Дуэль

                ДУЭЛЬ.
                -----------
                юмористический  рассказ   


      Звонит жена:
      -Слышишь меня?.. Где ты был вчера, я не смогла дозвониться? Не смей клянчить у детей в долг, ты не отдашь. Если нет на питание, сдай в ломбард серебряный кувшин. Заплати коммунальные, квитанции на кухне под скатертью. Кувшин выкуплю, когда приеду. Я закопала его под кустом, куда мы обычно сливаем ночные горшки. Ты не пропил мой любимый розовый умывальник, он тяжёлый, я не смогла его закопать?.. Что у ребят с экзаменами? Они сдали сессию?.. Андроник, ты слышишь меня?..
      -Слышу…
      -Почему у тебя такой голос?.. Вчера опять нажрался?.. Ты закончил ремонт? Мои курортные дела идут на поправку, хочу вернуться пораньше.
      -Нет, - закричал Андроник, -  в доме ещё полный развал,  строительные леса,  торчат ужасные гвозди, пахнет краской, рабочие не воспитаны, сморкаются на пол, пьют, ругаются матом, писают в твой любимый розовый умывальник. Мы заберём тебя, как только управимся. Как ты считаешь, в какой колор лучше покрасить нашу спальню? Давай, сделаем её кремовой, по углам поставим фикусы в больших жёлтых бочках, а ветки украсим разноцветными лампочками! Современная краска очень ядовита,  ты надышещься  и можешь снова серьёзно заболеть...
     -Когда закончишь ремонт? - она потребовала.- Сколько тебе ещё надо времени?
     Андроник замялся в телефонную трубку:
     -Видишь ли, сейчас всё дорого, рабочие воруют...
     -Я могу их контролировать, следить за мерзавцами!
     -Нет-нет, я уже предупредил, сказал,  посовестил  и они теперь другие,  исправились, не воруют,  даже ходят в  церковь, всё нормально! Но цены! - снова закричал Андроник. - Недостаток средств вынуждает!..
     -Я сама буду им платить, ежедневно проверять рулеткой.
     -Это такой пустяк! - Андроник мелко засмеялся. - Я  записываю  сколько слоёв краски они положили на каждый дюйм. Не волнуйся, записи у меня с собой, не могу найти, странно, помню, что положил их в этот карман, наверное, в клетчатых брюках…
     -Расскажи подробнее, я вся в нетерпении!
     -Кладовку мы покрасили зелёной тикуриллой, на кухне поменяли плитку, крыльцо фиолетовое, ворона, которая гадила на ступеньки, перелетела к соседям, скамейка ярко-лиловая,  потолки салатные, но, к сожалению, краски не   хватило, но если ты пришлёшь нам наличность, мы быстро закончим ремонт...
     -Прочитай мне контракт, я требую!
     -Видишь ли, строителей нанял частным образом, без юридического, так сказать, лица, что гораздо дешевле. И мальчикам надо что-то,  начинаются сборы, их повезут в лагеря, там ужасный климат, холодно по ночам, огромные комары, кругом змеи, на берег вылезают крокодилы, им нужны тёплые вещи, носовые платки, термоса, панамки, клюшки для гольфа, они поставят свою палатку, чтобы не дышать чужими портянками, я уже договорился с главнокомандующим. Как правильно сделали мальчики, что послушались тебя и поступили в военное! Мы все тебе за это так благодарны! Ты всегда принимаешь правильные решения и мы постоянно чувствуем твоё плечо…
     -Думаю в понедельник приехать…
     -Нет-нет, здесь весь день стучат, пилят, бегают. Они притащили огромную бочку на колёсах и разогревают смолу целыми сутками! Представляешь, дорогая, какой дым идёт от этого объекта! Весь квартал покрылся толстым слоем сажи! Просто нечем дышать! Абсолютно!
     Голос в трубке помедлил:
     -А зачем им смола?
     Андроник:
     -Смола?.. Технологии.
     -Ты получил моё письмо?
     -Прочитал каждую строчку,  как ты просила.
     -Сжёг его?
     -Два раза. Почему ты не сказала, что это её собственность, а не наша? Мы только квартиранты и всё?! - голос Андроника задрожал.
     -Не хотела тебя расстраивать.
     -Твоя сестра теперь отнимет наш дом?
     -Да, она прислала мне предложение съехать в течение месяца. Не съедем – пришлёт ОМОН. Ты видел её?
     -Нет. Наверное, ещё в городе не появилась.
     -Не ври мне, я знаю, что ты с ней разговаривал!
     -Почти не разговаривал, просто кивнул.
     -Когда это было?
     Андроник  вспомнил:
     -Вчера.
     -Где?
     -В «Дворянском собрании». Я случайно туда зашёл.
     -Продолжаешь шляться по ресторанам?
     -Был юбилей города, обсуждал с мэром кое-какие вопросы. Твоя сестрица сама подошла ко мне, я пытался с ней объясниться, но она ничего не захотела слушать, оскорбила меня и вызвала на дуэль.
     -Оскорбила? Ты сказал ей какую-нибудь гадость?
     -Она назвала меня идиотом.
     -Она вызвала тебя публично?
     -Прилюдно. Журналисты щёлкали фотоаппаратами.
     -Как была одета?
     -Въехала на мотоцикле прямо в ресторан. В шлеме.
     -Это она! А городской голова?
     -Слышал. Даже поперхнулся и на себя пролил компот.
     -Наш дом в опасности. Убей её! – Он почувствовал в трубке улыбку жены: – Я всё ещё в тебя верю… Ты помнишь, где револьвер?..
   
