Цикорий

     - Доброе утро, Васильевна! Ты, что там, в бурьянах, клад ищешь?
     - Доброго здоровья, Надежда Михайловна! А это для кого как, - отвечаю ей. - Сама знаешь: что в молодости ногами пинаем, к старости по
  крохам собираем. Помню, у наших ворот, на обочине, много цикориевых
  кустов росло. Такие миленькие голубенькие цветочки. Мама моя их очень
  любила. А я, глупая, сердилась на них.
     - Вот те на! За что ж на них сердиться можно? - удивилась Надежда
  Михайловна.
     - Как-то раз стала я утром в избе прибираться. Собрала половики и
  пошла за ворота с намерением выхлопать их. Выхлопала, иду уже обратно
  и приглянулись мне голубенькие цветочки. Вернулась я за ними, нарезала ножницами целый букет и в новой крынке на стол поставила.
     Под вечер пришли ко мне подружки. Захотелось похвастать перед ними
  букетом. Позвала девчонок в избу. Глядь, а из крынки голые прутья
  торчат. Кое где узенькие листики зеленеют и ни одного цветочка. Долго
  потом надо мной подружки потешались. Я в сердцах выкинула тот букет.
  А мама ничего мне на это не сказала, просто подняла цветы и, в ведро
  с водой, возле курятника поставила.
     Утром выхожу кур выпускать, гляжу, а букет опять в цвету. Видно
  эти цветы только до обеда цветут. Солнышко начинает скатываться и
  они глазоньки закрывают. Стыдно мне и совестно перед ними. В избу
  я их уже не понесла, но и козе нашей не позволяла щипать листики с
  кустов у ворот. Вот так оно было.
     - А теперь, что ты там делаешь? Октябрь на дворе. Какие ж теперь
  букеты? Черные, сухие прутья торчат.
     - До чего ж ты недогадливая! На тех прутьях семена созрели. Возле
  ворот в саду и посею цикорий. Будут у меня, как в далеком детстве,
  голубенькие цветочки цвести. Я уже пробовала пересаживать кустики.
  Не прижились. А цикорий растение полезное. От многих болезней лечит.
     - Верно, говоришь, Васильевна. Химию всякую глотаем, а на наши,
  русские травки ногами наступаем. Всё от того, что многого не знаем.
  Дай-ка я и себе у ворот посею этот самый цикорий. Надо бы узнать
  от чего он лечит.
     - Я в книжке смотрела. Свежие корешки заваривают и при застое
  желчи пьют, при камнях в желчном пузыре и при сахарном диабете.
     - Так это ж все для меня! Ой, спасибо Васильевна, что надоумила.
  Знала б я, раньше себе посеяла.
     - Что-то долго автобуса нет. Никак опять сломался, а другой
  вряд-ли пошлют.
     - Чего его ждать. Пошли пешком. Нам с тобой по пути. Может еще
  что интересненькое расскажешь. Я люблю слушать всякие истории, -
  лукаво подмигнула старушка.
     - Нет уж, Михайловна. Теперь твоя очередь рассказывать. Да и
  постарше меня будешь, поди, и слышала больше.
     - Много я чего слыхала, только вспоминать об том не хочется.
  Вчера Василису Борисовну встретила. Ничего, старушка, помаленьку
  копошится на своем огороде. Говорит, что жаловаться некому. Одна
  осталась. "Поохаю, разомнусь и делаю, на что сил хватает".
     - Жаль мне её, только мне думается, что она сама себе в дом
  беду накликала.
     - Ну-ка, ну-ка, расскажи Васильевна. А то мы, порой, как дети
  малые, не ведаем, что творим.
     - Я уже и не знаю, говорить или нет. Не дай Бог она узнает,
  так вдвое больней будет ей.
     - Что ж я побегу докладываться ей об нашем разговоре? Мне самой желательно знать.
     - Любому и каждому хотелось бы знать, где она, правда-истина.
  Я тоже её не знаю, только, что слыхала, что помню с детских лет,
  то и тебе обскажу.
     Родом я с Украины. Это конечно, для тебя не новость. В наших
  краях барвинок на кладбищах растёт. Это такое многолетнее растение.
  Стебли у него тонкие, ползучие и до того крепкие, что не враз и
  разорвёшь. Листья кожистые, блестящие, будто на них тонкий слой
  парафина и вечно зелёные. Вот, этот самый барвинок, прямо таки
  ковром землю выстилает. А ранней весной как зацветут на том ковре
  голубенькие цветочки, вот это, скажу я тебе, красота так красота.
     Василиса Борисовна тоже родом с Украины. О такой красоте знает
  не понаслышке. Захотелось ей сюда, в Сибирь, привезти барвинок.
  Не знаю, куда она писала, только прислали ей такие семена. Посеяла
  их на своем участке. Прижились тут эти морозостойкие растения.
  Цветут, любо-дорого поглядеть. Людям бы и вправду любоваться такой
  красотой, а на моей Родине обходили то место стороной. И, Боже сохрани, в дом его принести. Приносили, но только в особых случаях. На
  свадьбе невесте в волосы вплетали два длинных барвинковых стебля.
  Они с виду, как суровая нитка, только с частыми листиками. Ещё по
  подолу белого свадебного платья из листиков складывали и пришивали
  что-то вроде зеленых цветов. Но обязательно давали невесте кувшин
  с водой и посылали поливать то место, где были сорваны барвинковые
  плети.
     А уж покойников непременно убирали барвинком. Хоть летом, хоть
  зимой его из-под снегу откапывали и прямо в гробу вокруг головы
  покойника клали веточки.
     За родительским домом тоже рос барвинок. Мне лет пять-шесть было,
  но как сейчас помню, как мама отшлепала меня полотенцем, когда я
  голубенькие цветочки в дом принесла. Заставила их обратно отнести
  и кружку воды в руки дала, чтоб я полила то место, где сорвала. Что
  мама, что бабушка говорили, дескать, там место нечистое. Хоть
  немного постоишь там, а ночью маяться будешь, уснуть не сможешь. А
  тот, кто барвинок в дом несёт, кладбище за собой тащит. К покойнику это.
     - Вот у Борисовны, в один год, сын, муж и два брата умерли. Как
  только она выдюжила такое горе? - покачала головой Надежда Михайловна.
     - Кто знает, может это и предрассудки, только уж лучше подальше
  от греха. За пижмой тоже дурная слава идёт. Хоть оба эти растения и
  считаются лекарственными.
     - Жизнь и смерть рука об руку ходят. От веку так было и так будет.
  Ладно, Васильевна, с тобой хорошо, но мне в эту улочку сворачивать.
     Я помахала ей рукой и, заметив почерневший куст пижмы, вздохнула.
  "Живуча народная молва. Да и то сказать, если б выдумка была, давно
  забылось бы. А так..."

                25 октября 2003 г.


Рецензии