В ожидании Пасхи. Монастырь в Брестской крепости
Брестская крепость-герой. Цитадель стойкости и несломленного мужества советских воинов. Священная земля, каждый сантиметр которой обагрен кровью солдат. Здесь мысли и шаги переходят на шепот. Здесь настраивается на нужный лад сердце, уставшее от повседневной городской суеты. Здесь научаешься слушать тишину…
Ярко слепило солнце, ласково обвивал ветерок. У Вечного огня, чеканя шаг, менялся Почетный караул. Эхо минувшей войны врывалось в настоящий, мирный, солнечный день стуком метронома и музыкой-реквиемом из руин... А вдали зовуще сияла золотая маковка монастыря, красные кирпичные стены которого изранены и опалены огнем той же войны...
Великому дню Победы 1945-го предшествовала Пасха Христова: в тот год она пришлась на 6 мая – день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. И нынче 65-летию Великой Победы предшествует Воскресение Христово. Как тесно переплелись смыслы одного и того же великого события - Победы над смертью, над тиранией фашизма...
Праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха) - главное событие в жизни христианина и самый большой православный праздник. Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам вечной жизни. Можно сказать, что Пасха – праздник вселенский по значимости и семейный - по сердечному ожиданию.
В каждой семье есть свои правила. Есть они и в духовной семье монашествующих. Но главным правилом в любой семье являются любовь и взаимопомощь. Именно эти отношения так явно проявляются здесь, в обители Пресвятой Богородицы. Здесь каждому рады как самому родному человеку, терпеливо выслушивают и участливо дают нужный совет. Странника накормят, страждущего утешат, за болящего помолятся... Наверное, поэтому, кто хоть однажды посетил эту обитель Любви, возвращается сюда вновь и вновь.
Игуменья Александра встречает меня во дворе монастыря, улыбаясь, благословляет и спрашивает, как я добралась? От этой материнской заботы, теплого голоса и радостных глаз на душе становится спокойно и уютно. И вдруг, с какой-то непосредственностью, которая присуща только детям и людям с чистым сердцем, берет меня под руку и, прищуриваясь на солнце, говорит: «А весна-то, весна-то дает о себе знать: птицы как поют, листочки прорезаются! Весной природа, пробуждаясь, словно подтверждает Воскресение!»… Я приехала в монастырь в последнюю седмицу поста – время особенное, торжественное, радостопечальное. Хотя сквозь печальное настроение служб Страстной седмицы уже витало радостное предощущение пасхальных дней.
- Матушка, как встречает монастырь самый главный праздник – Воскресение Христово?
- С радостью встречает! Колокольным звоном и пасхальными песнопениями! Cо среды выпекаем куличи, в пятницу – красим яйца и готовим творожные пасхи…
- Яйца красят в красный цвет. Почему?
- Да, пасхальное яйцо должно быть красного цвета (для окраски лучше всего использовать луковую шелуху). Обычай этот пошел от равноапостольной Марии Магдалины, которая пришла к римскому императору Тиберию возвестить о Воскресении Иисуса Христа. В знак достоверности своих слов Мария протянула Тиберию белое яйцо, которое на его глазах окрасилось в красный цвет. На яйце проступили буквы «ХВ», то есть «Христос Воскресе!». С тех пор красное яйцо стало свидетельством Воскресения Христова, символом крови, пролитой Им на кресте. Поэтому и дарят его друг другу христиане - как залог вечной жизни, дарованной нам Спасителем.
- Как проходит Пасхальное Богослужение?
- Незадолго до полуночи в церкви монастыря совершается полуношница - служба, на которой при пении «Возстану бо и прославлюся» Плащаницу с изображением Иисуса Христа, лежащего во гробе, относят в алтарь, на святой престол. Затем служится Пасхальная Утреня, начинается она в 12 часов ночи: при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого Царские Врата открываются, пение становится более громким и все присутствующие вслед за духовенством идут Крестным ходом вокруг обители. Крестный ход останавливается у дверей храма. Перестают звонить колокола и священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». А когда раздается «Христос Воскресе!», церковные двери открываются наподобие того, как отверзся камень от Гроба Господня, и ликующее шествие верных с радостным «Воистину Воскресе!» наполняет храм.
Это состояние трудно передать словами. Но кто хоть однажды пережил это чувство, тот понимает, сколько благоговейной радости вместило человечество в эти два слова!
- Существует и еще одна пасхальная традиция: троекратное целование. Откуда этот обычай и как это делать правильно?
- Христосоваться нужно тоже при словах: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». Ведь в этих кратких словах заключается вся сущность нашей веры. Обычай так приветствовать друг друга тоже древний. И христосуются как священники друг с другом, так и миряне. Целование - знак примирения и любви. Никто же не будет целовать врага. Так что, лобызая друг друга в дни Святой Пасхи, мы подтверждаем, что мы – одна большая православная семья. Но целование должно быть целомудренным, святым, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».
