Сеть

Складки выглаженного белого халата неприятно шуршали при ходьбе. Пытка для обострённого слуха вымотанного врача. Страницы кожаной записной книжки переворачивались со скрежетом, как несмазанные двери. Он пытался успокоиться, повторяя, что однажды бросит к чертям работу, провинциальный городишко и заживёт новой жизнью. Потом делал глубокий вдох и возвращался в реальность. Он никуда не уйдёт. Маленькая больница отняла пятнадцать лет жизни. Слишком много, чтобы пытаться изменить опостылевшую реальность. И куда возьмут психиатра его возраста? В такую же психбольницу, с невыносимо белыми стенами, будто они выскоблены вместе с краской?
Когда он подошёл очередной к двери, то ощутил смутное беспокойство. Тишина. Совсем не так ведут себя люди, попавшие сюда за убийство. Доктор сглотнул подступившую слюну, и нажал на железную ручку.

Помещение ему не ново. Их немного здесь, в маленькой больнице. Буйных пациентов чаще отправляют в крупные города, где за ними возможен лучший уход. Этого тоже поместили на время. Пока не подыщут место в столичной клинике.
Врач посмотрел на пустые страницы. Вряд ли они заполнятся больше чем на треть – отчётность формальна, и никто не станет читать его рекомендации и уточнения.
Он не знал, кого увидит в центре комнаты, поэтому смотрел с лёгким любопытством, а взгляд машинально подмечал детали.
Волосы тёмные. Рваная чёлка закрывает глаза. Ухо проколото несколько раз. Лицо закрывали слипшиеся пряди, а смирительная рубашка надёжно привязывала к стулу.
Мужчина поднял взгляд, и доктор понял, что слухи, ходившие по больнице несколько дней, оказались правдивы. Молодой парень, лет двадцати пяти, не больше. Раньше, врач удивился бы, но сейчас им безраздельно властвовали два качества хорошего психиатра – безразличие и плохая память.

- Здравствуйте, пациент. - Парень промолчал, только криво усмехнулся углом рта, и сел прямее.
- «Ещё не привык. Думает, что если сохранять спокойствие, то избежит самого страшного. Все так считают». – Флегматично пронеслось в голове у доктора. Он присел на табурет подальше от пациента и достал ручку. Сделал несколько пометок о состоянии больного, выполняя ненужные формальности.
- Как ваше имя? – Спросил он, не отрываясь от записей.
- Я не помню. – Психиатр поднял усталый взгляд из-под очков в роговой оправе. За время работы чего он только не слышал. В том числе и такие отговорки.
- И как мне вас называть? – Спокойно произнёс он, ища в листах имя больного.
- Stray. Просто Stray. Странник, путник, и всё в этом роде. Это был мой ник в Сети. – Ответил парень, пытаясь откинуться на спинку стула. Снисходительная улыбка выразилась чётче.
- Как скажите. – Пожал плечами врач, фиксируя что-то в блокноте.
- Что вы хотите от меня услышать? – Резко спросил парень, прилагая нечеловеческие усилия, чтобы наклонится вперёд. Вблизи, его лицо выглядело ужасно: всклоченные волосы, висевшие сосульками на лбу, чётко очерченные скулы, и безумные глаза. Для неподготовленного человека зрелище не слишком приятное. Доктор же привык видеть нечто и похуже.

- Для начала, за что вы попали сюда. – Неспешно протянул он. Пациент усмехнулся краем рта.
- Вас всех это интересует. Вас, главврача, и этих глупых санитарок. – Последнее слово он выплюнул с шипением. – Они носились вокруг меня, как идиотки, охая и гадая, за что же меня повязали. Я чуть не откусил одной из них ухо, когда она наклонилась слишком близко. – Врач автоматически писал что-то, и, не отрываясь, смотрел на пациента. Из-за ослабленного зрения у него обострился слух, и теперь, звуки, издаваемые молодым человеком, напоминали ему расстроенную гитару. И змей. Он с детства их ненавидел.
- Может быть, тогда вы раскроете нам эту тайну? – Спросил психиатр, стараясь, чтобы голос звучало обыденно и спокойно. Stray со смехом откинулся назад, и протянул:
- Я убил её. Слышали? Я её убил. Они сочли, что я сумасшедший. – Закончил он, давясь от хохота. Врач наблюдал за ним, думая, что его поведение не похоже на то, с чем ему приходилось сталкиваться раньше. Многие преступники вели себя дерзко, но, как специалист, он чувствовал их страх. Этот парень не боялся.
-  Расскажите мне о своём детстве.- Задал он стандартный вопрос, переворачивая страницу. Лист бумаги резанул по пальцу, и на белых строчках выступило алое пятно. Доктор с непониманием смотрел, как оно растекается по бумаге, и слушал смех пациента.

