Бабариха на метле

Звонит мне внучка и просит с её родителями поговорить, чтобы они разрешили ей в другой университет перейти. Она, видите ли, хочет уйти из своего университета, а родители возражают.
- Ты понимаешь, дед, я не могу больше там находиться! - говорит она.
- Да что ж такое произошло? - спрашиваю, - тебя туда никто не заставлял поступать. Сама выбрала. Что, в специальности разочаровалось?
- Нет, - отвечает, - специальность тут не причём!
- Так что же тогда причём?
- Как бы тебе это объяснить? Ну, вот, например, тебе нравится Бабариха из сказки Пушкина?
- Что за вопрос? Конечно, нет! А к чему это ты клонешь?
- А к тому, что если я проучусь здесь еще год, я точно стану похожей на Бабариху! Или на Макаку! Это тоже фрукт ещё тот! А может, и на самого Осла!
- Загадками говоришь, поясни, что ты этим хочешь сказать? – не понимаю я, - Причём здесь пушкинская повариха и макака с ослом?
- А притом, дед, что Бабариха это наша деканша, Макака – проректор по какой-то там работе, раньше рынком заведовала, а Осёл – это ректор!
- Что это ты людей оскорбляешь? По какому праву? Не узнаю я тебя!
- Ты меня, дед, и совсем не будешь узнавать, если я здесь останусь! – говорит внучка, - А я никого не оскорбляю, фамилии у них такие! Это они могут оскорблять! Кого угодно! И унижать и за быдло нас держать!
- Ну-ну! Вот тут, поподробней! – прошу, - кто там вас оскорбляет?
- Дед! Не хочу я об этом говорить! Ты мне веришь? – спрашивает.
- Дашутка! Конечно, же я верю тебе! – заверил я её, - Но, и ты мне поверь, для перевода в другой университет нужны серьёзные причины!
- Ох, дед, и ты против моего перевода! А не ты ли меня учил, что нельзя терпеть неуважение к себе, нельзя позволять, чтобы на тебя кричали и обижали незаслуженно? Не ты ли? Вот я и не хочу терпеть! А если я здесь останусь, то стану равнодушной, и сама буду ни во что ставить других людей.

Договорились мы с внучкой, что я приеду к ней и сам посмотрю на этих сказочных персонажей, из-за которых Дашутке уже свет не мил. Хорошо, каникулы в школе только начались, и я могу недельку в Москве побыть, без ущерба для моей школьной работы.

Приехал. Конечно, решил начать с декана. Захожу во второй  корпус университета, в тот, где внучкин факультет находится. Захожу и удивляюсь. Хорошо знал раньше это помещение. Жена моя когда-то тут училась. ВУЗ, я должен сказать вам, в то время был уникальный, хоть и не университетом назывался, а институтом. Учиться здесь была огромная честь. На всю жизнь жена сохранила в памяти те прекрасные годы, которые провела здесь. Потому и внучке советовала сюда поступать. А я хотя и в другом институте учился, но бывал здесь часто. Мы с моей женой тогда женихом и невестой были. Ох, хорошее было время!

Сейчас же ВУЗ носит гордое наименование: университет.

Но, это всё отступление. Итак, вошёл я в корпус университета и диву дивлюсь. Убогое зрелище! Такое сейчас уже редко встречается. Последний ремонт был ещё, наверное, при советской власти. Стены обшарпаны, потресканы, а по стенам, между трещинами стенгазеты да плакаты всякие понавешены. Ну, как в сельском клубе сто лет назад!
Поднимаюсь по лестнице на второй этаж. А мне навстречу по ступенькам шкаф несут. Загородили весь проход, и справиться не могут. Да оно и неудивительно. Шкаф огромный, видать тяжёлый, а несут его три пацанёнка. Пыхтят, а сделать ничего не могут! Сбросил я куртку, положил портфель и принялся помогать юнцам. А сам думаю, как же это таких ребят заставили тяжести носить? Спросил у сопровождающей их женщины.
- Ой, да мне и самой их жаль. Это уже третий шкаф переносим. Устали очень, - отвечает она, - Я хотела грузчиков заказать, но Бабариха ребят дала и сказала, что обойдемся без грузчиков.
- А вы, ребята, наверное, на первом курсе учитесь? – спрашиваю.
- Нет, мы ещё пока в колледжной группе, - оказывается есть и группы колледжа в университете. Они учатся после девятого класса.

