Последняя мечта Великого Норвежца

Всемирно известный путешественник и ученый Тур Хейердал практически все свои исследования посвящал проблемам глобальным и масштабным, связанным с переселением целых народов, открытиями континентов, загадками и тайнами цивилизаций. Он пересекал океаны на лодках, названия которых знакомы практически любому в меру образованному человеку: «Кон-Тики», «Ра», «Тигрис». Он вел раскопки на острове Пасхи, Галапагосах, Мальдивах, Канарах, в Перу. При этом столь же неистощимую любознательность и исследовательский пыл он проявлял и к истории собственного народа. Именно этот интерес привел его в низовья Тихого Дона сначала осенью 2000 года, а затем в апреле 2001 года, когда в Азове по программе Тура Хейердала начала вести раскопки Азовская российско-норвежская международная археологическая экспедиция.

Согласно скандинавской мифологии, собирателем которой был в XIII веке исландский историк Снорри Стурлусон, центральной фигурой всех преданий и легенд является Один – культовая личность, соединившая в себе признаки божества, царя-жреца и героя-вождя, покровителя воинских дружин. В последнее время среди исследователей все чаще звучит мнение о том, что Один на самом деле - реальный исторический персонаж, впоследствии обожествленный своими потомками. И был он  происхождения не местного, а являлся вождем племени асов и пришел в древнюю Скандинавию из далекой страны асов, приведя с собой свой народ, хоть и в весьма ограниченном составе. У себя на прежней родине он якобы основал город Асгард (Азгард), столицу своего государства. Этот город в скандинавских мифах описывается то как часть небесного, божественного мира, то как реальное, вполне земное поселение с весьма точными географическими ссылками на свое месторасположение.
Тур Хейердал с довольно редким для ученого уважением, относился к мифологии, как литературно-историческому источнику, позволяющему создать весьма точные представления о жизни древнего человека. И видимо, такой подход оправдывал себя. Иначе мы сейчас не вели бы речи о Великом Норвежце. Работая в течение весьма длительного времени над исландскими сагами, собранными Снорри Стурлусоном, он решил найти вещественные подтверждения этой теории. Для этого было необходимо отправиться в «страну асов» и в ходе археологических раскопок обнаружить остатки Асгарда и культурный след древней цивилизации, имеющий параллели со скандинавской культурой. Мифы же утверждали, что асы жили на левом восточном берегу реки Танаис (Дон) почти у самого ее впадения в Азовское море.
Так в 2000 году великий мореплаватель и путешественник оказался в низовьях Тихого Дона.


Надо уточнить, что Хейердал уже бывал ранее в этих местах. В 1962 году он посетил Новочеркасск. В память о северном госте именем Тура Хейердала ученые Института Виноградарства и виноделия назвали новый сорт особо морозоустойчивого винограда, выведенный тогда донскими селекционерами. Искал следы своих предков мореплаватель и на Кавказе. Внимание его, частности, привлекли изолированно живущие в горных селениях Азербайджана люди, называющие себя удинами (что в переводе означает «люди Одина»). Можно было предполагать, что одна из ветвей асов ушла не на север вместе с Одином, а на юг. И это предположение делало поиски географического и этнического центра, из которого вышли и распространились асы, еще более актуальным и увлекательным.
Итак, в августе 2000 года Тур Хейердал посещает Донской край. Он знакомится с преподавательским и студенческим коллективом Ростовского государственного университета, с фондами Ростовского краеведческого музея, направляется в Таганрог и Танаис. В маршрут его поездок по Дону был включен и Азов, где находится музей-заповедник федерального значения. Хейердал проявил живейший интерес к археологической карте города и к античному периоду его истории. Он был поражен не только богатейшими историко-археологическими фондами музея, но и целым рядом совпадений, указывающих на то, что столица асов, возможно, находилась именно здесь, на территории нынешнего Азова. В ходе этого ознакомительного посещения была достигнута договоренность о том, что в следующем 2001 году здесь начнет свою работу международная археологическая экспедиция под руководством Тура Хейердала. Прежде чем рассказать об этом подробнее, давайте посмотрим, на чем основывались предположения Великого Норвежца. При этом следует заметить, что сам Тур Хейердал без тени смущения признавал: большинство ученых не разделяют его точку зрения о том, что Один был реальным историческим персонажем. Однако следует помнить, что многие великие открытия в самых различных областях науки были сделаны не только при помощи фактов и логики. Интуиция ученого, исследовательское чутье играют здесь далеко не последнюю роль.

