Глава 101. Из дневника фенолога
Внимание привлек сорочий гвалт. Птицы стрекотали, будто старались перекричать друг друга. Пошел на крики, которые доносились с ближнего поля, за кустами. Сороки клубились над маленьким серым комочком, то наскакивая, то отступая. Комочком оказалась ушастая сова. Она обессилела и легко далась в руки. Удивился - птица была очень легка и тоща. Она умерла у меня на ладони.
Причиной гибели, думаю, была не схватка с сороками, а, скорее всего, голод. Жаркое сухое лето и дождливая осень не благоприятствовали размножению мелких грызунов. Мышей сейчас очень мало. За весь день не встретил ни одного мышиного следа. Голодно и совам, и лисицам, и другим мышеедам.
20 декабря 1981 г.
Солнце с «ушами»
Солнце с «ушами» - к морозу. Так издавна толкуют в народе. Вчера по сторонам солнечного диска светились еще два солнца - ложных. Поменьше размером, что очень напоминало уши Чебурашки.
Примета подтвердилась. Сегодня утром минус 23, а ночью было еще холоднее. Такой стужи не было с начала года.
13 января 1973 г.
Репетиция
Капель, лужи, проталины - как весной. Только небо хмурое да птичьего гомона не слышно. Весной бы при такой погоде от птичьих песен вся округа напоминала концертный зал.
Мягкая погода по-особому действует на большую синицу. Впереди еще пол-зимы, а она уже начала репетировать свою песенку-веснянку. Песня - звучная, чистая - доносится из палисадников. Только сбивается еще птаха, не все ноты до конца вытягивает. Но это не беда: до весны еще есть время, успеет натренироваться.
28 января 1971 г.
Январская теплынь
Суровые морозы, обильные снега, вьюги да метели - таковы классические атрибуты января. Но нынешний январь всерьез разрушил сложившееся о нем представление как о самом лютом месяце года. Только в конце первой декады январь потешил себя: ртуть в термометрах опустилась за 20-градусную отметку. Это небольшое достижение - своеобразный рекорд: на большее у зимы духу не хватило. Буквально со следующего дня температура стала повышаться. Утром 11-го числа лотошинцы проснулись под шорох дождя. Не было нынче и классических крещенских морозов, а приметный день 19 января «подарил» морозец в 8 градусов. Вот уже больше недели держится плюсовая температура. На буграх - проталины, на до¬рогах - лужи. Неправдоподобная теплынь!
28 января 1971 г.
Прерванный сон
Мягкая ныне зима. Потому и не спится уссурийскому еноту. Частые оттепели в декабре вынуждали зверей покидать «зимние квартиры» и бродить по полям и болотам в поисках поживы. Лишь в январе им реже пришлось выходить на поверхность - морозы куда студенее декабрьских. Но в теплые дни (а они выпадали нередко) еноты вылезали из убежищ, и тогда на снегу можно было видеть ломаную цепочку следов, отпечатки которых чуть меньше лисьих и с растопыренными пальцами. В холода звери отсиживаются в норах, дремлют, уткнувшись носом в собственный хвост. А чуть повеет теплом, опять выходят на промысел. Теперь и весна близко - не до сна.
31 января 1983 г.
Свидетельство о публикации №210033101231