Заснеженная Россия ч. 9

                Заснеженная Россия
 (  Путевые открытки. Одесса – Урал. С небольшими остановками )

Часть 9

Златоуст и его чудо-мастера

   Ну, вот, скоро и нам выходить. Собираем вещи, обмениваясь  шутками, прощаемся с попутчиками. Конечный пункт нашего путешествия по железной дороге - город Златоуст. Для меня это название сказочное,  из самого детства. Как, впрочем, и всё, что скрыто под таким коротким и мощным словом – Урал. Здесь и Данила- мастер, и уральские самоцветы, и горы, набитые всяким полезным добром, и малахитовые колонны и вазы в Эрмитаже, булатные клинки и пушки  для русской армии. А ещё снаряды, танки и самолёты, заводы под открытым небом и станки, за которыми работают уставшие женщины и дети.

    Златоуст не стал пугать нас суровым морозом, а встретил густым снегопадом и красногрудыми снегирями, клюющими за окном крупные икринки рябины. Гурманы, однако. На душе легко и чисто от этой красоты и я тихо порадовался тому, что оказался здесь перед самым Новым годом.
 
   Ещё в Одессе, готовясь к поездке, я собрал досье на Златоуст. Прямо скажу- биография редкая. Если одним словом - город-самородок. Природные богатства, мастеровые люди из Тулы и Нижнего Новгорода, горные инженеры из Петербурга и лучшие немецкие оружейные мастера из Золингена и Клингенталя создали звонкую стальную славу Златоусту. В этом городе были отлиты первые русские стальные пушки и собраны первые советские морские баллистические ракеты. Кстати, потомки немецких мастеров живут в городе и по сей день.

    Со Златоустом связаны судьбы многих выдающихся людей России. Красотами окрестностей наслаждались императоры Александр I и Александр II. Первое сольное выступление Федора Шаляпина состоялось в Златоусте в здании Арсенала. Свой знаменитый вальс "На сопках Манчжурии" Илья Шатров написал здесь.
 
   В этом досье есть поразительные по красоте и мастерству исполнения цветные фотографии Златоуста и его предместий. Сделаны они в 1909 году(!) учёным- химиком, основоположником проекционной цветной фотографии в России С.М.Проскудиным - Горским. Всё изобрёл сам: от реактивов до фотокамеры. Милости просим в Интернет. Есть от чего широко открыть глаза или рот.

   И вот на эту почти виртуальную матрицу стали накладываться отпечатки реальных картин и полученных ощущений. Бросилось в глаза большое количество памятников. Это многочисленные административные и частные постройки конца века, мемориальные сооружения, посвященные событиям гражданской и Великой Отечественной войн. Более половины всех памятников располагается в центральной, самой старой части Златоуста.

   А главная площадь города — место, с которого 250 лет назад, собственно, и начался Златоуст — представляет собой целое ожерелье памятных мест. Дом горного начальника (сейчас музей), построенные в первой половине XIX века здания арсенала и оружейной фабрики, чугунная литая ограда с коваными воротами между зданиями оружейной фабрики и арсенала (т. н. «Бастенькие ворота»),  памятники Павлу Аносову, открывшему тайну булатной стали и основоположнику златоустовской гравюры на стали  Ивану Бушуеву, своеобразный небольшой некрополь в городском сквере — эти памятные места со всех сторон окружают старую площадь, которая, если подходить неформально, давно уже сама стала самой  главной достопримечательностью Златоуста. Памятники прибраны и большей частью хорошо сохранились.

   Всё увиденное, честно говоря, тронуло. Со сменой флага на древке не исчезает и не меняется история страны и народа. А желающих создать стада манкуртов, покромсать и выкорчевать из памяти былое хватает. В Украине, например, во многих городах полностью исчезли названия улиц и памятники советского периода. Временщики вытаскивают из антимиров своих потрёпанных антигероев. С ловкостью карточных шулеров они убеждают биомассу в том, что карта чёрной масти в их растопыренных руках это красная гроздь калины - символ борьбы за свободу нации. Но они не пройдут. Древние говорили: «Помни о прошлом, но живи будущим». Надо помнить и да будем жить.

   Город весь в снегу, люди в предпраздничной суете. У меня преимущество - я гость. Вот в Одессе - да, мне перед поездкой пришлось побегать, закусив удила. На меня, как на ипподроме, можно было даже ставки ставить. А сегодня я нетороплив, гуляю, знакомлюсь с достопримечательностями, общаюсь.

