она мне напомнила мою школьную учительницу, и я бесцеремонно смотрел на неё.  Внезапно женщина проснулась и наши взгляды встретились: у неё были бледноголубые глаза и слегка расширенные чёрные зрачки, которые точно магнитом притягивали мой взгляд. На какие-то секунды мне показалось, что я потерял сознание, но тут же передо мною вновь всплыло её лицо, и я почему-то решил, что она сейчас погибнет. И в то же мгновение чудовищной силы удар отбросил меня в середину салона троллейбуса. Последнее, что я увидел, было мёртвое лицо женщины в шляпке.
Позднее, вспоминая об этой катастрофе, я испытывал острое чувство вины перед погибшей женщиной, точно это я сидел за рулём «мерса», врезавшегося в наш троллейбус.
 И ещё одна мысль не отпускала меня ни на минуту: неужели правда то, что сказала цыганка? Неужели мне дано видеть будущее? Как это может быть? Экстрасенс я, что ли?
Нет нужды объяснять, быть экстрасенсом мне совершенно не улыбалось, и я всеми силами старался убедить себя, что всё случившееся – просто неблагоприятное стечение обстоятельств. Однако, на всякий случай я старался не смотреть слишком заинтересованно в глаза своим знакомым.
До некоторых пор всё шло нормально, я совершенно успокоился, и мне в голову не приходило, что это «нормально» вечно продолжаться не может. Да, я совершенно забылся, и однажды на репетиции загляделся на нашу хорошенькую дебютантку: её тёмные очи влажно мерцали из-под длинных ресниц, она улыбалась очаровательной белозубой улыбкой, и наши глаза соединились. Я получил точно удар тока, и уже не удивлялся тому, что всё, что с нею случится в будущем, мне в то же мгновение стало известно: она выйдет за меня замуж, потом мы разведёмся, она снова выйдет замуж, у неё будет двое детей. Умрёт в преклонном возрасте.
«Нет, я никогда на ней не женюсь, - думал я, когда сцена с нашим участием закончилась. – И этим докажу себе, что никакой я не предсказатель. Просто надо подлечить нервы».
Сначала всё шло, как нельзя лучше.  Кира (так звали дебютантку) не проявляла ко мне особенного интереса, и я старался не спровоцировать её на какую-нибудь интимность: не приглашал вместе пообедать, не вёл с ней приватных разговоров.
Но однажды кому-то из труппы взбрело в голову устроить вечеринку по случаю предстоящего разбора новой пьесы, которую наш главный предложил поставить в новом  сезоне. Наверное, некоторым актёрам казалось, что на весёлой вечеринке легче будет выторговать понравившуюся роль. Так вот, на этой самой вечеринке, я, совершенно забыв об опасности, так сблизился с Кирой, что она попросила меня отвезти её домой, а потом пригласила к себе в квартиру, выпить кофе.
Через пару недель мы уже жили вместе  и чувствовали себя бесконечно счастливыми. О своих мистических проблемах я совершенно забыл: Кира принадлежала мне, всё остальное не имело значения.
Прошло около года, и как-то вечером, когда я читал новую пьесу, где мне, наконец, предложили главную роль, Кира подошла ко мне, села на колени, поцеловала  и нежно промурлыкала:
- Милый, давай поженимся. Мне хочется, чтобы у нас была настоящая семья, дети…
Я вздрогнул от неожиданности:
- Зачем нам жениться? Разве это обязательно? –произнёс я, не отдавая себе отчёта в том, как двусмысленно звучит эта фраза.
Она явно не ожидала такой реакции, надула губки и вышла из комнаты. Я кинулся за ней. Призвав на помощь всё своё красноречие, я стал доказывать, что сейчас не время, что нужно подождать, что я вообще противник всяких регистраций, потому что любовь боится  бюрократических формальностей. Но всё напрасно. Она обиделась, закрылась в спальне, и я явственно услышал её всхлипывания.
Это была наша первая ссора, которая показала:  мою любимую, если что ей втемяшится в голову, переубедить невозможно. И я сдался. Мы зарегистрировали наш брак, организовали буйную свадьбу, и я старался не думать о том, что сделал первый шаг к нашему расставанию.