Поговорил я с ними, поудивлялся, да и дальше пошёл. Подхожу к деканату. Тут тоже газетёнок полно. Смешно смотрятся. У нас в школе такого уже давно нет, а тут…
Смотрю, на одной из стенгазет портрет чей-то и тут же огромные цифры «50». Заинтересовался, подошёл. Оказывается, это портрет декана Бабарихи. Юбилей, значит, у человека! Надо бы поздравить. Дата-то кругленькая…
 
Подошёл к кабинету декана, прочитал табличку: «Декан факультета, кандидат технических наук,  Авдотья Митрофановна Бабариха» и постучал. Дверь оказалась закрытой. Спрашиваю у проходящих мимо студентов, где декана можно найти? А они мне:
- Бабариха на метле скачет сейчас по четвёртому корпусу. Мы её только что там видели!
Понятно, надо туда сходить, а то тут и присесть негде.

Зашёл туда, а там – красота! Как другой университет! Чисто, аккуратно, красиво! Досадно только, потолочки низкие уж слишком. Спрашиваю у охранника про Бабариху. Он сказал, что совещание у ректора и она там. Разрешил подняться на второй этаж и спросить у секретаря, долго ли ждать придётся. Оказалось, долго. Вернулся к охраннику, и так как делать нечего, с ним о жизни поговорили. Я сказал, что четвёртый корпус красивый, не в пример второму.
- Да, - ответил он, - красивый, лелеют его, всем показывают. Зимний сад развели, хорошо там, но... а нужен он вообще, этот зимний сад?
- А почему же не нужен? – удивляюсь я, - студенты, да и преподаватели, наверное, не прочь там отдохнуть, посидеть, почитать, или просто поговорить.
- Да какой там! Кто их туда пустит?! Зимний сад на замочке, и отдохнуть там может только ректор, ну, может быть, иногда  и проректоры. Больше никто! А еще его как выставочный элемент используют, показывая разным комиссиям, да абитуриентам, когда те на Дни открытых дверей приходят.
   
Не буду передавать, всё, чем  наболевшим человек со мной поделился. Понял только, не сладко им тут. Жена у охранника методистом работает. Чуть ли не каждый день плачет, вернувшись с работы. То один обидит, то другой накричит, то третий что-то требует, а объяснить что именно, не может. Рабочий день в положенные 17:30 никогда не заканчивается. Всё, что-то срочное надо сделать. Печатать приходится уйму документов! И всё на черновиках! Бумаги не выделяют. Требуйте, чтобы студенты вам приносили, говорят.
- Да, как же так? Требовать со студентов нельзя! – удивляюсь я, - мало того, что они за обучение платят большие деньги, так еще и поборами заниматься?
- Да. Заставляют поборами заниматься! Говорят, мол, придут за какой-либо справкой, а вы им не давайте пока пачку бумаги не принесут.
- Но, это же шантаж! Мы в школе такими делами не занимаемся, а она у нас бесплатная, не то, что ваш университет! – возмущаюсь я.
- Вот и я возмущаюсь! – говорит охранник, - жену жалко, нервная стала. А уйти и не уйдешь, до пенсии надо доработать. Да в таком возрасте никуда на работу и не устроишься… Везде молодых только берут… Была бы зарплата хорошая, так ещё можно было бы и потерпеть, а зарплаты-то и нет.

Долго мы с ним так проговорили, и я вновь пошёл к кабинету ректора узнать, скоро ли? А посиделки-то как раз и закончились! Выходят все, а я смотрю, где же Бабариха? А вот и она! По юбилейной фотографии узнал. Только подумал, что дама, как вроде бы ничего, интересная, как она заговорила. Набросилась с упреками на какую-то сотрудницу. А голос неприятный, буквы заглатывает, окончания не выговаривает. Красота её куда-то и делась… Испарилась полностью… Вылитая Бабариха. Знатная фамилия, соответствует. Я к ней:
- Я вот… приехал…
А она отмахнулась от меня, как от назойливой мухи:
- Видите, я занята!
Стою, жду. Долго она криком заливалась, а та слушает, голову опустив… «Ну и дела! Так это же она энергией подзаряжается! Вампирша! Точно, вампирша!», - думаю.

