Чамскраббер. -Don t ignore me

      Чамскраббер. -Don`t ignore me

      Как бы вам объяснить, что я чувствую, друзья?..
Объяснить доступно, чтобы каждый понял, и все же описать свои ощущения как можно подробнее?..
      Есть одна мыслишка, но…
      Если спросить у наркомана со стажем, куда он отправляется после очередной дозы героина, он ни за что на свете не сможет вам этого объяснить. Он вдруг неожиданно для себя поймет, что просто НЕ ЗНАЕТ этого.
      Он вспомнит пузырящуюся в алюминиевой ложке над свечой суспензию, вспомнит свою перетянутую жгутом руку. Вспомнит комариное брюшко пластикового шприца, наливающееся красным, и фонтанчик розово-мутной жидкости в полумраке.
       И все.
       То, что дальше – за пределами разума и памяти. Неважно, что это такое, но так надо. Так мозг сказал.
        Ну вот, примерно так. Я посмотрел «Чамскраббер».
        Безоговорочно и абсолютно естественно этот фильм вошел в мою коллекцию фильмов-икон, до сих пор состоявшую из «Вечного сияния чистого разума» и «Догвилля». Ну и, наверное, еще "Центрального вокзала" Уолтера Сэллеса.
        Независимый дебют режиссера Эри Позина – это, пожалуй, самое чудесное кино, которое я только видел в своей жизни. Оно волшебно настолько, насколько вообще может быть волшебным кино о проблемах подросткового возраста. Я до сих пор пребываю в шоке, да-да, самом настоящем шоке. Не столько от увиденного, сколько от переполняющих меня эмоций и осознания того, что пять долгих лет я ходил по земле, ИГНОРИРУЯ эту картину. Сей факт действительно шокирует больше всего.
        Мм-м-м, Хиллсайд… Сказка. Самый милый и теплый городок на земле. Он расположен далеко от Догвилля, очень далеко… Дома в Хиллсайде – это цветы, пышные цветы в утробе огромного голубого дельфина. А люди – бабочки в его животе, каждая по-своему прекрасная и немного бестолковая, отрешенная от мирских забот.
        Нормальному человеку здесь не выжить. Хотя… Можно попробовать.
        Когда глухота и слепота – диагноз целого города, живущего обонянием цветущих клумб и негой на солнце, немой крик о помощи превращается в предсмертный хрип. Так появляется Чамскраббер. Не живой, не мертвый. Играющий в боулинг собственной головой. Теперь вы не сможете его ИГНОРИРОВАТЬ.
        Под гипнотическую музыку Джеймса Хорнера (благослови его Господь!) вам покажут вывернутую наизнанку шкуру дельфина. Вам покажут по-настоящему жестокие вещи, однако… Вы не испугаетесь. Вы почувствуете необычайную легкость и радость, вы ощутите, КАК хорошо жить. Вы вдруг поймете, как же вы любите людей. Этих глупых, суматошных, но таких прекрасных бабочек…
         Это как хлебнуть свежего воздуха теплым летним деньком, посреди бескрайнего зеленого поля, как взглянуть на раскинувшиеся от горизонта до горизонта лазурные небеса с плывущими в них ватными облаками...
         Нечто подобное я испытывал лишь при просмотре «Красоты по-американски» Сэма Мендеса и «На игле» Дэнни Бойла. Я бы даже сказал – отдаленно напоминающее. Ни о каких Ларри Кларках не может быть и речи, они – бледная тень на стене.
          «Чамскраббер» - это не поддающееся жанровому определению полотно, шикарное сюрреалистическое полотно всех цветов радуги, постоянно балансирующее на грани трагедии и самой что ни на есть черной, черной как ночь комедии. Единственный раз в жизни после просмотра фильма я не знал, что мне делать – плакать или смеяться. Потому что каждый из его персонажей – и беззвучно кричащая от дикой боли миссис Джонсон (Гленн Клоуз), и самый разумный мэр на планете Земля Майкл Уэббс (Ральф Файнс), и даже систематически забывающая о существовании сына художница-дизайнер Терри Брэтли (Рита Уилсон) – все они бабочки. Чудесные бабочки на благоуханном кусте роз.
         «Чамскраббер» - это едкая и местами горькая сатира. Нет, не на американский уклад жизни, как считают многие, а на САМУ жизнь. Пустую, как голова фарфоровой куколки, легковесную, как пробковое дерево. Бесполезную. Но такую желанную и манящую…
         Посмотрите «Чамскраббер». Крикните хотя бы раз в жизни, хоть в пустоту, но с наслаждением и в полную грудь:
         «Не ИГНОРИРУЙ меня. Я действительно существую!»