Года два  прошли благополучно. Я внушал себе, что мы никогда не расстанемся, ведь всё зависит от нас самих, а не от каких-то потусторонних сил. Я почти поверил в это, потому что ничто не предвещало, что Кира может меня разлюбить. Первый неприятный звоночек прозвенел, когда я его совсем не ожидал. Заболела актриса, которая должна была выехать с труппой за рубеж, и её, по решению режиссёра, заменила Кира. Так мы впервые расстались на долгий месяц.
Спектакль прошёл с большим успехом, о Кире и её партнёре Иване Любимове писали все газеты, снимали на телевидении, и когда в новостях я увидел их, счастливых, бросающих друг на друга влюблённые взгляды, я понял, что должен приложить все усилия, чтобы не допустить перерастания этой влюблённости во что-то серьёзное.
Но чем я мог её так заинтересовать, чтобы она забыла сладкие минуты славы, которые пережила вместе с Иваном. И тогда мне пришла в голову идиотская мысль поделиться с ней, какой я необыкновенный человек, что я умею предсказывать будущее.
Я долго откладывал  разговор, и здравый смысл мне подсказывал, что этого делать нельзя ни в коем случае, но однажды, когда Кира с горящими глазами вновь и вновь принялась рассказывать, как тепло их принимала заграничная публика, и какой прекрасный партнёр Ваня Любимов, я не выдержал:
- Ты что влюбилась в него?
- Причём тут личные чувства, - взъярилась она. – Я говорю о работе!
- Вижу, что попал в яблочко. Влюбилась! Но знай, что на тебе он не женится. У него будет другая жена.  Так что береги то, что у тебя есть!
- Не понимаю, что ты от меня хочешь? Разве я тебе говорила, что собираюсь за него замуж? Но было бы тебе известно, что если  только я захочу, он пойдёт за мной хоть на край света!
Я расхохотался. ( Готовясь к этому разговору я заглянул Ивану в глаза и узнал, что он женится на Рите Крутых):
- Нет, дорогая, ошибаешься. На край света он пойдёт не за тобой.
- Что это с тобой? Говоришь так, как будто что-то знаешь… Давай, договаривай, что тебе напели наши сплетницы.
Она выскочила из-за стола, едва не опрокинув чашку с чаем, и подбежала ко мне:
- Олег! – почему ты это сказал? Что ты знаешь об Иване? – она обвила руками мою шею, прижалась губами к моей щеке. – Скажи мне. Мне просто любопытно. Я ни разу не видела его ни с одной девушкой.
И я, как последний дурак, рассказал ей, какую страшную тайну о моих мистических способностях открыла мне цыганка.
- Ты шутишь?  Но все эти предсказания – обыкновенное мошенничество! И ты веришь этим бредням? Вот уж не ожидала от тебя такой наивности.
- Не хочешь – не верь, - пожал я плечами.
- Ну и на ком он женится? – ластилась Кира.
- На Рите Крутых.
- Какая глупость, - заметила она небрежно. Встала  и вернулась на своё место.  Больше ни о чём меня не спросила.
С этого дня наши отношения изменились. Ни по одному вопросу у нас не было единомыслия. Мы ссорились по пустякам, в театре, встречаясь друг с другом в длинных полутёмных коридорах, мы делали вид, что не замечаем друг друга. Зато все актёры нашей  труппы посматривали на меня с любопытством, видимо, понимая, что наша семья переживает тяжёлый кризис. Я знал, что примирение невозможно и ждал, когда же наступит развязка.
Этим вечером, когда я уже собирался отправиться домой, меня пригласил к себе  наш главреж. Недоумевая, зачем я ему вдруг понадобился, я зашёл в его кабинет и остановился на пороге. Главреж был не один.  В кресле вальяжно раскинувшись, сидел представительный незнакомый мужчина, поглядывающий на меня с неподдельным интересом.
- Проходи, Олег, присаживайся, - приветливо улыбался главреж, - познакомься, это сотрудник фирмы «Ф-н», Роман Борисович Березняк, мой друг.
Роман Борисович встал и крепко пожал мне руку, прибавив, что очень рад знакомству.
