Как мы урожай делили

     Было это ещё в семидесятые годы, когда в садах алели маки, а о наркоманах, в наших краях никто и слыхом не слыхивал. Я в эту пору была молодым садоводом и сеяла на грядках всего понемножку. "А вдруг
  что путное, да вырастет, - думалось мне. - Поднаберусь опыта, так сказать, своими руками всё попробую, а там поглядим. Чтоб ни выросло -  зима приберёт".
      Вначале августа низенький ранний горошек как-то враз пожелтел и
  полёг. "Наверное, пора собирать", - решила я и, выдергав его с корешками,
  перенесла охапками в тенёк. Присев на завалинку, начала шелушить подсохшие стручки в зелёненькое детское ведёрко.
     Осматривая каждый стебелёк, заметила, что кое-где стручки пустые.
  Недоумевая и раздумывая: куда же делся горошек? Краем глаза заметила
  на опустевшей грядке полосатенького зверька, стоящего столбиком
  на задних лапках. Приостановив работу и замерев, рассматривала его
  с добродушным любопытством. Он же, осмотревшись и не почуяв для себя
  никакой опасности, засуетился, подбирая за щеку упавшие горошины.
     Изредка поглядывая на него, я опять начала шелушить стручки. Зверёк
  всё ближе подходил к крайней охапке, то делая короткие перебежки, то
  на мгновение замирая и прислушиваясь. "Что же он будет делать дальше?"
  - улыбаясь, наблюдала я за забавным пушистым гостем. А он, осмелев, взобрался на крайнюю кучку и деловито и сноровисто стал набивать мешочки за щекой. Маленький воришка, похрустывая сухими стручками и покачивая хвостиком, на меня и вовсе не обращал внимания.
     - Ну, ты неплохо устроился! Когда я садила грядку, полола, поливала
  её, так тебя не было. А как урожай собирать - ты тут как тут! И не
  стыдно тебе? - журила его.
     Он, прислушиваясь к моему говору, поднимался на задние лапки, окидывал меня быстрым взглядом черных бусинок-глаз и опять принимался
  шелушить горох.
     - С кем это ты разговариваешь? - спросила меня старушка-соседка,
  остановившись на тропинке, которая служила межой между огородами.
     - Да вот, помощничка мне Бог послал. Помогает горох шелушить, -
  пошутила я.
     - Бурундучок, что ли?- приложив козырьком руку ко лбу, переспросила
  соседка. - Он вчерась и мне помогал. Шустрый малый. Благо, что один,
  а то б и без меня управились. Ишь, как хлопочет, чисто заведенный.
     Зверёк то убегал куда-то, то опять появлялся. Мне никак не удавалось проследить: куда же он относит зёрна. Исчезал и появлялся он
  неожиданно. Попискивал, будто просил прощения, что без разрешения подбирает горошек, и, пошуршав гороховой ботвой, исчезал. "Фюр-фюр!" -
  уже в другом месте виднелась его полосатенькая спинка.
     - Да ладно уж, не извиняйся. Поделюсь с тобой урожаем. Зимой, поди,
  не сладко голодному. Не объешь. Много ли тебе надо... Ты ж вон какой
  маленький, - в полголоса успокаивала я его.
     Закончив работу, ушла в дом, а бурундучок ещё долго копошился на том
  месте, подбирая обронённые зёрнышки. Застрекотала севшая на забор
  сорока. Зверёк испуганно пискнул и убежал. Вечерело. Торопясь на
  автобусную остановку, закрывая калитку, окидывая беглым взором огород, я невольно подумала: "Не захотел со мной проститься..."
     Второй раз в этом году, встретилась с бурундучком уже в середине
  сентября. Дети собирали упавшие яблоки, а я обрезала выкопанную
  и подсыхающую морковь. На опустевших грядках торчали серенькие, словно поседевшие маковки и безлистые засохшие бодылки укропа.
     - Белочка! Белочка! Смотри, белочка к нам пришла! - топая пухленькими ножками и теребя брата за рукав, радостно воскликнул Юрочка.
     - Это не белочка! - возразил старший сын. Но, как назвать полосатенького зверька, взобравшегося на наклонившейся маков стебель, он не знал.
     Чтоб не вспугнуть бурундучка и дать возможность вдоволь налюбоваться им, я предложила детям понаблюдать за ним из-за тюлевой оконной