©Роман Макарoff                30.03.10г.


Рецензии
Местами это круче, чем "Красота по-американски"... И накрылось медным тазиком идеальное зрение :)))
Гленн Клоуз замечательная!
В конце, правда, совсем захэппиэндили, но дельфинчик впечатлил.
Хороший фильм. Понравился очень.
А вот любви к людям, кстати, не ощутила совсем почему-то... Разве что... ближе к титрам.... :)

Мисс Апчхи   14.04.2010 14:01     Заявить о нарушении
Спаааасибки, солнышко! Твоя рецка - луччий подарок мне на день рождения ;)
Очень рад, что тебе понравилась эта картина. Насчет любви к людям - ну не знаю, я почему-то воспринял посыл режиссера именно так. Конечно, не в последнюю очередь это заслуга хэппи-энда, но ДРУГОЙ концовки я бы просто не принял. В Чамскраббере идеально соблюдена эта грань, она действительно идеальна. Это именно то, что я называю Хэппи-Эндом с большой буквы. В Вечном сиянии это - зыбкое счастье Джоэля и Клементины на фоне разбитых и по-своему переродившихся судеб сотен клиентов "Лакуны"; в Догвилле - избавление Грэйс на фоне гибели целого города, а в Чамскраббере - Спасение Дина и Кристал из болота непонимания, идиотизма и отчуждения, в котором утонул Трой, и не он один. Помнишь - "они спаслись ВМЕСТЕ". Именно благодаря друг другу, а не по отдельности. Будь они одиноки - Дин кончил бы как Трой, а кривая дорожка Кристал завела бы ее слишком далеко - туда, откуда уже нет возврата. Это доказывает необходимость человеческих существ друг в друге, это доказывает, что одиночество - самый страшный недуг любого человека.
Сам по себе фильм - просто фантастический калейдоскоп из аллегорий и намеков; гротескных, философских, библейских и хрестоматийных образов. Он ЦЕЛИКОМ состоит из них!! Я в шоке от того наслаждения, которое получаю при каждом просмотре Чамскраббера. Как бы каждый раз пополняю мозаику все новыми и новыми деталями, собираю кубик Рубика то так, то эдак.
Вот тебе маааленький пример, перед самыми титрами: нарезка из сложившихся и несложившихся судеб Хиллсайда. Чарли отдали на воспитание бате-шерифу. Тот муштрует пацана, Чарли тягает противовес на снаряде, крупный план кобуры с пистолетом и мягкая фокусировка: рукоять пистолета, торчащая из кобуры, и пристальный взгляд Чарли.
...И мы понимаем, что все пережитое не пройдет для него даром. Так зарождается новая, заочно искалеченная судьба. Совсем еще, казалось бы, невинного человека.
Таких малозаметных глазу деталей в фильме тьма, всех не перечислишь. Посему - мой вердикт: одна из лучших кинолент человечества, абсолютный шедевр.
А музыка! Господи, какая музыка... Не смог бы Дж. Хорнер написать лучше, никто бы не смог. Потому что он - Гений. Он просто прочувствовал саму суть Чамскраббера, он понял его от и до. Музыка, которую он написал для Аватара - прекрасна и аналогично прочувствована согласно фильму, но Чамскраббер - лучшая из его работ, вне всякого сомнения.
Самое страшное, что человечество НЕ ХОЧЕТ думать. Именно поэтому Чамскраббер с грохотом провалился и похоронил под собой Позина. Для американской публики это неудивительно - янки по определению падки на зрелища и равнодушны к философским посылам (вспомни хотя бы американскую кассу Бойцовского клуба). Но вот как обьяснить провал в Европе - я просто не знаю. Очевидно, что роковую роль сыграла крайне слабая рекламная поддержка. Но неужели все дело только в ней?.. Не думаю.
Еще раз спасибо за рецку, дорогая ) Цалую

Роман Макаров   14.04.2010 18:30   Заявить о нарушении
Не за что ))) Дополняй текст всем этим. Скоро реально твои обзоры будут лучше самих фильмов! :)
С днем рождения еще раз, дорогой! :))***

Мисс Апчхи   14.04.2010 21:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.