Менталитет

Семинар. Международный. Вот опять «вести себя», «не позорить страну». С улыбкой вспомнил прошлый семинар. Лёха – вот где дебошир, бабник и пьяница. Семинар каждый год в разных странах. На этот раз – Хорватия. Организуют швейцарцы. Аккуратные, толковые ребята. Знаю много слов из разных иностранных языков, а толком – ни один. Опять нужно брать переводчицу. Леночка…умница, красавица…замужем. На чужой каравай, рот не разевай…

 В аэропорту нас встречают. Некоторое время ждём прилёта Лёхи. Семинар обещает быть весёлым. А вот и Лёха со своей переводчицей Оксаной. В отличие от меня, он с ней спит, а ведь она тоже замужем…Лёха уже сильно под шафе. После процедуры объятий и радостного повизгивания , загружаемся в машину. Стоим…Лёха:
- Шеф, кому стоим, трогай!
Водитель что-то лопочет и показывает на нас, сидящих на заднем сидении. Леночка поясняет:
- Он говорит, что пока все трое сзади не пристегнутся, мы никуда не поедем.
Начинаем пристёгиваться. Поскольку, делаем мы это первый раз в жизни, на это уходит некоторое время и большое количество Лёхиных комментариев, по поводу национальности водителя. По мнению Лёхи, водитель явно с нашего крайнего севера, а мы не олени, чтоб нас запрягать.

 Семинар ведёт швейцарец: господин Джек. Мне он напоминает пирата. Пронзительный взгляд и резкие движения. Джек читает фразы на английском, потом повторяет на немецком. Я перевожу Лёхе на ухо шёпотом. Девчонок мы отпустили по магазинам. Джек пронзительно смотрит на нас. В перерыве, он подходит и ехидно говорит:
- Только русские приезжают на семинары с девушками, причём, красавицами. Вроде, переводчицами. Потом, прекрасно без них обходятся на семинаре. Всегда быть в сопровождении красивых девушек – это русская традиция?
Вот жук!
- А Вам так нравятся наши девушки?, - спрашиваю.
- Вау!
Лёха теребит меня за рукав:
- Чего этот олень хочет?
- Да, девчонками нашими восхищается.
- Я ему щас рога пообломаю, - начинает быковать Лёха.
- Остынь, пошли лучше покурим.
На крыльце роскошного стеклянного офиса курят ребята из разных стран. Важные венгры, румыны – пленные по жизни, чехи и болгары – эти нормальные, как мы…или не нормальные? Болгары смотрят на Лёху и смеются.
- Вы чего?- спрашиваю.
- А мы его в прошлом году трезвым не видели, и в этом – тоже!
- Да ладно вам, братья болгары!
Услышав «братья болгары», они переглянулись и потащили нас за угол.
- Куда?
- Это вам, братья русские!
Открывают бутылку, достают стаканчики.
- А что это?
- Ракия. Водка из виноградной лозы!
Приятно, когда к тебе так относятся, хотя, такое отношение к русским завоевали ещё наши прадеды, когда от турок их освободили.

 После обеда экскурсия по городу. Для меня с Лёхой – отдых после семинара, для девчонок – отдых после шопинга.
 Старый город. Интересная история. Сказки про королей, принцев и принцесс – всё это было тут. Если взять современный город, а каждый район сделать королевством со своим королём – получится то, что было тут когда-то.  Причём, воевали между собой всю неделю, а на выходных устраивали перемирие и торговали. Потому, рыночная площадь одна, общая на все королевства.
Кладбище. Почему достопримечательность? А оно тоже общее… Для людей всех вероисповеданий! Людей, которые убивали друг друга во время гражданской войны в Югославии, хоронили рядом, на одном кладбище… Странные традиции.