  занавески. Гуськом, на цыпочках, они поспешили на веранду. Я же, сидя
  на низенькой скамеечке, продолжала обрезку. Светло-коричневый, с темными полосками зверёк, подгрызал стебелёк мака, а когда тот наклонялся
  и из-под плоской шляпки тоненькой струйкой сыпались зёрнышки,
  подставлял открытый рот. Откинув занавеску за спину, расплющив о стекло носы, дети во все глаза глядели на него. "Не усидеть им там долго.
  Захотят подойти поближе", - подумалось мне.
     Так и случилось. Дети тихонечко выглянули из-за двери. Бурундучок,
  занятый своим делом, не обращал на них внимания. Потоптавшись на пороге,
  малыши чинно расселись на крылечке и начали щелкать молодые семечки,
  сплевывая скорлупки прямо на ступеньки. Заметив это безобразие, я недовольно
  покачала головой, но, боясь вспугнуть зверька, промолчала.
     Бурундучок же так освоился, что только лишь уступал мне дорогу,
  отбегая на несколько шагов, будто не я, а он хозяин этих грядок.
  Дети похохатывали над ним, предлагая увезти в город. Но потом передумали, справедливо рассудив, что в клетке ему будет скучно.
     Солнце подкрасило тучки на горизонте, готовясь уйти на покой.
     - Пора и нам, дети, собираться домой, - сказала я устало, садясь рядом с ними на крыльцо.
     - Не-е-ет, мы тут останемся ночевать. Завтра уедем домой, - запротестовали они в два голоса.
     Поразмыслив, пришлось с ними согласиться. Вечер был
  тихий и тёплый. "Как знать, может, и не придётся вот так посидеть на солнышке в этом году", - решила я.
     Неожиданно, поднырнув под калитку, в наш двор забежал поросёнок.
  Взбрыкивая и повизгивая, он опрометью перебежал наискосок огород
  и скрылся в соседских смородиновых кустах. Залаяла вислоухая собачонка у соседей напротив. Дети повскакивали на ноги, готовые ринуться
  ловить поросёнка. По всей нашей тихой улице поднялся переполох:
  кудахтали куры, лаяли собаки, перекликались соседи. Только когда закатилось солнышко, все как-то успокоились, готовясь ко сну.
     - Свинюшку словили?- спросил Юрочка.
     - Уже, наверное, кушает она из корытца. И бурундучок тоже ушёл спать.
  Давайте, друзья, мойте руки, будем ужинать, и спать, - поднимаясь, поторопила детей.
     Утром мы проснулись от дробного постукивания тяжёлых капель о
  крышу дома. Вставать не хотелось. Погода испортилась.
     - Уже лето кончилось? - переспросил Гриша.
     - Наверное... Как же мы под дождём домой пойдём? - обеспокоилась я.
     - А мы оденемся тепло и быстренько, быстренько побежим на остановку, - затараторил Юрочка.
     Но "быстренько" не получалось. Вязкая глина цеплялась к подошвам
  сандалий, холодная роса обжигала ноги, а дождь монотонно сеялся из
  низко нависших туч.
     - Бурундучок спрятался в норку? - оглядываясь, спросил Гриша.
     - Ему там тепло-о-о... - захныкал младшенький.
     - Скорей, скорей, ребятки! Автобус подходит, - поторопила я их.
     Зимой не раз рисовали мальчики полосатеньких зверьков, но в сад
  к нам следующим летом, он больше не приходил. И только в этом году, спустя два десятка лет, встретился мне, наверное, правнук того шустрого зверька. Поднявшись на задние лапки, он столбиком стоял у края  дороги. Потом пискнул и скрылся в густой траве.
     - Приходи, дружок! Порадуй внучат! - радуясь встрече, пригласила его,
  крикнув вдогонку. "Он-то придет, а внучата не больно-то хотят в сад
  идти... А может, все-таки придут?" - с надеждой подумала я и поспешила
  тропинкой к своей калитке.

                21 августа  2001г
 


Рецензии
Вот ребятам была забава.

Наталья Коген   25.03.2012 21:27     Заявить о нарушении
До сих пор помнят... А сколько у нас дома всяких хомячков... перебывало! Пока на кошке не остановились...

Анна Боднарук   26.03.2012 05:22   Заявить о нарушении