    Первое  впечатление, впрочем, и второе тоже, что градостроительство в Златоусте закончилось лет за десять до миллениума. Исключение, пожалуй, составляет внушительное здание Сбербанка России да изящная, голосистая Башня-Колокольня с часовней Святителя Иоанна Златоуста на Красной Горке. Банк хорош, но люди больше вслушиваются в хруст ассигнаций, нежели обращают внимание на само сооружение. Простим же им эту слабость.

    А вот колокольня - изящное, редкое по красоте творение, созданное местными мастерами четыре года назад всего за 184 дня. Такое можно создать только когда работа с душой в ладу. Экскурсоводы показывают туристам стенд, на котором фотографически зафиксирована ежедневная динамика строительства. Впечатляет. В теле башни есть для отдыха чайная комната, магазинчик с сувенирами. Желающие за символическую плату могут разнести весть о себе, ударив от души в мелодичный колокол. Со смотровой площадки колокольни открывается замечательная панорама городских кварталов, вид на гору Косотур и хребет Таганай. Есть в жизни редкий момент восторга и превосходства перед теми, кто этого не видел. Но кто-то ведь в этой красоте и живёт!
 
    Городская застройка очень разбросана и распадается на несколько частей,  а район машиностроительного завода, или Новый Златоуст, вообще отделен огромным лесным массивом. Из крупных городов Урала Златоуст самый высокогорный. Улицы города расположены на высотах от 400 до 600 м над уровнем моря, следуя рельефу гор. Такой себе тирольский городок на Урале. Правда, запущенный.

     Чтобы увидеть больше пришлось полазить больше. На старых улочках в верхней части города много ветхих домишек, покрытых мхом  и забвением, порой покосившихся и по самые окошки ушедших в землю. Где-то здесь жили и Данила- мастер, и Левша, и сотни безвестных мастеров, создававших славу Златоуста и России. Ушли люди, исчезнут и улицы, по которым они ходили. И построят на их месте безликие панельные дома да несколько бакалейных лавок, лабазов и кабаков. А ведь во многих городах создают музеи архитектуры под открытым небом, куда со всех краёв съезжаются туристы. В Киеве это Пирогово, в Белоруси - Строчицы, Кижи в Карелии, музей- заповедник в Ханты-Мансийске, в Поволжье, в Закарпатье, на Байкале и во многих других местах. В Златоусте я видел уникальное кладбище паровозов. Но ведь его можно сделать музеем. Мастера в городе есть. А пока под открытым небом стоят памятниками только недостроенный роддом да дома-призраки.
 
   Сегодня в городе большой проблемой стал поиск работы, идёт сокращение объёмов производства на предприятиях. На швейной фабрике, видимо, закончились иголки, и она превратилась в торговый центр. Худшие времена, вероятно, переживает и знаменитый на весь мир Златоустовский часовой завод. Даже у Владимира Ильича, который много лет указывал рукой на гордость уральского города, слегка подкосились ноги. Не ожидал, видимо, вождь такого поворота событий.
 
   Были в прошлом году волнения и на металлургическом заводе, который давно лихорадит. В народе идет молва, что его сознательно хотят обанкротить. Много толкового люду ушло с этого гиганта. Открыли свои художественные мастерские, которые выполняют даже правительственные заказы: вооружили шашками президентский полк, занимались отделкой президентского самолёта. В гаражах и сараях многие потомки знаменитых оружейников продолжают держать известную на весь мир марку, придумали даже как дамасскую сталь сделать нержавеющей. Тот же узор порой, что и на восточных саблях, только свойства у нее - как у материалов для космических технологий.
 
   Такие вещи не делаются нигде в мире. Но работает большинство этих мастеров на старых запасах заводского металла и сегодня они очень надеются, что родной завод заработает, ведь такой металл, из которого они куют ножи, только там отливают. Ножи и клинки, кстати, продаются и в местных магазинах. Знаменитые златоустовские клинки с инкрустацией заказывают по всему миру. Арабские шейхи за ними специально на Урал прилетают. А сабли с бриллиантами и по 30-40 тысяч долларов стоят. В другой город такое производство не перенесешь, ведь платят именно за златоустовское клеймо, тут нужна история.
   Всё это я узнал от златоустовцев, которые заняты сегодня этим промыслом.


Рецензии