Я сел в кресло напротив моего нового знакомого, всё ещё не понимая, зачем я понадобился этим господам. Некоторое время длилось молчание, как будто никто из присутствующих не хотел начинать первым. Наконец, главреж сказал:
- Олег, до меня дошли слухи, что ты замечательный экстрасенс. И Роман Борисович ищет именно такого человека.
- Да, Олег, - с готовностью подхватил Роман Борисович, - наша фирма занимается выполнением различных весьма деликатных поручений от высокопоставленных особ, и нам очень нехватает именно экстрасенса. Мы хотели бы с вами сотрудничать. Ваша работа будет щедро оплачена.
Я сидел, словно поражённый громом. Кира…  Она разболтала всем… Впрочем, разве найдётся женщина, на молчание которой можно было бы положиться?
- Что же вы молчите? Понимаю, моё предложение для вас неожиданное. Наверное, вы хотели бы подумать?
- Да, - пробормотал я. -  Мне нужно подумать.
- Хорошо. Вот моя визитка. Мы созвонимся дня через три. Вас устроит такой срок?
- Да. Я позвоню, - сказал я, поспешно прощаясь.
- Странный какой-то, - услышал я, закрывая дверь кабинета, голос моего нового работодателя.
Не желая ни с кем встречаться, особенно с Кирой, я быстро оделся, сел в свой форд и поехал в центр города. Там я оставил машину на стоянке, отправившись колесить по проспекту, не зная, что мне предпринять, на что решиться.
И вот я сижу на скамье в маленьком скверике, разбитый, с лихорадочной душой, истерзанной свалившимся на меня абсурдом.  Рядом шушукаются и смеются старшеклассники. А я даже не могу сообразить, прав ли я, придавая такую важность тому, что произошло.
Наконец, я принимаю решение: домой я больше не вернусь. И в театр – тоже. Я не хочу напяливать на себя маску  "предсказателя – экстрасенса», я хочу остаться собой.  Но в моём городе это уже невозможно.  Значит, нужно уехать. Уехать навсегда. И прямо сейчас. Начать новую жизнь. Денег на моей кредитке не так уж много. Но на первое время вполне хватит.
Первое, что я сделал - снял в недорогой гостинице маленький убогий номер, чтобы отдышаться, не торопясь всё обдумать. Заказал в номер ужин, принял горячий душ, и, завернувшись в махровый халат, с наслаждением жевал котлету с макаронами. И думал, думал, думал. Куда ехать? Где искать работу? И почему, чёрт побери, я могу предсказать будущее любому человеку,  о себе же не знаю ничего.
А впрочем…
Я вскакиваю с дивана,  включаю свет в ванной, подхожу к зеркалу и погружаю свой взгляд в глаза своего отражения.  Мы напряжённо смотрим в глаза друг другу. На какое-то мгновение свет в ванной меркнет, чтобы тотчас загореться вновь. Но я уже не смотрю на своё отражение, потому что о себе  знаю всё.
Набираю номер телефона аэропорта и заказываю билет на ближайший рейс в Хабаровск. Набираю номер директора  Хабаровского театра драмы и договариваюсь о работе и о временном жилье.  Прошу, чтобы кто-нибудь из работников театра встретил меня в аэропорту, поскольку я в этом городе впервые.
Ну, всё…Я сделал первый шаг в мою новую жизнь.  Жребий брошен! Впереди – terra incognita. Я сжигаю за собой корабли.


Рецензии
Почему так трудно после маститых писателей, родной уже классики (отечественной или зарубежной), переходить на современников, братьев и сестёр по литературному цеху?
Очень мало по-настоящему качественной прозы. Не цепляет, не берет за душу, не увлекает, заставляя погружаться в чужую жизнь, эмоции, которые в настоящем художественном произведении всегда сливаются с твоими собственными.

Галина, спасибо большое за ваш рассказ. Он увлек с первых строчек.
С уважением, Георгий Коротков

Георгий Коротков 777   14.07.2021 14:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Георгий! Очень рада, что рассказ Вам понравился.
С теплом,

Галина Романовская   15.07.2021 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.