Проще некуда, 8. Детали машин и механизмов
Обойдёмся без шпонки в соединении деталей машин. Да и не только в деталях машин.
Вместо выполнения шпоночной канавки на валу прошлифуем не по всему периметру окружности посадочную ступеньку вала на глубину не более десятых долей миллиметра. Оставим на ней пологий выступ, возможно, даже не очень заметный.
Такая технологическая операция пока не очень типична, но возможно, что это только пока так. Технологическая культура в машиностроении быстро повышается, поэтому эта, в общем-то, "хозяйственная проблема", ничтожная в массовом производстве, отпадёт сама собой, вероятно, даже в ближайшее время.
Тем самым откроется перспектива для очень широкого применения показанного здесь соединения, возможно, более прогрессивного, чем соединение шпоночное. Представьте себе на минуточку индустриальные масштабы замены шпоночных соединений, соединениями заклинивающими!
В посадочном отверстии выполним под этот выступ неглубокое, только одно, возможно, тоже не очень заметное углубление, предназначенное для заклинивания в нём упомянутого, не обязательно точно такого же, - углом, выступа на валу.
Это углубление в профиле круглого отверстия может быть и дугообразным, выполненным концевой (пальцевой) фрезой. А угловое углубление (как на показанном рисунке) выполняется, как и обычная шпоночная канавка: протяжкой, прошивкой или в худшем случае, долбяком.
Не трудно представить себе заклинивающий выступ на валу и, соответственно, углубление в отверстии под него чуть наклонёнными к оси отверстия и вала. Это позволит заклинить такое соединение деталей и по оси, - подобно конусу Морзе.
Такое соединение выполняет ту же функцию, что и шпоночное соединение.
Но оно прочнее, надёжнее и жёстче. Причём, оно позволяет производить сборку и при меньшей точности выполнения посадочных диаметров, - более удобным и мгновенным приёмом закрепления соединяемых так деталей.
Так можно присоединять даже деревянные детали, - не только в быстро разборной, временной мебели (например, ножки).
Тоже самое относится и к деталям из алюминия, где обычную шпонку и применить-то нельзя, - из-за недостаточной твёрдости материала.
Такое соединение хорошо подходит и для трубчатых деталей, где шпоночное соединение вообще неприменимо.
Свидетельство о публикации №210033000834