     -Стреляться! Месть! Только стреляться! - Андроник бегал по комнатам и стрелял, клубы дыма плавали в воздухе.
     В дверь просунулась голова Фёдора:
     -Батя, щи будешь хлебать?
     -Не хочу!
     -Батя,  останься дома и никуда не ходи! Откажись!
     -Нет, не могу! - закричал Андроник лицом, искривлённым гримасой. - Об этом узнают все! Надо мной будут смеяться, лишат пенсии, благородного звания, бесплатного  проезда в трамвае, отнимут удостоверение дружинника и повязку! Я уже отправил ей срочное SMS. Никогда! - И шумно выстрелил в потолок над дверью. Снова запахло перцем. Фёдор закашлялся и исчез.
     -Я иду навстречу опасности! - Андроник нервно засмеялся. - Если бы сейчас меня видела моя жена, то я бы ей очень понравился! Она может мною гордиться! - И снова грохот из пистолета.
     В дверь закричал Фёдор:
     -Батя, не стреляй, мы с Гришей пришли посоветоваться.
     Андроник сунул  за пояс оружие,  разогнал дым ладошкой:
     -Входите.
     Дети показались ему растерянными, бледными.
     -Батя, я пойду вместо тебя? - предложил Фёдор.
     -Нет, я не отправлю сына на смерть! Никогда! Человек рождён для жизни, а не для смерти!
     -А она может кого-то нанять?
     -Пришлёт киллера! - Андроник замахал руками.- Впрочем, какая разница! Всё уже поздно! Думаю, чёрный человек  уже там и ждёт меня. Наденьте, пожалуйста, форму, у меня к вам мужской разговор.
     -Батя, давай, мы с Фёдором выкрадем её и отвезём  в лес, она заблудится, - предложил Григорий.
     -Нет, вы молоды, зачем вам грех на душу! Я хочу стреляться, несмотря на опасность. Это будет единственный в моей жизни поступок!
     -Батя, скоро кончатся патроны, - предупредил Григорий.
     -У меня есть запасная обойма! Оружие я не выпущу! И не  сдерживайте меня!
     В доме вновь зазвучали выстрелы.

     Заряжая новую обойму, Андроник подумал, как он будет выглядеть перед противником. "Врага надо морально победить ещё до поединка!», - решил Андроник, состроил в зеркало устрашающую физиономию и не узнал себя, сказал сквозь зубы: - Хорошо бы дёгтем намазаться для полного устрашения! Впрочем, я и так ужасен, не надо рожу коверкать.- Андроник остановился посреди комнаты, посмотрел на фотографию жены в жёлтой рамке.- Как быстро время  пролетело! И ты хочешь вернуться к такому старику?.. Какая ты у меня стабильная женщина! Конечно, мы тебя заберём  и  немедленно! - Андроник мелко засмеялся, жёлтыми зубами похватал воздух. - Завтра, сразу с утра, даю слово!..  Надо протереть пыль и перенести на хорошее место!- Переставил фотографию на телевизор.- Здесь будет тебе проще наблюдать, что делается в наших квадратных  метрах!-  Он слышал весёлые голоса Фёдора и Григория, видел сквозь мутные стеклянные двери как они ходили голые по пояс  с полотенцами на шее, мылись в ванной, там шумела вода.
     -Теперь я стану совершенно другим, начну всё сначала!..
     В комнату заглянул Гриша:
     -Ты что-то сказал, батя?
     -Размышляю вслух. Вы скоро?
     -Минут через десять. Батя, может быть,  включить какое-нибудь шоу от нервов? Или сериал?
     -Нет, надо побыть наедине со своей совестью. Когда оденетесь, зайдите ко мне.