Итак, скандинавские саги утверждают, что на рубеже тысячелетий – в I веке до н.э. и  в I-II веках н. э. племя асов, вождем которых и был Один, обитало в низовьях Таны (Тихого Дона) и имело своей столицей великий город Асгард (Азгард). Рядом с асами по соседству обитали ваны, и как водится в те времена, общение между племенами проходило в постоянном чередовании вполне мирных торговых операций и военных действий. Но гораздо больше досаждали асам римляне. Они даже ухитрились захватить Одина в плен, но ненадолго. Однажды вождю асов явилось пророческое видение, согласно которому ему суждено отправиться в путь вместе со своим народом на Север, покорить множество стран и навек остаться в памяти благодарных потомков. Тогда было принято доверять пророчествам. И Один, в сопровождении 12 жрецов и нескольких сот соплеменников отправился в путь. В конце этого пути, как нам уже известно, он пришел на территорию современной Скандинавии, покорил местные племена при помощи меча и собственной харизмы, после чего был обожествлен и вознесен на небо вместе с построенным им Асгардом; а его соплеменники растворились в местном этносе, дав определенный толчок развитию здешней культуры.
Теперь обратимся к античным источникам, описывающим события, происходившие в этом же регионе приблизительно в то же самое время. В них подробно характеризуется крупный торговый, экономический и политический центр - Танаис и возникшая вокруг него цепь поселений из 11 городищ. В них жили меотские племена, занимавшиеся земледелием. В эту систему поселений входили еще два городища – Азовское и Подазовское, которые были расположены на левом восточном берегу Дона, на территории нынешнего Азова. В античных источниках эти поселения называются Паниардис и Патарва.
Кроме этого кочевали в низовьях Таны племена аланов – светловолосых и голубоглазых людей, поклонявшихся мечу. Их кочевой образ жизни носил сезонный характер: с наступлением благоприятной погоды аланы оставляли традиционные места проживания и отправлялись в поисках подходящей земли для сева зерновых и выгула скота. Возникает вопрос: не являются ли племена, фигурирующие в античных источниках, как меоты и аланы, соответственно ванами и асами, упоминаемыми в скандинавской мифологии? Далее. Античный автор Птолемей указывал на существование еще одного крупного города в низовьях Таны кроме Танаиса и называл его Азар. Не имел ли он ввиду Азгард?
И еще один интересный момент. Адыгеи в средние века называли Азов - Аскале, что в переводе означает – город асов. Но если мифический Асгард находился на территории нынешнего Азова, то не имели ли хотя бы отдаленное отношение к городу асов Азовское и Подазовское городища, находившиеся на этой же территории примерно в это же время? Кстати, они и возникли на полвека раньше, чем меотские поселения на восточном берегу, и раньше прекратили свое существование. Велико искушение предположить, что поселения первоначально были основаны Одином, а затем оставлены после его ухода на Север. Ведь, как мы уже говорили, отношения Одина с римлянами складывались далеко не дипломатического характера, а римляне однажды вытеснили греков из Танаиса, и такое близкое соседство с ними Один уже перенести не смог. Наши источники также указывают на то, что отношение аланов с Танаисом носили характер периодически обостряющейся конфронтации. И если сделать еще одно смелое предположение, что аланы это и есть асы, то многое становится ясным.
Должен, обязательно должен был быть еще один город в низовьях Таны на противоположном Танаису восточном берегу! Ведь именно по такому принципу самые различные государства во все времена основывали поселения в дельтах крупных рек. А на всем восточном левобережье в низовьях Дона еще с древних времен было единственное возвышение, имевшее важнейшее стратегическое положение. И это – место, на котором располагается современный Азов. Еще Петр I утверждал: тот, кто владеет Азовом, контролирует и всю дельту Дона.
Цель экспедиции Тура Хейердала заключалась в том, чтобы сопоставить мифопоэтические тексты скандинавских преданий с археологическими реалиями и попытаться обнаружить группу исторических соответствий. Большой интерес к гипотезе Хейердала проявили и наши ученые. Ведь прежде при изучении истории Азова использовались только античные литературные источники. Установив же достоверность или степень достоверности саги, они могли бы ввести в научный оборот принципиально новый источник!


