Георгиевский кавалер
У моего дедушки был двоюродный брат.Звали его Арон.Жили они в соседних домах. Дядя Арон был мужчина Героический. В руско-японскую войну он воевал в пехотном полку. В сражении под Мукденом Арон совеншил ратный подвиг: под сильным огнём японцев сам раненный вынес с поля боя тяжело раненного капитана-комндира роты. В госпитале у него началась гангрена и врачи отрезали ему ногу. За героизм Арон был награжден солдатским Георгиевским крестом и медалями.Вернувшись домой ,он не опустился,не потерял чувства собственного достоинства и даже юмора..»Мы живём как надо,но не так, как бы хотелось»-любил говорить он. Боевая солдатская награда - георгиевский крест высоко ценилась России.Её облодателей уважали,какой бы национальности они не были.Дядя Арон был известной личностью. Мама и её брат Давид любили наблюдать,как он, припадая на свою левую деревянную ногу,.гордо шёл по местечку и как офицеры,стоящего по соседству полка, при встрече отдавали ему честь, а он снимал картуз и почтительно кивал им головой. Такой закон был в империи-офицер при встрече с георгиевским кавалером обязан был приветствовать его.Дядя Арон довольно успешно защищал соплеменников перед органами власти.Все недоразумения решал по-справедливости. «Сейчас в нашем местечке все кому не лень,дают умные советы.Вот вам полезный совет : не советуйте! Потому,что сколько евреев ,столько и мнений,а ,значит, и советов.Дай языку волю ,так он изо рта выпрыгнет»-такими словами он мирил поссорившихся соседей. Маленькую племянницу Аню полненькую,кудрявую,шуструю дядя Арон особенно любил.Он сажал её на колени ,ласково гладил по волосам,рассказывал сказки и забавные истории. Дядя Арон любил выпить и никто не осмелился ему сказать,что у евреев пить не принято.А выпив,он пел на русском языке солдатские песни и плакал.И тогда все замолкали. а раввин говорил:» Не мешайте ему.Он вспоминает своих погибших товарищей.Да продлятся его дни до 120 лет» На что Арон отвечал:»Старости боятся все,но до глубокой старости дожить никто не против»После убийства примьер-министпа России А.Столыпина в Киеве в 1911г,волна еврейских погромов прокатилась по всей империи и особенно по Украине,где было большенство еврейских поселений. Не избежал погрома и посёлок, в котором жили дедушка и его двоюроднчй брат.В погромах, в основном, участвовали деклассированные элементы:чернорабочие,лавочники,мелкие торговцы и крестьяне окрестных деревень-все охотники до чужёго добра.Вначале погромы носили довольно стихийный и малоорганизованный характер.Они заключались в прохождении толпы с антиеврейскими криками и бросанием камней в окна еврейских домов,лавочек,ларьков,мастерских и других торгово-производственных точек,а также избиении,попавших под руку стариков, женщин и детей.В такие моменты дядя Арон выходил к воротам дома и стоял,опираясь на толстую палку.Толпа,увидав его решительный вид, георгиевский крест и медали,замолкала и спокоцно проходила мимо , не совершая никаких пакостей. «Вот односельчане-соседи наши,стоят и смотрят спокойно,как нас бьют.Потому что нейтралитет соблюдается,пока бьют других»-говорил дядя Арон.В кругу односельчан-евреев он возмущался: « Погромщики дали определение погрому кричат,что евреи пьют кровь хоистианских младенцев.Какая гадость!Какая дикость! Интересно,из какого пальца они высосали эту идиотскую глупость?» Офицальная пресса,ученные социологи дали определение погрому:»Еврейский погром- массовая насильственная акция,совершаемая частью общества по отношению к евреям, как национальному и религиозному меньшенству.Погромы возникают на почве длительной религиозной,социальной,национальной нетерпимости,кровавых наветов на евреев в местах тесного проживания разных социальных групп, с целью мести,убийств, насилий над личностью, грабежей,поджогов, уничтожения имущества» . Арон,конечно, не знал этого научного определения погрома.Он погром определял своей меркой:»Погром,это когда богатые натравляют бедных на евреев.Потому что бороться с бедностью бедных значительно труднее ,чем убить и ограбить беззащитного еврея»- говорил он.»Среди погромщиков есть люди, которым больше нечего терять,поэтому они теряют последнее,что у них осталось-совесть и терпение.Такие люди понимают только кулак,плеть,силу и с ними надо бороться беспощадно»-добовлял он,находясь среди взволнованной,возбужденной толпы односельчан.От погромов постродали несколько домов,стоящих на окраине местечка.Арон смтрел на пустые глазницы выбитых окон,сорванные разломанные рамы, на двор покрытый пухом выпотрашённых подушек ,обломками стекла и обрывками одежды.В такие минуты он вспоминал солдат своей роты,которые,рискуя жизнью,выручали своих товарищей,выносмли раненных с поля боя.»Почему человек,ослеплённый ненавистью,чуя добычу,становится волком? А с влками жить-по волчьи выть»-думал он.Будем защтщяться, не дадим убивать и грабить наших людей «-решил он. И тогда Арон смекнул создать отряд самообороны. «С годами я начинаю понимать , что в этой жизни ничего не понимаю,потому что жизнь-паутина.Скажи мне Мойсей!Кто в ней муха, а кто –пук?Но мухой я никогда не буду»- жаловался он брату. Он собрал всех евреев-мужчин местечка в возросте от 18 до 40 лет.По его приказу они изготовили палки,колья,дубины.Арон разбил их на десятки и назначил старшего в каждой десятке.Установил место,где все должны были собираться по условному сигналу.Сигнал передовался через быстрых,шустрых,смышленых местечковых мальчишек.А потом он приступил к обучению отряда самообороны: как держать строй, как наносить удары самодельным оружием. «Держаться надо плотной массой ,кучно.В бою не разбегаться,соблюдать строй.Как только строй нарушиться,ситайте-вы проиграли бой.Бейте безжалостно со злостью,никакой пощады,но не убивать»- учил он Послн нескольких тренировок Арон понял, что из этой кучки запуганных,жалких,беззащитных людей получилась внушительная сила,смгущая постоять за честь свою и достоинство. Арон понимал: погромы в болших городах кем-то предварительно организованы,устроены умышленно и в течении нескольких дней не встречают противодействия со стороны местных властей.А погромы в небольших местечках- это отголоски событий в больших городах и здесь не может быть такой организованности,как там. Здесь больше стихии.Поэтому с погромщиками в местечке будет легче.Его прогнозы подтвердились. В очередной раз пьяная толпа, вооружённая кольями,палками,камнями с криками « Бей жидов!»,с шумом шла по улице посёлка.Местных жителей в толпе почти не было. А на встречу ей вышел организованный еврейский отряд в плотном строю, напоминавшем знаменитое каре,ощетинившись палками,дубинами ,кольми Драка была короткой.Пьяная толпа за несколько минут была рассеяна и разбежалась. После этой драки погромы в их местечке прекратились надолго.И тогда люди поняли,когда они дружны,когда они вместе,они-сила.И ещё они поняли: у них появился настоящий предводитель георгиевский кавалер,которого звали Арон.
Рецензии