Наконец, наговорилась она и выскочила, мимо меня пробежала. Я за ней. Оборачивается, спрашивает, что это я её преследую? Чего хочу? И тут же, не выслушав меня, заявила:
- У меня сегодня нет времени! Я занята!
- А когда к вам можно подойти? – спрашиваю.
- Завтра! Мой кабинет во втором корпусе.

Назавтра снова прихожу. Её снова нет. Ну, это нормально, работа не только в кабинете, конечно. Подожду. Хожу по корпусу, смотрю, где бы присесть можно. И так забрёл в лабораторию. Заглянул, там одна только женщина, лаборанткой оказалась. Приятная такая. Пригласила меня. Сидим мы, разговорились. Я ей наболевший вопрос и задал. Почему студенты переходить в другой ВУЗ хотят? А она мне:
- Я бы и сама ушла, да некуда. Здесь много лет проработала, и всегда работой была довольна. А вот как пришёл к нам белгородский клан во главе с господином Ослом, так жизни не стало. Ни сотрудникам, ни студентам. Нормально сейчас здесь только людям с двойным дном.
- Это как, с двойным дном? – интересуюсь.
- Это лицемеры, привыкшие низко склонять голову и льстить, - отвечает, - а я не из их числа, мне трудно. С меня все требуют, а мне ничего не дают. Например, преподавателю надо провести лабораторное занятие. Для этого продукты нужны. Как, без них? Вот, они и заказывают то одно, то другое. А мне денег на закупку не дают. Совсем не дают, предлагают у студентов собирать. Не собирала я, и не буду! А потому, сама иду в магазин и покупаю немножко за свои деньги. А вместо благодарности, недовольство: мало купила. А зарплата у меня крохотная…
Тут открывается дверь и в лабораторию студент зашёл.
- Меня Бабариха к вам послала. Я буду на Дне открытых дверей нарезку делать из овощей. Так мне овощи и фрукты нужны. Я уже два раза покупал за свои деньги, а сейчас не могу, денег нет.
- Так нету у меня овощей, ты же знаешь, - сказала лаборантка и с сожалением посмотрела на него, - и денег, так же, как и у тебя, тоже нет. Зарплату жду.
- Что же делать мне? Ведь Бабариха с Макакой мне жизни не дадут! А тут ещё, курсовую задержал… - и так он жалобно посмотрел, что мне тут же захотелось помочь ему. Понимаю я их. Сам учительствую.
- Ты, вот что, - говорю, - напиши список, что надо, и через пару часов приходи. Всё будет готово!
Видели бы вы радость в глазах парня!
- Правда? А то я уже приготовился у родителей стырить что-либо… Да только у них, кроме морковки ничего и стыришь…
Студент убежал, оставив перечень, а лаборантка с удивлением посмотрела на меня.
- Да не волнуйтесь, - говорю ей, - решил тоже свою лепту в развитие университета внести.

Взял список и пошёл за  покупками. На 600 рублей набрал всего. Да, для Бабарихи  возможно и небольшая сумма, а для  бюджета семьи этого студента многовато будет. Сужу по тому,    
что в доме у них, кроме морковки ничего и нет. Горько как-то стало. То бумага, то овощи… то бесплатная рабочая сила… Интересно, эти пацанята, что шкафы таскали нормально себя чувствуют? Не сорвали ли животы? Эх… Профессора-доценты… Умные, учёные, а до студентов и дела им нет… 
   