- Матушка, Ваши пожелания читателям нашей газеты.
- От всей души желаю здоровья, бодрости, благополучия, обновления душевных и телесных сил, успехов в благих начинаниях и мира в семьях! Пусть Воскресший Спаситель сподобит вечной Пасхи в нескончаемом будущем веке! Христос Воскресе!
СОВРЕМЕННЫЙ МИР И МОНАСТЫРЬ: НУЖНЫ ЛИ ДРУГ ДРУГУ?
За свои неполные девять лет в жизни монастыря произошло немало радостных событий. Но главное, что останется в памяти насельниц и прихожан этой святой обители, – это любовь и мудрое управление настоятельницы - монахини Александры (Жарин).
Этот небольшой монастырь является примером воистину дружной духовной семьи, в которой главенствует Любовь. Нельзя уйти в монастырь, не полюбив Бога. Иначе не хватит ни сил, ни терпения... И если раньше монастыри строили далеко от населенных пунктов, то сегодня они расположены в самом центре бушующего современного мира, что делает выбор еще более ответственным. И в монастырь сегодня идут молодые люди, которые часто, по словам матушки настоятельницы, не вполне еще осознают величайший смысл иноческого пути – пути жертвенной любви и служения Богу и ближнему. Но, подчиняясь зову сердца и своей бессмертной души, приходят и воцерковляются и учатся быть настоящими монахами.
Сама матушка Александра, родившаяся в семье сельского священника и с самых ранних лет полюбившая Бога и молитву, выбравшая иноческий путь, является и безукоризненным примером для монахов, любящей матерью и милующей сестрой.
Наш современник, к сожалению, утратил истинное знание о вере и не всегда имеет достаточно сил для молитвы. Мир глобализации и техногенных скоростей часто калечит души. И сколько сегодня покалеченных душ то «прозорливыми старцами», то сектантами, пророчествующими «последние времена», то экстрасенсами и целителями, безстыдно опустошающими наши кошельки!..
Покалеченные души лечит любовь. И в нашем женском монастыре она проявляется очень зримо: только здесь можно по телефону и совершенно бесплатно попросить молитв о здравии (речь идет об экстренных случаях: тяжелые роды, аварии, судебные тяжбы). Надо только позвонить дежурной сестре и вашу просьбу обязательно удовлетворят: за вашего близкого будет молиться схимница...
Кстати, в нашем монастыре уже три схимницы – монахини, отличающиеся строгой аскетикой и, соответственно, сильной молитвой. Матушка настоятельница их называет «три архангела»: архангел-благовестник, архангел-целебник и архангел-молитвенник…
По признанию игуменьи Александры, самая распространенная просьба, с которой обращаются сегодня в монастырь, это болезни. Люди болеют страшными, неизлечимыми болезнями. А любая телесная болезнь имеет «корни» в душе, поэтому и лечить надо сначала душу. Очень полезной для души является молитва «сорокоуст», которая читается в течение сорока дней (о здравии или упокоении). Совсем недавно в монастыре введена треба - неусыпающая псалтирь. Это - непрерывное чтение Псалтири с поминовением живых и усопших (на «славах»). Псалтирь читают монахи по очереди, круглые сутки. Скажу из личного опыта, что это - мощное оружие и «сильное болеутоляющее». И треба эта совершается за символическую жертву: одно имя на сорок дней – 8 тысяч бел. рублей.
Монастырь живет за счет наших пожертвований. Монахи – тоже люди, которым нужно кушать, покупать одежду, обувь, обустраивать свой монастырский быт. А сегодня монастырь еще строит скит (в д. Вежное Пружанского района). Скит - это небольшое общежитие, устраивавшееся в отдалении от монастыря для монахов, которые совершают усиленную молитву. В скиту чаще всего устраивается и хозяйственная жизнь, обеспечивающая насельников сельскохозяйственной продукцией.
Взамен на ваше пожертвование монастырь предлагает, например, уникальные по красоте сувениры. Это информация для тех, кто еще не успел купить подарок к Пасхе. Сувенирные пасхальные яйца и декорированные хрустальные кресты из знаменитых кристаллов компании Swarovski; подсвечники из индийской бронзы; металлические подсвечники из Австрии в виде раскрытых бутонов цветов; красочные деревянные с Ликом Спасителя шкатулки для хранения Евангелия, молитвослова или других святынь, например, святой земельки, маслица, просфоры.
А какие здесь иконы из гобелена в деревянном (не пластиковом) багете с гипсовой позолоченной лепкой! Иконы Спасителя, святителя Николая, венчальные пары…
Стоимость их от 80 до 200 тыс.бел.рублей, в зависимости от размера.