- Моё детство? – Выдохнул Stray, отдышавшись. – Что вы хотите услышать? Слезливую историю про задушенного щенка или котёнка? Или про родителей-алкоголиков, которые не уделяли мне должное внимание, и я пошёл по кривой дорожке? Не надейтесь. У меня была нормальная семья. И плевать, что я их не любил. – Психиатр слушал его, забывая делать пометки в записной книжке, забывая, что нужно что-то говорить в ответ.
- Вы когда-нибудь пробовали сбегать от судьбы, без конца переезжая в разные города? Я убегал три раза. Разные концы страны, стороны света. Это обман. Ничего не изменится, человек не станет другим, сменив место. – Отрывисто сказал парень, прикрыв глаза. Его жестикуляцию ограничивала рубашка, но руки отчаянно стремились откинуть волосы назад.
- И тогда вы решили скрыться в Сети? – Произнёс врач, вспоминая ходившие слухи.
- Нет. Я пытался сделать это давно. Назовите мне современного человека,не проводящего в Интернете хотя бы час в день. – Усмехнулся Stray. Углы рта презрительно кривились, портя и без того непривлекательное лицо.
Психиатр кивнул в ответ. Это проблема не нова. Многие дети уходят в виртуальную жизнь чуть ли не с пелёнок, и потом сложно вернуть их назад. Они терялись там. Огромное ничейное пространство, полная вседозволенность и анонимность. Наркотик для  подростков. Но он-то давно прошёл переходный возраст.
- Что вы искали там? – Доктор отложил ручку и внимательно посмотрел собеседнику в глаза. – Свободу? Любовь?

- Жизнь. – Тяжело выдохнул парень. Врачу показалось, что где-то рядом находится кузнечный горн. И меха, которые раздувают пламя. – На это подсаживаешься постепенно, как увязаешь в паутине. Вначале, развлечение, возможность быть кем угодно, затем – растворение в электронном пространстве. Вы даже представить себе не можете, каково это, быть частью Сети. Настоящей, исчезнувшей среди миллионов битов и байт. – Говорил Stray, задыхаясь. Доктор узнал тяжёлое дыхание, прерывающееся на каждом вдохе. Курильщик со стажем, который привык к запаху никотина больше, чем к воздуху. – Когда реальная жизнь становится такой же бледной и ненужной, как для кого-то виртуальная. Вы просыпаетесь с мыслью, что скоро вечер, и засыпаете, думая, что уже утро. Иногда, не спите вообще, без конца путая день с ночью. Я не помню чисел, дней недели, и даже год.
- На что же тогда вы жили? – Спросил врач, незаметно щипая себя за запястье. Голос его собеседника увлекал. Убеждал в чём-то.
- В Интернете тоже можно найти работу. – Парень посмотрел на него из-под спутанных волос. – Я вёл электронные блоги. На разных сайтах, под разными никами, и отыгрывал придуманные образы. Циник, романтик, пафосный философ, всего не перечислишь. Это интересно, писать о том, чего не было никогда. Популярность пришла быстро. И мне платили за размещение рекламы. Хорошие деньги. Особенно, если учитывать, что в современных условиях, с помощью Интернета можно всё. Я не был на улице два года. – Спокойно закончил Stray. Психиатр мрачнел, и всё пристальнее вглядывался в безумные тёмные глаза молодого человека. Есть в них что-то, чего он не видел у других пациентов. Только что?
- Теперь, вы расскажете, за что попали сюда? – Медленно произнёс он. Собеседник рассмеялся, но тут же начал кашлять. Сказывалась нехватка никотина. Доктор сам курил, хоть и никогда не обсуждал это с больными.

- Вы хотите всё услышать? Хорошо. Я познакомился с ней в Сети. На одном из дневников, в любимом образе циника. Ей нравились мои мысли, моя философия, марка моих сигарет и парфюма. Я предложил ей встречаться по Сети, и она согласилась. Я её не любил. И она меня тоже. Удобные отношения, которые ни к чему не ведут, и ни к чему не обязывают.
Однажды, выпив, я пообещал приехать к ней, чтобы она смогла увидеть меня в живую. – Stray остановился, усмехаясь. – У неё было очень смешное имя. Лена. Никогда оно мне не нравилось.
Я приехал. По правилам первого свидания, с букетом цветов и парой билетов в ночной клуб. Ждал её на вокзале, но Лена не пришла. А затем, я увидел, что она сидит в кафе с каким-то парнем, и целует его.
Наши отношения для меня ничего не значили. Она – ещё меньше. Но я жил сетевой надеждой, искусственным плодом цивилизации. А она портила всю игру. Всесильный там, и никто здесь, забавная открывшаяся правда, не так ли? Я впервые вышел на улицу за два года, чтобы понять, что в Сети всё было проще.
Я её выследил. Шёл за ней до квартиры. Хотел поговорить, наорать на неё, потребовать извинений, или что там ещё делают обманутые влюблённые. Но, когда она развернулась, и я увидел лицо той, что писал письма каждый день… - Он замолчал на минуту, собираясь с мыслями. – Я задушил её.

На этом, можно было бы закончить, но вам ведь нужна мораль, верно? Я был частью Сети. Лучшего, вы не испытаете за всю свою жизнь. За вашу обыденную, опостылевшую и ненавистную жизнь, за которую вы так цепляетесь. – Stray прошипел последние слова, откидываясь на спинку стула. Врач ошеломлённо смотрел на молодого человека, и чувствовал, как пульс бьётся в два раза чаще.
- Но… Вы же не сумасшедший! – Потрясённо выдал он то, что видел в глазах парня на протяжении нескольких часов. Разум. Чёткое понимание. Пациент улыбнулся, откинув голову назад.
- А это уже другая мораль. И она не для вас со мной.


Рецензии