Георгиевский кавалер

   У моего  дедушки   был  двоюродный  брат.Звали  его  Арон.Жили  они  в соседних  домах.  Дядя  Арон  был  мужчина  Героический.  В   руско-японскую  войну  он   воевал  в  пехотном  полку. В сражении  под  Мукденом  Арон  совеншил   ратный  подвиг: под  сильным  огнём  японцев сам  раненный  вынес  с поля  боя   тяжело  раненного   капитана-комндира роты. В  госпитале  у него началась  гангрена  и врачи  отрезали ему  ногу. За  героизм  Арон  был  награжден   солдатским  Георгиевским  крестом  и медалями.Вернувшись  домой ,он не  опустился,не  потерял  чувства   собственного достоинства  и даже юмора..»Мы  живём  как  надо,но  не  так, как  бы   хотелось»-любил  говорить  он. Боевая  солдатская  награда  - георгиевский  крест  высоко  ценилась   России.Её  облодателей  уважали,какой  бы национальности  они не  были.Дядя Арон  был известной   личностью. Мама  и её  брат Давид  любили  наблюдать,как  он, припадая  на  свою  левую деревянную  ногу,.гордо   шёл  по  местечку  и как  офицеры,стоящего  по соседству  полка, при  встрече  отдавали  ему  честь, а  он снимал  картуз   и  почтительно  кивал  им головой. Такой  закон  был  в  империи-офицер  при  встрече  с георгиевским  кавалером  обязан  был  приветствовать  его.Дядя  Арон  довольно  успешно  защищал  соплеменников   перед  органами  власти.Все  недоразумения  решал по-справедливости.    «Сейчас  в  нашем  местечке  все  кому  не   лень,дают  умные  советы.Вот  вам  полезный совет  : не  советуйте! Потому,что  сколько  евреев ,столько и мнений,а ,значит, и советов.Дай  языку волю ,так  он изо  рта  выпрыгнет»-такими  словами  он   мирил  поссорившихся   соседей. Маленькую  племянницу  Аню  полненькую,кудрявую,шуструю  дядя  Арон  особенно  любил.Он сажал  её  на колени   ,ласково  гладил  по волосам,рассказывал  сказки  и забавные  истории.  Дядя  Арон  любил  выпить  и никто  не  осмелился  ему  сказать,что  у  евреев  пить  не  принято.А  выпив,он  пел  на  русском  языке  солдатские  песни  и  плакал.И  тогда   все  замолкали. а  раввин  говорил:» Не  мешайте  ему.Он  вспоминает  своих  погибших  товарищей.Да  продлятся  его  дни  до  120  лет»  На что Арон  отвечал:»Старости боятся  все,но  до глубокой  старости  дожить  никто  не  против»После  убийства   примьер-министпа России  А.Столыпина в  Киеве в 1911г,волна  еврейских  погромов  прокатилась  по  всей  империи  и  особенно  по Украине,где  было  большенство   еврейских  поселений. Не  избежал  погрома  и посёлок, в котором  жили   дедушка и его  двоюроднчй  брат.В  погромах,  в  основном,  участвовали   деклассированные  элементы:чернорабочие,лавочники,мелкие  торговцы  и крестьяне  окрестных  деревень-все  охотники  до  чужёго  добра.Вначале  погромы  носили  довольно стихийный   и  малоорганизованный  характер.Они  заключались  в  прохождении  толпы  с  антиеврейскими  криками  и бросанием  камней  в окна  еврейских  домов,лавочек,ларьков,мастерских и других  торгово-производственных  точек,а также  избиении,попавших  под руку  стариков, женщин  и детей.В  такие  моменты  дядя  Арон  выходил  к воротам  дома  и  стоял,опираясь  на  толстую  палку.Толпа,увидав  его  решительный  вид, георгиевский  крест  и медали,замолкала  и  спокоцно проходила  мимо ,  не совершая  никаких  пакостей. «Вот  односельчане-соседи  наши,стоят  и смотрят  спокойно,как  нас  бьют.Потому что  нейтралитет  соблюдается,пока  бьют  других»-говорил  дядя  Арон.В кругу  односельчан-евреев  он  возмущался:  « Погромщики   дали  определение  погрому кричат,что  евреи  пьют  кровь  хоистианских  младенцев.Какая  гадость!Какая  дикость! Интересно,из  какого  пальца   они   высосали  эту  идиотскую  глупость?» Офицальная пресса,ученные социологи  дали  определение  погрому:»Еврейский  погром- массовая  насильственная  акция,совершаемая  частью  общества  по  отношению  к  евреям, как  национальному  и религиозному  меньшенству.