     Андроник  надевает пиджак, ищет свежий носовой платок, завязывает галстук.
     Фёдор и Григорий, ожидая приглашение отца, выбрасывают пальцы,  играют в щелбаны. У Фёдора на лбу красное пятно.
     В дверь постучал Григорий:
     -Батя, почему ты сидишь в темноте? 
     -Входите, друзья мои! - Андроник торжественно поднялся со стула.- Встаньте здесь,  хочу вам кое-что сообщить… Я поговорил с мамой по телефону, чтобы не торопилась с приездом. Пусть подлечится, отдохнёт. Она всю жизнь играла в театре, а это постоянные стрессы. Когда её уволили, она, как человек творческий, перенесла театр в дом и сделала из меня роль, играла разные мизансцены, часто меня обижала, доводила до конвульсий… Запил… Да что говорить, вы всё знаете. Прежде я жалел, что женился на актрисе, но теперь не жалею… у вас очень хорошая мама… - Андроник  стёр со щеки слезу, помолчал. – Я сейчас кое-куда пойду…
     -Батя, мы тоже с тобой, ты обещал!
     -Хорошо, не смею вам запрещать, тем более, что вы в военной форме, которую так редко надеваете… потому что я хочу вами гордиться… Ещё сообщаю следующее:  всё завещаю вам, разделите поровну. Гриша пусть возьмёт моё любимое кожаное пальто и вельветовую шляпу. Фёдор, тебе достанутся лыжи, они уже намазаны мазью…тюбик, чтобы не потерялся, я примотал скотчем…  Помните, как вечерами мы любили гулять по Парку?.. Маме отдайте мой электрический чайник. Не забывайте запирать дверь на ключ. Свет и газ  я заплатил. А теперь давайте на прощание выпьем по маленькой чашечке кофе, правда, заварил неудачно, он чуть остыл, но это неважно. Выпьем, друзья! - Андроник поднял чашечку высоко. - Это мой любимый сорт, хотя и дешёвый... Я так любил этот...-  Андроник замолчал, перехватило горло.
     -Не хочу... - не сдерживал слёзы Фёдор.
     -Нет, надо выпить. У вас всё впереди…- Андроник приосанился, посветлел, попытался улыбнуться. - Идёмте, друзья мои!..

     На дорогу ложилась ночь.
     Андроник был доволен, что дети шли рядом.
     -Фёдор, у тебя на рубашке пуговица расстегнулась.
     -Па, я сам расстегнул.
     -Тебе жарко? Но когда подойдём к воротам, ты обязательно застегни. Привратник может нас не пустить.
     -Хорошо.   
     -Вот это вам... -  Андроник раскрыл кошелёк, - по сто рублей.  Последние  деньги. Гриша, я всё забываю спросить, как твои дела в училище? Ты уже командир отделения?
     -Да.
     -Погоны ещё не перешил?
     -Нет.
     -Перешей обязательно, это важно. Соблюдай самое главное: дисциплину.  Порядочный человек тот, кто любит порядок.   
     Мимо проехало несколько длинных машин,  остановились у ворот Парка,  из машин выходили дамы в масках, сверкали сквозь ночь бриллиантами.
     -Шнурки развязались, - сказал Григорий, наклонился над ботинками, вывернул шею, посмотрел вслед уходящим отцу и брату, тенью перепрыгнул через забор, растворился в кустах.
     Андроник остановился:
     -Гриша, ты где?.. Фёдор, он шёл рядом с тобой?.. Нам надо обязательно его подождать!
     -Нет, батя, мы пойдём вдвоём.
     -Это не совсем правильно. Наверное, у него разболелся живот?.. Конечно, он надеется, что мы его подождём?
     -Нет, он не придёт.
     -Не придёт? Почему такая уверенность?  Куда он исчез?
     -Не знаю.
     -Мы будем ждать его здесь! Я начинаю волноваться.
     -Батя, он убежал к какой-нибудь девчонке. Появится позже,  ничего страшного...
     -Хорошо, пойдём без него. Если он не пожелал объяснить, значит, мы ему не нужны, прекрасно! - в голосе Андроника зазвучала обида. - Замечательно! Всё хорошо!  Спектакль, кажется, уже начался? Ты тоже был вчера в «Дворянском собрании»? Меня видел?.. Как я выглядел?..
     -Батя, почему ты об этом спрашиваешь?
     -Вот и пришли, - тихо сказал Андроник.
     Привратник отворил ворота, чуть поклонился.
     Они надели маски и вошли в Парк.

