На компьютерной игле - 1

НА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГЛЕ
(проблема)

1. Убийство в игровом зале

Некоторое время назад в Евпатории произошло потрясшее город дикое бессмысленностью убийство маркера (оператора) зала игровых автоматов. Если о картежниках, поклонниках рулетки и прочих азартных увлечений написано немало, в том числе классиками, то опасность «одноруких бандитов» известно еще недостаточно. С помощью знающих людей попытаемся понять истоки компьютерной заразы, реконструировав тот трагический вечер. Как же оно было (или могло быть)?

Опустевший после дневной суматохи зал игровых автоматов начал наполняться новыми посетителями, ночные – ибо раньше следующего утра редко кто из них покинет своего железного друга-соперника. Одним из первых вошел парень лет двадцати. «Явный дилетант, страстно мечтающий выиграть», - отметил про себя Александр. Хотя выиграть – он в этом неплохо разбирался – просто невозможно. Технически. В картах есть шанс сжульничать, что-то зависит от опыта, ума, ловкости рук... В поединке с бездушной машиной от человека не зависит ничего. В автомат заложен чип, некая программа, где как на магнитофонной кассете записано, сколько и на какой минуте он должен выдать играющему денег (в два-три раза меньше полученного). Так что тот, кто сел у компьютера после чьего-то выигрыша, непременно проиграет. Тому парню маркер честно сказал: в машину до него вложили 200 гривен. Он обрадовался: вероятность хоть что-то получить больше. После первой полусотни впал в состояние эйфории, дикого азарта, стремясь – еще и еще. И пошел проигрыш, один за другим. За долгие годы Александр не раз видел людей, что за ночь «просаживали» 4-5 тысяч долларов. Не предел – можно потерять автомобиль, а то и два.
Час спустя парня разыскала подруга. И не узнала его. «Саша, что с тобой? - услышал маркер женский шепот. – У тебя сумасшедшие глаза, бледное лицо, неопрятный вид, ты с таким остервенением колотишь кнопками, что руки в крови!»
Как в полусне тот поднимает голову, с недоумением обнаруживает красные пятна на клавишах монитора. И снова бросается колотить, свирепо вглядываясь в экран. Не сумев увлечь и отвлечь, девушка ушла с обиженным лицом, а Саша все играл и играл. И, конечно, проиграл. Когда маклер снова взглянул в ту сторону, в темноте зала его встретил взгляд не человека – агрессивного зомби со злобной сатанинской улыбкой, похожий на звериный оскал. Не осознавая, что железо не уговоришь, не упросишь, игрок шептал умоляюще: «Ну дай пятерку бубновую, дай вольта... Ну дай пробить эту «бочку», я возьму ее и уйду...»
Почти стыдливо Александр отворачивается – и видит женщину. Ей, наверное, уже под семьдесят. Ольга Петровна – особо редкий по колоритности антиквариат в его коллекции загубленных человеческих душ. Сколько раз, уважая возраст, старался отговорить ее от игры – бесполезно. Впервые зайдя в этот зал примерно год назад, она поставила 50 гривен нажала наобум на две кнопки – и автомат выдал ей 600 гривен. Выигрыш – 550! Возник азарт, замешанный на заурядной жадности. С тех пор приходит почти каждый вечер, оставляя по 100-200 гривен, уже машину дочери проигрывает. Никак не поймет: кто сел играть, уже проиграл...
А что же у того приятеля? Судя по разочарованной физиономии, заготовленные деньги явно у него кончаются. А отыграться-то хочется... Встает, подходит к маклеру со словами: «Никого за этот автомат не сажай, чтобы мой выигрыш не отдал. Пойду деньги искать...» Александр молча кивнул.
Не случайно он стал здесь работать. В молодости увлекался картами, в новую техническую эпоху переключился на компьютеры. Играл сутками, уже не ради денег (за вечер спускал сотни долларов) – ради ощущения азарта борьбы, сладкого чувства риска. Нет, никакого удовольствия. Это состояние трудно описать – будто за спиной сидит злой бес, толкающий в омут. Однажды даже видел чертенка – маленького такого, лохматого, противного... Понимал, что сходит с ума, что жизнь губит – а ведь родился для чего-то важного, может, даже великого! Хотелось узнавать новое, читать, творить, любить, сполна изведать подлинные радости.
К тому же не встречал ни одного серьезного игрока, который кончил бы свою жизнь мирно – все умирали от передозировки наркотиков, спивались, мучались от неизбежных семейных скандалов, их убивали. И в всегда в долгах. Огромные выигранные деньги странным образом куда-то исчезали: то, что легко достается, не ценится.
И эта дикая агрессивность играющих! Почти все они ходят с ножами. Еще недавно спокойный, умиротворенный, аккуратно одетый человек через два-три часа игры превращается в взъерошенное свирепое чудище. Нередко проигравший, теряя рассудок, кулаком, а то и палкой, разбивает клавиши, экран дисплея. Не отдает себе отчета в том, что делает. Как-то на глазах Александра к степенному мужчине, только что выигравшему триста гривен, подошел мальчик лет четырех, его сын. «Папа, пойдем домой!» - только и успел сказать. Отец резко разворачивается и ладонью наотмашь бьет собственного ребенка по лицу...
Именно после того Александр – редчайший случай! – сумел остановиться, бросить игру, хотя и согласился «присматривать» за любезными его сердцу машинами. Все более убеждаясь: каждый, кто играет регулярно, находится как бы на компьютерной игле. Надо ли наркоману рассказывать о «прелестях» наркотиков? Так и здесь. Любопытство толкает к первому шагу. А раз выигравший придет сюда снова и снова, и бросить практически невозможно.
Вернулся парень, что за деньгами ходил.
- Автомат тебя ждет. Деньги раздобыл?
- Нет, не удалось... Дай в долг сыграть, завтра верну. Или послезавтра...
- Нельзя. Автоматы не мои, вот-вот хозяин с проверкой явится... – ответил маркер. Больше он ничего произвести не смог. В последнее мгновение увидел округлившиеся горящие яростью глаза, безумное лицо и сверкнувшее лезвие ножа...


Рецензии