Пинск и его улицы

Пинск - город с изюминкой:
новое и старое рядом!
Это ценят японцы,
старый город Киото,
правда , видала на фото.

У доброты есть имена, и  лица! Лицо матери твоей, например, что над кроваткой твоей склонилась, переживает, микстуру тебе дает, об антибиотике разузнала, раздобыла;  платье, халатик тебе из байки пошила О доброта, и мамы, и рук ее, и лица!  И  улицы родного города добры,  и дома.

Когда образовалось Верхне-Днепровское речное пароходство, часть рудовозов Украина передала Беларуси. В том числе и судно, на котором работал мой отец и мама, было командировано в Пинск. Судно прибыло  к месту назначения к зиме, реку Пину сковал лед, и родители вынуждены были перезимовать в Пинске. Временно жили на дебаркадере. Отец написал заявление о предоставлении ему квартиры в Пинске, и оно вскоре было удовлетворено.  И вот родители получили однокомнатную квартиру на улице Черняховского Папа и мама устроились на  работу в порту. С баржи перевезли на квартиру мебель: железные кровати, стол, тумбочки, табуретки, радио.

В доме было четыре квартиры: две - по краям, и две имели общий коридор: в одной жила наша семья, а в другой - пожилая, сгорбленная женщина. Папа называл  ее шутливо: бабушка Козека.  Ее сын находился в местах, не столь отдаленных, и ей, естественно, хотелось бы сохранить комнату для него, а тут вселились новые жильцы.

Однажды папа сидел на маленькой скамеечке во дворе и  тер хрен.  Мы с сестрой лепили свои домики и пирожки в песочнице, которую сделал нам папа.
За сарами был деревянный туалет, куда папа водил нас по вечерам.
 Тут  медленно приоткрылась дверь и в ней показалась бабушка Козека.
- Что это вы делаете, Анатолий Иванович? - спросила она.
- Тру хрен, - ответил папа.
- А что это такое? - полюбопытствовала она.
- Могу дать попробовать, если желаете.
Папа щедро зачерпнул ложкой натертый хрен и дал ей попробовать. Она очень скривилась, выплюнув то, что не успела проглотить. Долго потом, вспоминая этот случай, смеялись.

На улице Черняховского прошло наше с сестрой самое раннее детство. Улица начиналась у самой речной пристани и вела к вокзалу.  Однажды родители пошли в гости к куме.  Она жила на этой же улице, но в самом ее конце, и мама сказала нам, чтобы мы сняли белье, развешанное во дворе на веревке, если будет дождь. Когда мама пришла домой, она спросила , почему мы не сняли белье. "Так дождя не было!"- возразила я. - "А у нас был! - с улыбкой в голосе сказала мама. Но мы тогда не мыслили глобально, наша улица была возле дома.
Клуб "40 лет Октября", куда мы бегали в кино, зажав в кулачках по пятаку.

В боковой квартире жила одинокая женщина, Ольга Антоновна. Она была мнительная, болела и лечилась.  Мама сердечно относилась к ней, выслушивала ее, давала добрые советы и пригласила ее  стать моей крестной матерью. Меня тайно окрестили в церкви, ибо открыто делать это в то время не приветствовалось. Однажды в отсутствие Ольги Антоновны почтальон принес ей письмо. Я  рассказала, что я слышала от взрослых об этой женщине. Почтальон пересказала Ольге  Антоновне эти мои "речи", та обиделась. Мама сказала мне, что  всю правду нельзя говорить другим людям: правда может быть обидной.

В нашем доме также жила многодетная семья (они были баптисты),  имевшая десятерых детей. Дети - наши ровесники: Бориска, Люба, Алешка. Проводили время вместе, осваивая детский фольклор:  "Мирись, мирись, мирись. И больше не дерись",   или "Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, с кем останешься дружить."  "Король, королевич, сапожник, портной, скорей отвечай, кто ты будешь такой!"

Наша мама тепло относилась к тете Поле, так звали мать семейства, посоветовала  ей написать заявление на предоставление льгот многодетной семье.  И вскоре им была выделена   лошадь для вспашки огорода.

Улицы, площади и площадки детства,  исхоженные вдоль и впоперек, в разные времена года и суток, в будни и в праздники, с друзьями и в одиночку, самые дорогие и самые красивые.

Площадь Ленина, обрамленная высотными домами, памятник вождю с поднятой рукой обращен к ней (спиной к реке). На площади проходили праздничные парады в День 7 ноября и 1-го Мая. Пока демонстранты с транспарантами: красное на белом, с портретами общественных деятелей, с цветами из гофрированной цветной бумаги, с надутыми шарами в руках детишек,  стоят и внимают речам почетных граждан города, мы, детвора, шныряем в толпе в поисках знакомых, в поисках симпатии, встреченной ранее, летом, в пионерском лагере. И вместе со всеми кричим "ура".

Улица Островского, благоустроенный многоквартирный дом около парка. Мы у Вечного огня в парке у памятника. Нам не понятно, что это такое и как оно работает. Мама обьяснила, что это газ.
Лазим на боевом катере-памятнике.

От площади веером, полукружьем от реки  расходятся улицы,  уводя далеко вперед, в город, в его историю и в мои детские впечатления.