А какой вкусный монастырский квас из березового сока! С шоколадным привкусом, который дают сушеные груши-дички и жареный овес – обязательные компоненты фирменного напитка. Совсем скоро его можно будет покупать в небольшом магазинчике, который собираются открыть на территории монастыря. Здесь же можно будет купить хлеб, монастырский шоколад, разную выпечку…
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ И ИКОНЫ
По-домашнему уютно (отсюда и название «домОвая») в Свято-Рождество-Богородичной церкви монастыря. Здесь находятся редкие иконы. Одни из них переданы Брестским музеем спасенных ценностей, другие подарены прихожанами в знак благодарности за исцеления. Например, редкая икона в наших храмах - мученика Кирика и матери его Иулитты, перед ней молятся о семейном благополучии и выздоровлении больных детей.
«Феодоровская» и «Млекопитательница» - иконы для рожениц и кормящих матерей. Смотрю на них и понимаю, почему в нашем женском монастыре так много молодых мам с детьми. Но если в доме звучат детские голоса, значит у дома есть будущее...
Уголок Оптинских старцев – с иконами и мощами Оптинских святых. Икона Патриарха Ермогена, а рядом – лики небесных покровителей Брестчины – Афанасия Брестского и Никифора Кантакузена. Каждое воскресенье, перед Литургией, им служится молебен.
А возле Распятия Христова, на стене справа, - икона «Плач Пресвятой Богородицы», на которой сердце Божией Матери пронизывает копье страданий… Никогда ранее не видела такой иконы. В нынешней суетной жизни, с каждодневными проблемами, которые переполняют нас, нужно иногда и «затормозить», чтобы понять, что есть настоящие Проблемы, пришедшие из Вечности. Это - страдания Христа, это - Его Жизнь, отданная за нас…
Храм открыт для посетителей целый день. Дежурная сестра всё подскажет: и перед какой иконой поставить свечу, и как правильно обратиться с молитвой. Здесь буквально ощущаешь, каким легким становится сердце, и с удивлением понимаешь правдивость слов Спасителя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Так и есть – самое тяжелое бремя человеческой жизни становится легким, если в сердце поселяется любовь.
Ольга РОЛИЧ, г. Брест.
_________________________________
Публикация в "З" - 03.04.2010 г.
На фото: Женский монастырь в Брестской крепости.
В уютном холле монастыря дети любят наблюдать за рыбками в аквариуме...
Игуменья Александра (Жарин) со своими постоянными прихожанами.
PS
ИЗ ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ:
Впервые монастырь впервые упоминается в 1480 году. И в этом году при обители было уже две церкви - Рождественская и Честнаго Креста. Следовательно, история монастыря имеет еще более древний статус, так как в один год построить и монастырь и сразу два храма просто невозможно. Конечно, существование монастыря в то время немыслимо было без земельных угодий. Так что со всей вероятностью можно предположить, что близлежащая территория обители (современный Госпитальный остров) находилась в собственности православного монастыря.
После Брестской унии, в конце ХVI века, монастырь был захвачен базилианами. В 1633 году по требованию народа и согласно Конституции короля Владислава IV обитель была возвращена православным верующим.
История этого монастыря тесно связана с именем Афанасия Филиповича, мученически погибшего в 1648 году. Рождественская обитель была одной из двух под управлением святого игумена.
В тридцатых годах ХIХ в. на территории древнего Берестья началось строительство крепости. Монастырь был упразднен, а в 2002 году решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви был воссоздан на месте старой обители (на плане Бреста 1798 года, еще до строительства крепости, в районе нахождения нынешнего монастыря, обозначен деревянный Православный монастырь).
Бесхозное полуразрушенное здание бывшей военной казармы, без окон, дверей и крыши стало именоваться Свято-Рождество-Богородицким женским монастырем.
4 декабря 2001 года – на праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы - здесь был отслужен первый молебен и порог святой обители переступили первые ее насельницы. Ровно через год, 4 декабря 2002 года, состоялось освящение престола домовой одноименной церкви монастыря.
Сегодня обитель просто не узнать: просторные келии, светлая трапезная, обширная библиотека, швейные мастерские. И сегодня здесь подвизаются около 30 насельниц.
PPS
Встреча через год: "Вошедшая в Радость" - http://www.proza.ru/2011/10/11/1631
© Ольга Ролич, 2010
Свидетельство о публикации №210040101048
Нужны, Оленька, и молитвенно и материально нужны.
Ангела Хранителя!
Елизавета Басова 19.04.2010 10:04 Заявить о нарушении
и сами современные иноки не понимают, что это такое...
поэтому и удивилась/обрадовалась!/ тому, что здесь -
в данном конкретном женском монастыре (а ты знаешь, что я "попаломничала" по святым местам достаточно) -
исполняется главная заповедь... поэтому и остальное "споспешествует во благая"...
СПАСИБО за отзыв. Здравствуй, Лизонька! всегда)
Ольга Ролич 20.04.2010 10:42 Заявить о нарушении