 - А вот это средневековая аптека. Тут всё сохранилось в первозданном виде. Желающие могут пройти внутрь, - отработанным голосом сказала экскурсовод.
Я не удержался:
- Только, ничего не покупайте! Срок годности лекарств истёк ещё в средние века!
 Все недоумённо посмотрели на меня. Леночка перевела. Ребята засмеялись, а у экскурсовода было явное желание покрутить пальцем у виска. Что-то меня насторожило… Лёха не смеялся! А где он вообще??? Пропал!!!
Лёху нашли минут через 10 в маленькой кафешке в очереди за пивом:
- Так и сдохнуть можно! Чуть нашёл, где пиво продают!
- А сказать было нельзя? Тебя ищут все!
- Я думал быстро, а тут – не один я такой страждущий!

 Экскурсия продолжается… Мимо нас проходят две местные девушки: жгучие брюнетки с небесно-голубыми глазами. Ребята сворачивают шеи. Потом, кивают нам с Лёхой, типа, поддержите восхищение. Лёха увлечённо потягивает пиво из банки, видимо, пункт «по бабам», у него в плане ещё не наступил. Я не в восторге, что всё-таки, придётся нянчится с Лёхой, опять набухается, а друга же не бросишь. Смотрю на брюнеток, при этом, не забывая краем глаза следить за реакцией Леночки и Оксаны, делаю каменное выражение лица и торжественно, как клятву, произношу:
- Русо туристо – облико морале!
Эта фраза не нуждалась в переводе. Всех подкосил смех, в том числе, и экскурсовода. Похоже, главной достопримечательностью экскурсии становились «эти русские».

 Последним пунктом экскурсии была ратуша. Огромная ратушная площадь. Великолепная высоченная ратуша! Я засмотрелся… А зря! Лёху как корова языком! Благо, я знал где его искать. Всё та же кафешка с пивом. Бегом!
- Ты чего? Опять пива захотел???
- Нет. Я в туалет захотел, там нигде не было, а тут рядом, я его видел, когда пиво искал.
- Сходил??
- Да. И вот решил ещё пива взять. Чтоб два раза не бегать…

 Все уже сидели в автобусе. Лёха заглянул в автобус:
- Пацаны, момент, ща докурим и поедем.
Мы докурили под нетерпеливые взгляды из окна автобуса. Докурили…оглянулись…урны рядом не было. До ближайшей урны было метров 50. Мы вальяжно проследовали к урне, выкинули окурки и вернулись в автобус. Обстановку нужно было разрядить… Я поднял правую руку со сжатым кулаком и произнёс:
- Грин пис!
Автобус взорвался аплодисментами!
Еду и думаю сам себе: солидные, взрослые дядьки, бизнесмены, блин, два клоуна, твою мать… Что сейчас о нас думают? Наверное, и как этим русским удаётся быть бесцеремонными и культурными одновременно...

 Прощальный банкет, раздача слонов: каждому диплом, памятную медаль, швейцарский нож – не подделка!
На столе вино в кувшинах…красное, белое…и всё разбавлено водой. Компот, короче. Мы с Лёхой не сговариваясь встаём из за стола:
- Мы скоро…
В баре гостиницы парень с девушкой встречают нас приветливыми улыбками и не очень хорошим английским:
- Чего желаете?
Можно подумать, мой английский лучше:
- Ван батль водка.
- Сорри, ноу водка…
Лёха, сморит мне в рот, как птенец:
- Чё она?
- Всё Лёха, кина не будет…У них водки нет!!!
- Да ну на!!! Что теперь? На магазин переться?
И тут мне вспомнился Михаил Задорнов, низкий ему поклон: они тупые, они дают конкретный ответ на конкретный вопрос…
- Окей, ван батль Смирнофф?
- Йес, ок, плиз…
На стойке появляется литровая бутылка водки…
Лёха с уважением смотрит на меня и с негодованием на барменшу:
- А говорила, что водки нет! Коза!  А давай швейцарцев накачаем? Душевные ребята!
- Давай…

Банкет удался.
- Джек, смотри как нужно пить: выдыхаешь, вливаешь в рот, глотаешь одним глотком, не вдыхаешь! Бери колбасу, мясо, а лучше – огурчик, подноси к носу, вот теперь вдыхай носом. Не запивать! Тем более, не разбавлять!!!