Улица Первомайская (в ее былых названиях отразилось и пространственное направление: Санкт-Петербургская, Логишинская, и имена известных общественных  деятелей: Розы Люксембург, маршала Юзефа Пилсудского, и праздник Мая и труда). Ее разделяет  на две части железнодорожное полотно.

За   ж-д. переездом, направо улицы Садовая, Веселая,  Песчаная, Кузнечная... Родители поменяли удобства на квартиру  с огородом по улице Песчаной.
На ул. Первомайской за переездом жила моя дорогая одноклассница Аннушка...
http://www.proza.ru/2005/06/04-99

Перед переездом - маленький магазинчик, где продают керосин для домашних нужд, для керогазов. Он стоял у нас в коридоре, на нем мы разогревали пищу, а готовили на плите.
 Позже появились газовые плиты, но в основном родители топили плиту дровами, углем и  торфом .
 
Вправо –  центральная улица  старинного города над Пиной, улица Ленина (Большая Киевская) - визитная карточка, лицо города, обязательная встреча:  двухэтажные и трехэтажные дома, старинный костел, книжный магазин, а напротив его магазин канцтоваров «Военная книга».
Краеведческий музей.
 Выступающее полукружьем - по центру – здание: Дом пионеров и школьников,
 в бывшем  дворце Бутримовича.

 Дворец Бутримовича.

Величие  и красота дворца открывалась ранее, со стороны реки:
четыре боковых входа с лестницами, ведущими прямо в жилые помещения.
Боковые его крылья, вместе с основным зданием, образующие парадный двор,
перед которым раньше был разбит сад и газон с прелестной клумбой.
Входы боковых крыльев украшены портиками со сдвоенными колоннами.
Первым владельцем каменной постройки в городе (до этого в Пинске из камня строились
в основном храмы и монастыри) стал городской судья и подстароста пинский
Матеуш Бутримович, бывший послом от Пинска на знаменитом в истории Речи Посполитой Четырёхлётнем сейме (1788-1792 гг.). Приятель и доверенное лицо гетмана Михаила Казимировича Огинского и сподвижник короля Станислава Августа Понятовского (9 сентября 1784 г. король собсвенноручно положил первый камень в основание дворца ), Бутримович  приложил все усилия к тому, чтобы Пинск стал портом международного значения, связанным с крупными балтийскими портами: Гданьском, Кёнигсбергом и Мамелем.
От Матеуша Бутримовича дворец унаследовала его дочь Юзефина, которая вышла замуж за владельца имения Вороцевичи Михаила Орду. Согласно семейной легенде, татарский род Орда (Ордичи), который делился на две линии – «Белые Орда» и «Черные Орда», вел свою родосливную от самого Чингис-хана.
Самый знаменитый представителй рода – художник, музыкант, педагог Наполеон Орда
(1807 – 1883); внук Бутримовича. 200 картин посвятил Наполеон Орда Беларуси, создал рисованную энциклопедиу  архитектурных памятников и памятных мест, связанных с деятельностью ее выдающихся людей.
Племянница Наполеона Орды Хелена Скирмут (мастер художественной резьбы), а также ее дочь  Констанция Скирмут (писательница и историк) оставили заметный след в искусстве.

Продолжение.

По улице Советской выходим на улицу Н.Островского, где наша семья  получила новую, благоустроенную квартиру.
http://www.proza.ru/2006/10/02-135

А на Брестской и ныне живет моя лучшая подруга.  Ее отец, участник Великой Отечественной, был ранен на войне, пришлось ампутировать ногу. Их семье хотели дать квартиру в новом микрорайоне, за городом, Тамара написала письмо Л.И.Брежневу, и добилась справедливого решения!

За правое дело стоит постоять.

...Соответственно, мы с сестрой меняли и школы: у каждой из них был свой район охвата учащихся, да и поближе к дому сподручнее. И сегодня стало очевидным: эти переезды, расширяли круг наших друзей, впечатлений и жизненных горизонтов.
Два последних места проживания дали подруг на всю жизнь. Но расскажем все по- порядку.

Источники:
Татьяна Хвагiна " Пiнск i яго ваколiцы. Пинск и его окрестности. Pinsk and its surroundings",  Мiнск, "Вышэйшая школа" 2007.


Рецензии
Я помню:
испортился будильник,
а поезд в четыре утра,
и мама не спала.
Мой милый вахтенный
снов, отдыхов, трудов.
Мой милый провожатый
в школу, в дорогу, в жизнь.
Однажды на Новый год
(в третьем-четвертом классе)
мама придумала для меня
костюм "Звездная Ночь".
В ход пошла фольга из-под конфет,
ногтем разглаженная.
О, как красивы были звезды,
созданные ее руками:
серебряный и звездный малахит
память бережно хранит.

Костюм Ночи мама создала:
на марле, окрашенной в черной цвет,
сияют звезды и луна,
запах шоколадных конфет храня
«Мишка на севере» , «Красный мак»,-
фольга, ногтем разглаженная.

Память бережно хранит
и костюм этот, и первый приз за него:
Ванька-встань-ка, не унывай-ка.

В письмах твоих,
перечитанных мною ,
поэзию хокку нахожу:

"Сахара нет и у нас ,
с конфетами дед чай пьет,
но сады цветут добре,
а с чем варенье варить?"

2005

Голод не тетка,
мама говорила моя,
она-то знала.

2015

Валентина Томашевская   04.12.2017 14:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.