Отдал я фрукты-овощи лаборантке и опять к кабинету деканши направился. И опять её нет. Ну, да это я понимаю. Нет в кабинете, значит, в другом месте работу свою выполняет. Может занятия со студентами ведёт. Это понятно. Жду. Но, интересно, как её студенты понимают? С такой дикцией и преподавать?  А тут и стайка студентов подходит, тоже стучат в кабинет. Бурно между собой обсуждают проблему. Оказывается, Макака их направляет донорскую кровь сдавать, акция такая среди студентов проводится. Макака требует, а они считают, что не могут сдавать, в основном, по той причине, что переболели недавно.
- Надо ждать, - сказал парень.
- Напрасный труд, ждать Бабариху, - сказала худенькая бледная девушка, - не поможет она нам!
- И я думаю, что не поможет. Ей галочку надо поставить, - сказала другая, - так что уходим, а то и кровь всё равно придётся сдавать, и оторвётся на нас по полной программе. Что вы Бабариху не знаете?

Только студенты отошли от её кабинета, а она сама тут как тут. Стремительно так подбежала, точно, как на метле.  Кричит студентам:
- Вы что тут окалачиваетесь? Почему до сих пор не уехали кровь сдавать? - ещё что-то говорила, а я рядом стою и ничего не понимаю из сказанного. Про какие-то элегантные сумочки из человеческой кожи, которые во время войны немцы делали, про то, что и от них, студентов, это можно будет ожидать, если они останутся такими невоспитанными, и ещё что-то орала, на мой взгляд, совершенно не подходящее к необходимости сдать кровь. Короче, всё сказанное ею, как у нас на юге говорят, было «ни к селу, ни к городу».

Да-а.., кому-кому о воспитании говорить, но только не ей. Ей-то, как раз, до него как до неба. Далеко, одним словом.

Наконец-то она угомонилась и меня заметила.
- Заходите, - говорит.

А я подумал, и решил: а зачем она мне нужна? Всё и так ясно.
- Да нет, - говорю, - извиняйте. Передумал я.

Сказал, и к внучке отправился. Хочет переходить, так и пусть переходит. И радостно мне стало: не хочет моя внучка в бабарих превращаться. И это уже хорошо!


Фото из интернета.


Рецензии
Ну понятно, что - педвуз. Они всегда такими были, а сейчас вообще опустились. Недаром их сегодня в массовом порядке закрывают, все равно выпускники в школу на работу не идут.Там процветают взяточничество и воровство откровенное.И в советское время там всегда был слабый педсостав, а уж сейчас - и говорить нечего. Отсюда и школьные нравы ужасные - чему школьных учителей "научили", так они и продолжают мучить детей. Вслед за своими бабарихами в вузе. Многие вообще сходят с ума и, периодически подлечившись в психушке, продолжают "учить".И вот этим ползучим гадам мы доверяем своих детей. Однако неправильно было бы думать, что такое - только в России. И в Европе, и в Америке точно такие же проблемы в вузах и колледжах, и школах, конечно же. И даже еще хуже. Вот потому и мировое общество опускается в своих нравах все ниже и ниже.

Татьяна Щербакова   04.12.2016 06:41     Заявить о нарушении
Нет, Татьяна, это не Педвуз. Это московский ВУЗ, куда в моё студенческое время было поступить весьма сложно. А сейчас - ворота открыты для всех. Плати и учись. Вот только слово "учись" надо брать в кавычки. Некогда богатейшая база разграблена, самые лучшие корпуса общежитий проданы или сдаются в аренду. А преподаватели... Смотри и плачь.

Думаю, что такую картинку можно встретить и во многих других ВУЗах, которые некогда блистали.
Ну, а о новых ВУЗах сказать ничего не могу. Красивые только названия. Я их называю мыльными пузырями.

Спасибо Вам, визит, за отзыв!
Всех благ!