Погромы  возникают  на  почве  длительной  религиозной,социальной,национальной  нетерпимости,кровавых  наветов  на  евреев  в местах  тесного  проживания  разных  социальных  групп, с целью  мести,убийств, насилий  над  личностью, грабежей,поджогов, уничтожения  имущества»  . Арон,конечно,  не  знал  этого  научного  определения  погрома.Он  погром  определял  своей  меркой:»Погром,это   когда  богатые  натравляют  бедных  на  евреев.Потому  что  бороться   с  бедностью  бедных  значительно  труднее  ,чем  убить  и  ограбить   беззащитного  еврея»- говорил  он.»Среди  погромщиков  есть  люди, которым  больше  нечего  терять,поэтому  они  теряют  последнее,что  у  них  осталось-совесть  и  терпение.Такие  люди  понимают  только  кулак,плеть,силу  и  с  ними  надо  бороться  беспощадно»-добовлял  он,находясь  среди  взволнованной,возбужденной  толпы  односельчан.От  погромов  постродали  несколько  домов,стоящих  на  окраине  местечка.Арон  смтрел  на пустые  глазницы   выбитых  окон,сорванные разломанные рамы,  на  двор покрытый  пухом  выпотрашённых  подушек  ,обломками  стекла и  обрывками  одежды.В  такие  минуты  он  вспоминал  солдат  своей  роты,которые,рискуя  жизнью,выручали  своих  товарищей,выносмли  раненных  с поля  боя.»Почему  человек,ослеплённый  ненавистью,чуя  добычу,становится  волком? А с влками  жить-по волчьи  выть»-думал  он.Будем  защтщяться, не  дадим  убивать  и  грабить  наших  людей «-решил  он.  И  тогда  Арон  смекнул  создать  отряд  самообороны.  «С  годами  я  начинаю  понимать , что  в этой  жизни  ничего не  понимаю,потому  что  жизнь-паутина.Скажи мне Мойсей!Кто  в ней  муха, а  кто –пук?Но   мухой  я  никогда  не  буду»-  жаловался  он  брату.  Он собрал  всех  евреев-мужчин  местечка  в  возросте  от   18  до  40  лет.По его  приказу  они  изготовили  палки,колья,дубины.Арон  разбил  их  на  десятки  и  назначил  старшего  в  каждой  десятке.Установил  место,где  все  должны  были  собираться  по   условному  сигналу.Сигнал  передовался  через  быстрых,шустрых,смышленых  местечковых  мальчишек.А   потом  он  приступил  к  обучению   отряда  самообороны:  как  держать  строй, как  наносить  удары  самодельным  оружием.  «Держаться  надо  плотной  массой   ,кучно.В  бою  не  разбегаться,соблюдать  строй.Как   только  строй  нарушиться,ситайте-вы  проиграли  бой.Бейте  безжалостно  со  злостью,никакой  пощады,но  не убивать»-  учил  он  Послн  нескольких  тренировок  Арон  понял,  что  из  этой  кучки  запуганных,жалких,беззащитных  людей  получилась  внушительная  сила,смгущая  постоять  за  честь   свою  и  достоинство.  Арон  понимал: погромы  в  болших  городах  кем-то  предварительно  организованы,устроены  умышленно  и  в  течении  нескольких  дней  не  встречают  противодействия  со  стороны  местных  властей.А  погромы  в  небольших  местечках-  это  отголоски  событий  в  больших  городах  и  здесь  не  может  быть   такой  организованности,как  там. Здесь   больше  стихии.Поэтому  с  погромщиками   в  местечке  будет  легче.Его  прогнозы  подтвердились.  В  очередной  раз  пьяная  толпа,  вооружённая кольями,палками,камнями  с  криками  « Бей  жидов!»,с  шумом  шла  по  улице  посёлка.Местных  жителей  в  толпе  почти  не  было. А на   встречу  ей  вышел    организованный  еврейский  отряд  в  плотном  строю,  напоминавшем  знаменитое  каре,ощетинившись  палками,дубинами  ,кольми  Драка была  короткой.Пьяная  толпа  за  несколько   минут  была  рассеяна  и разбежалась.  После  этой  драки  погромы  в их  местечке   прекратились   надолго.И   тогда  люди  поняли,когда  они  дружны,когда  они  вместе,они-сила.И  ещё  они  поняли: у  них  появился  настоящий  предводитель  георгиевский  кавалер,которого   звали  Арон.


Рецензии
Вместе сила, порознь - так - пустое место. Владимир Шевченко

Владимир Шевченко   30.07.2010 11:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.