Тура Хейердала ожидали в Азове с великим нетерпением. А дата приезда несколько раз откладывалась. Наконец Хейердал прибыл в город, но произошло это в три часа ночи в воскресенье 22 апреля 2001 года. Поэтому встречали Великого Норвежца на азовской земле весьма узким кругом, в который входили первые лица местной власти и особо терпеливые представители прессы. А маленький южный провинциальный городок с великой, но неизвестной среди неспециалистов историей, причислявшийся в средние века к десятку крупнейших городов Европы, центр, где пересекались трансконтинентальные пути взаимодействия мировых цивилизаций, этот городок еще спал под своими каштанами и липами.
Новость о приезде Хейердала моментально облетела весь Азов. Легендарный мореплаватель, путешественник и ученый расхаживал по городу вместе со своей супругой Жаклин Бир Хейердал как обычный, рядовой горожанин, и это впечатление доступности и простоты не портило даже сопровождение переводчиков, других членов экспедиции и представителей местной власти. Все, кому доводилось общаться с Хейердалом, сразу попадали под обаяние этого человека, совершенно чуждого снобизму и без всяких признаков «звездной болезни». В своем преклонном возрасте (а было ему тогда уже без малого 87 лет!) он сохранил почти юношескую любознательность и интерес к совершенно новому и неизведанному, неистребимую жажду открытий и постижения тайн. Он был неизменно улыбчив, доброжелателен и непоколебимо убежден в доброжелательности всех людей во всем мире.
В соответствии с программой экспедиции, которая финансировалась за счет собственных средств ученого, на территории Азова были заложены четыре раскопа в зоне Крепостного и Подазовского городища. Эти поселения, относящиеся к I-II векам нашей эры, хорошо известны российским археологам и историкам. И раскопки на этих участках, которые ведутся давно, уже приносили свои ценные плоды. Однако прежде никто не предполагал возможной связи истории местных племен с деятельностью полумифического Одина и его соплеменников – героев скандинавских легенд.
В раскопках приняли участие около 40 человек – норвежские ученые, сотрудники Азовского музея-заповедника, научные сотрудники и студенты исторического факультета Ростовского государственно университета. Тур Хейердал осуществлял непосредственное руководство раскопками, буквально не вылезая из ям, и радовался каждой находке. В результате проведенных исследований только в зоне некрополя Крепостного городища было вскрыто более 110 квадратных метров площади могильника. Начиная с верхнего культурного слоя, относящегося ко времени осад Азова в конце XVII - начале XVIII века, археологи углубились в золотоордынское средневековье и достигли примерно на глубине 8 метров третьего хронологического пласта, относящегося к античности. Здесь, на одном из раскопов была начата расчистка расположенного на древнем горизонте жилого комплекса первых веков нашей эры. Работа на таких глубинах потребовала сооружения креплений и организации механических работ по подъему грунта. К сожалению, в ночь на 13 июля на одном из «квадратов» произошло обрушение восточной стены раскопа, после чего участок был засыпан песком и грунтом и законсервирован.
В специальной литературе уже подробно описаны археологические находки международной экспедиции Тура Хейердала в Азове в 2001 году. Обобщая их, скажем, что они относились именно к античному периоду, который так интересовал ученого. Среди находок – керамические сосуды, бронзовые пряжки, бусы и украшения, железные черешковые наконечники стрел, воинское захоронение с человеческими останками. Увы, античный слой оказался значительно разрушенным в ходе последующих исторических событий, особенно при строительстве Азовской крепости. Но Хейердал однозначно был доволен тем, как работает экспедиция и какие результаты она приносит. Он отлично понимал, что обнаружить в самом начале исследовательского пути явные вещественные подтверждения своей смелой гипотезе вряд ли удастся. Хотя возможно и теплилась где-то в глубине его бесконечно оптимистической натуры маленькая надежда на чудо.
Найти археологические подтверждения переселения народов, особенно небольших, обнаружить связи двух культур, находящихся друг от друга на таком большом расстоянии, крайне сложно. Искать нужно на обоих концах пути и на всем пути переселения. Тур Хейердал понимал и то, какой колоссальный объем работ еще предстоит впереди.
Экспедиция закончила свою работу 12 июля 2001 года, и Тур Хейердал уехал из Азова с планами и надеждами на новый сезон в 2002 году. К сожалению, сбыться им уже было не суждено. Великий Норвежец скончался, прожив чуть меньше года после своего знаменитого посещения «страны асов».
Его пребывание на «земле Одина» быстро обросло уже современными легендами и мифами. Например, поговаривают, что Тур Хейердал, предчувствуя свою кончину, хотел последние дни жизни провести в Азове и даже вознамеривался приобрести здесь небольшую недвижимость. Однако вопрос, если он и поднимался, не получил своего разрешения.
Сегодня нас, ныне живущих и небезразличных к своей истории – ученых и далеких от науки людей – интересует другой вопрос. Найдется ли в ближайшем и обозримом будущем личность, сравнимая по масштабности, влиятельности и значимости с личностью Тура Хейердала, столь же деятельная и, вместе с тем, столь же мечтательная и романтическая натура, способная продолжить путь, начатый Великим Норвежцем уже на склоне лет, и дойти до конца этого пути, не страшась возможных разочарований?
Нас еще ожидает немало интересных находок. Ведь Азовский музей-заповедник продолжает археологические исследования и открыт для международного сотрудничества. Правда, для нового международного проекта нужны большие средства. Да вот только Мечту нельзя купить ни за какие деньги.


Рецензии