Злой Шарманщик   05.12.2016 05:10   Заявить о нарушении
Вы правы, многие учебные заведения закрыты или пришли в упадок, в частности, это в первую очередь коснулось педагогических вузов.Затем - экономических.Рынок - ничего не поделаешь. Но педвузы сами виноваты - они приняли традицию - не выпускать учителей, а выпускать химиков, физиков, экономистов и тому подобное, но для работы совсем в других отраслях и не по специальности. Много-много лет государство тратило и тратит огромные деньги на обучение студентов на бюджетных местах без всякой отдачи. Рынок это дело поправил. Проблема еще в школьной коррупции - сюда невозможно устроиться на работу выпускникам вузов, потому что все мест а распределены по родственникам и знакомым - своим людям - для того, чтобы скрывать незаконный грабеж родителей учащихся.Вот с этим никто не боремся - поэтому педвузы закрываются, школы получают негодных "специалистов", страна - низкоквалифицированные кадры.Но что касается политехнических вузов, они и сегодня процветают. Мой сын не так давно закончил политехнический университет с двумя красными дипломами. Да, и тут были свои недостатки, и тут блатняка хватает. Однако в основном все пять с половиной лет обучения прошли в комфортных условиях, дали отличные знания и возможность быстро сделать отличную карьеру в оборонном концерне, получать высокую зарплату. Сыну предлагали остаться в аспирантуре, даже дали уже научного руководителя. он мне звонил, уговаривал убедить сына остаться в университете, но тот наотрез отказался, сказал , что устал учиться. И это понятно - с первого класса и по последний курс университета он был отличником.Да, ответственная учеба - это великий труд.И в этом случае студент хотя и замечает недостатки у преподавателей, он слабо на них реагирует. Я училась в МГУ.Постоянно рядом с иностранцами. Так знаете, как за нами за всеми строго следили, какие строгие правила там в учебных корпусах, в библиотеках, в кабинетах для занятий и в библиотеках? Например, наш декан - известный аристократ московский _ Ясен засурский каждое утро (полдень, конечнео), шел по мраморной лестнице факультета и с каждым студентом едва не первый здоровался. Но это вовсе не означало, что студенты не получали нагоняев и разносов, тем более у нас процветало стукачество, как, впрочем во всех вузах всегда. И говорились в учебной части при этом точно такие же слова, какие говорит ваша хабалка в вузе вашей внучки. И даже в магазинах рядом были те же нравы в отношении студентов. Иностранцы, не зная наших порядков по ограниченной по времени продажи спиртного, приходили и тянули руки с деньгами к продавцам за бутылочкой водки или хорошего вина. На что слышали в ответ : иди отсюда в свою "Березку"! И тогда с нами не церемонились, с другой стороны - строгость необходима. Ведь студенты. вырвавшись на волю, и траву начинают курить, и колоться, а уж секс... В общем, как в детском саду, но без строгости нельзя. Сегодня сын сам руководит большим коллективом и ему приходится несладко. Он так изменился, стал недоступным для окружающих, закрытым. Так и ваша внучка изменится.

Татьяна Щербакова   05.12.2016 06:52   Заявить о нарушении
Татьяна, очень интересно всё, что написали. А МГУ - это мечта! Но для меня была недосягаемой. А в ВУЗе о котором написал, раньше обучалось больше половины иностранных студентов, сейчас - их там нет. И вообще ВУЗ имеет сейчас жалкое зрелище.
Что же касается технических ВУЗов, то возможно, что там обстоят дела лучше, но в моём Таганроге знаменитый Радиотехнический институт, специалисты которого были нарасхват, сейчас тоже в упадке. И причина в том, что теперь он не самостоятельный, а относится к ЮФУ. И сейчас, в прошлом любимый всеми Радик, готовит кого угодно, и экономистов и переводчиков и юристов и пр. Печально видеть всё это.

Но слышал, что намечены пути возврата к прежней советской системе образования. Только не очень верится.

Спасибо Вам!
Всех благ!

Злой Шарманщик   09.12.2016 12:54   Заявить о нарушении
Конечно, МГУ - мечта. Я ее осуществила без взяток и протекций - отличница. И в МГУ - тоже. Что касается советского образования, то возвращаться к нему - значит, отбросить образование в России назад. Это ужасно. Сейчас у нас американская система на стержне обучения в СССР. Мы все об этом мечтали в СССР.Кто хочет учиться, тот учится.Кто не хочет, тоже не пропадет, пойдет на рынок, на базар, в смысле. Там всегда руки нужны. Или подсобным рабочим на фирму.

Татьяна Щербакова   09.12.2016 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.