 Прикольно слушать рассказ пьяного швейцарца на английском, немецком и французском вперемешку о жене, сыне, доме, машине. Такие же люди и такие же радости жизни… Я задумался. А как мы, русские относимся к иностранцам? Как к братьям...младшим. Покровительственно и снисходительно. Это к тем, кого когда-то успели сделать младшими братьями. А к тем, кого не успели? Так, мы их сейчас сделаем...

- Джек, спасибо за приглашение! Да, я обязательно к тебе приеду в гости! Прямо сейчас? В Швейцарию? А кто меня пустит без визы? Провезёшь меня в багажнике через границу? Ну ты уже как русский начинаешь соображать!!!

 Почему-то вспомнился пастор Шлаг на лыжах... Нелегальный переход Швейцарской границы - это наше всё!

А у меня самолёт через два часа… Лёха только завтра улетает. А где он кстати?…

 В аэропорт нас с Леночкой вёз тот же водитель, который встречал. Вдалеке от трассы виднелись разрушенные снарядами пятиэтажки. Наследие недавней войны… Меня пробило на тему дружбы народов. Водитель так расчувствовался, что донёс наши сумки до контроля и обнял меня как брата. Я его тоже. Чем не брат? Лёха ж сказал, что он с нашего крайнего севера.

-Пассажиры вылетающие рейсом на Вену, срочно пройдите на контроль! - на трёх языках разрывались динамики.
Без нас не улетят!

 Чем я не понравился контролю??? Бритый затылок? Кожаная куртка? Запах алкоголя? Сильно нетрезвая спутница? Оказалось, металлические предметы: ножик и медаль.
- Нож нельзя, запрещено.
- Это сувенир!
- Смотрите! - сотрудник безопасности выставил на стойку коробку, в которой была целая куча ножиков, маникюрных наборов и прочей металлической лабуды.
- Ок.
- А это что?
- Медаль! Моя медаль!
По моему лицу сотрудник понял, что медаль я не отдам, скорее, прикончу его, даже без ножика.
- Ок, проходите, -протянул он мне медаль.

Паспортный контроль. Тётенька посмотрела на меня, на Леночку, которая стояла за мной в очереди:
- Это Ваша жена?
-Нет…
Я некоторое время помолчал и задумчиво добавил:
- К моему большому сожалению…
Тётенька привстала, высунулась из окошка и рассмотрела Леночку. Села на место, ляпнула штамп и протянула мне паспорт с понимающей улыбкой.

 В самолёте Леночка сразу уснула. Её голова соскользнула с подголовника ко мне на плечо. Я не шевелился весь полёт, чтобы не потревожить её. Под переливающийся гул турбин в голове почему-то повторялась одна и та же фраза: …к моему большому сожалению…к моему большому сожалению…к моему…

P.S. Лёха нас не провожал...Пока я братался с Джеком, он вышел покурить на крыльцо гостиницы, увидел свадьбу и посчитал своим долгом лично поздравить жениха и невесту...На следующее утро его привезла к гостинице машина, из окон которой торчали национальные флаги и автоматные стволы... С почестями, положенными самому дорогому гостю на свадьбе...


Рецензии
А что за семинар? И как там - быстро забыли гражданскую войну католико-мусульман с православными?

Петр Евсегнеев   05.04.2010 20:19     Заявить о нарушении
Семинар международной структуры а области автобизнеса. Каждый год проводится в оной из стран - участниц.
Войну там никто не забыл. На тот момент, на всех окнах домов висели наружные металлические жалюзи, которые закрывали на ночь. Из-за горы ещё работали снайперы. Вот такая у них традиция: рыночная площадь и кладбище - общие и зоны перемирия.

Макс Фадеев   06.04.2010 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.