     Фёдор отлучился в буфет. Андроник  искал девицу в мотоциклетной кожаной куртке, медленно ходил по залу, пробирался сквозь толпу, всматривался в каждую фигуру, прислушивался к голосам.
     Оркестр заиграл вальс.
     Он увидел Фёдора у автомата, узнал по сутулой спине, по бритому выпуклому затылку.  Андроник вспомнил, что ещё неделю назад Федор обещал порвать с азартными играми, сознался, что занимал деньги у знакомых и проигрывал, однажды украл деньги  у матери. Андроник тогда поверил в  раскаяние, прижимал к груди голову сына и говорил: "Я знаю, знаю, что ты больше не будешь портить себе жизнь!"   
     Андроник подумал о Грише: "Наверное, валяется под кустом с какой-нибудь девкой?" В буфете выпил рюмку коньяку,решил выйти на крыльцо. В тучах летела луна, свежий воздух бодрил. Квакала лягушка. Чем больше Андроник прислушивался к этому кваканью, тем крепче убеждался, что эти звуки произносятся человеческим  голосом  в районе Китайской беседки. "Может быть, это Григорий подаёт мне какой-нибудь знак? Надо посмотреть". Когда  Андроник  двинулся в ту сторону, кваканье прекратилось. Неожиданно перед ним появилась фигура в чёрном плаще, голова закрыта капюшоном.
     -Вы ищете меня? - спросила фигура.
     -Я искал лягушку.
     -Я тоже шла на её голос, а увидела вас. Где будем стреляться?
     -Это вы?.. Стреляться? Да где угодно, даже здесь!
     -Нет, мы будем стреляться на Пандусе.
     -На Пандусе?  Разве это удобно? Впрочем, как пожелаете. Пригласим секундантов?
     -Мы доверяем друг другу. Вы наверху будете ждать меня, я начну подниматься, сделаю десять шагов и остановлюсь. Но одно условие: стреляем, как только выйдет луна. Надеюсь, не промахнётесь. У вас есть часы?
     -Часы? Вы хотите забрать у меня часы? Не отдам. У меня хорошие часы на цепочке и с крышечкой.- Он пощёлкал крышечкой. - Это подарок жены. Она купила их по случаю, на вокзале.
     -"Брегет" тридцать седьмого года? - уточнила фигура.
     -Откуда вы знаете?- он удивился.
     -Ровно  в полночь. И проверьте револьвер, чтобы не было осечек. Я приду в этом же плаще. Моё лицо будет без маски, но закрыто вуалью. Не опаздывайте.

     Андроник, заложив за спину руки, ходил взад и вперед по Пандусу, до боли в пальцах сжимал рукоять оружия. Несколько минут назад сделал три пробных выстрела в дерево. Осечек не было. Теперь был уверен в себе и с нетерпением жаждал мести. После всего этого немедленно сообщит жене телеграммой. Жена вернётся, он бросит пить, они начнут новую жизнь и оставшиеся годы проживут тихо и счастливо. Большой дом останется детям. Посмотрел на часы.
     Послышался шорох, он занял позицию на вершине Пандуса, сквозь прицел вглядывался в темноту, увидел тень, тень медленно приближалась, дама в накидке шагнула на Пандус, остановилась, он задержал дыхание, тщательно прицелился, из-за тучи вышла луна, начал нажимать на курок, дама сбросила с лица вуаль…
     -Это ты?.. - воскликнул Андроник,  зашатался и упал с Пандуса вниз, в траву...
     Женщина в чёрном приблизилась к упавшему,  взяла листок бумаги, зажатый в его руке, развернула, в блеске луны прочитала:
     «Пожалуйста, пусть эта шутка будет в последний раз. Любящий тебя Андроник…»
     Она засмеялась.
     Человек, лежащий в траве, пошевелился, поднял голову:
     -Когда мы пойдём домой?..


                к  о  н  е  ц.


Рецензии