От винта - взлетаем
Дело было ещё при социализме, поэтому и названия из тех-же времён.
Городок был очень мал и единственной достопримечательностью его являлся огромный, необычно красивый, построенный из красного кирпича замок графа Шереметьева, что гордо стоит на диком берегу великой реки и до сих пор изумляет проплывающих мимо зрителей своим загадочным величием.
Как, кто, какими силами и средствами построил эту «жемчужину» архитектуры позапрошлой эпохи?
Откуда, на какие миллионы денег, чьими руками двести лет тому назад удалось возвести эту летнюю резиденцию великого человека – всегда всплывала мысль у любого, кто в изумлении, не отрывая взгляда – любовался необычным творением предков.
Но наш рассказ не об этом, а вовсе о другом.
Юринский район маленькой республики являлся самым забитым, самым отдалённым, отрезанным реками и болотами от остальных собратьев – голимым «медвежьим» углом.
И основным средством общения Юринцев с местной столицей являлся самолёт «кукурузник» АН-2.
Как всем известно – четырёх-крылую, полубумажную летающую «этажерку» называли «кукурузником» по причине неприхотливости, вездесущности, простоты, и умения летать на сверхмалых высотах и при необходимости - иметь возможность совершить посадку на том же кукурузном поле, которое он и опылял.
А возможно это был любимый самолёт Никиты Сергеевича Хрущёва.
Но кто это знает? Кто упомнит?
Таким образом, наш летающий «колхозник» пять раз в день, с интервалом в два часа взлетал, улетал… и пять раз возвращаясь – приземлялся на маленьком Юринском аэродроме, совершая регулярные рейсы в цивилизацию.
Самолёты летали круглый год и практически в любую погоду.
А нынче у нас была весна, был месяц март, и взлётное поле уже приобрело ноздреватый, серо-снежный вид, с кое-где поблёскивающими на солнышке замерзшими лужами и проталинами.
У – у – у – у – гудит далёкая чёрная точка в небе.
У – у – у – у – летит очередной трудяга-самолёт.
В маленьком, деревянном, жарко натопленном зале ожидания местного аэропорта ожили, зашевелились будущие пассажиры, проверили синие билетики стоимостью в 3р50к и не торопясь, принялись пересчитывать свои пожитки.
Прилетевший самолёт несколько раз подпрыгнул на широких лыжах, наконец нашёл точку опоры и совершив посадку – заскользил по снегу.
Из открывшейся круглой дверцы в борту – повылазили мужественные лётчики и разминая ноги, в развалочку – зашагали в сторону аэровокзала.
Нужно отметить путевку, поболтать с начальником аэропорта и просто «пописать» чуток.
- Кхе - Кхе. Товарищи пассажиры… - прокашлялась алюминиевая колба громкоговорителя и после объявления посадки все десять обладателей авиабилетов поспешили к лётному средству передвижения.
С шутками и прибаутками народ залез в высоко-открытую дверь самолёта, вдоль клёпаных алюминиевых бортов расселся на неудобных скамеечках и сразу же разобрал гигиенические пакеты (просто так – на всякий случай).
Хлопнула дверца, в пилотской кабине защёлкали тумблеры, задвигались рукоятки и набирая немыслимые обороты деревянного пропеллера, «кукурузник» с рёвом заорал диким голосом.
У – у – у – как сумасшедший выл самолёт.
У – у – у – дрожал он всем своим телом, всем фюзеляжем – изо всех сил стараясь сдвинуться и помчаться в перед.
У – у – у – ух – ух – кх – кх – все почувствовали, что обороты стали сбавлять и наконец, очертив видимый деревянный круг – пропеллер вовсе остановился.
Открылась замусоленная оранжевая шторка и все десять пар глаз ещё ничего не поняв – с немым вопросом уставились на появившегося невесёлого бортмеханика.
Одетый в потёртую меховую лётную куртку пилот, обыденно произнёс: - Вот ведь зараза. Опять лыжи прихватило. Всем мужчинам придётся мне помочь. А то до вечера здесь будем куковать. Сколько нас тут?
Мужского населения оказалось шесть душ и после лёгкой заминки и убедительного инструктажа все нехотя повылазили на твёрдую землю.
А работа оказалась до банальности проста.
Когда приземлявшийся самолёт скользит на своих алюминиевых лыжах по снегу и льду, от трения те разогреваются, а после остановки – остывают и за полчаса ожидания на холодном ветру – намертво вмерзают в снег.
И иногда получается, что нет никакой возможности, нет никаких сил вырвать их из ледяного плена.
Но делать что-то нужно, лететь всё равно необходимо, на выручку приходит русская смекалка и при помощи Такой-то Матери – находится правильное решение.
Тяжеленной…, на огромной ручке, деревянной кувалдой - было решено обстучать лыжи, подбить под них деревянные клинья и освободить самолёт.
И работа закипела.
Кто-то махал сосновым молотом, кто-то долбил ломиком, а трое добровольцев раскачивали хвост из стороны в сторону.
Вновь заведённый двигатель с рёвом набирал всё большие и большие обороты…, здоровенная киянка всё била и била по лыже, а задняя троица всё интенсивнее раскачивала хвост «этажерки».
У – у – у – сильнее загудел страдалец.
Хр – р – хрустнул лёд и ослабил свои объятия.
Ура – самолёт чуть дёрнулся и понемногу начал двигаться вперёд.
Из своей высокой дыры в борту лётчик заорал: - Мужики…! Давай скорее залезайте…, сначала инструмент кидайте…, давай быстрее!
А «кукурузник» всё ощутимее набирал скорость.
И в испуге выпучив глаза, расталкивая друг друга руками – «ледорубы» рванули вслед удалявшейся двери.
Первый успел – ох – ох – ох.
Второй успел – уф – ф – ф.
Самолёт катился всё быстрее и быстрее.
В ужасе собрав последние силы в одном последнем броске и подхваченные за воротники дружескими руками – в спасительную дверь ввалились ещё трое героев.
Но…!!!
Стой!!! Стой!!! – заорал шестой несчастный.
Он явно не успевал…, он явно запаздывал на посадку и его законное средство передвижения - явно уходило в рейс без него.
Стой!!! А – А – А !!! Оп! – оступилась нога, бегущий мужичок споткнулся, кубарем покатился и остался лежать в грязи!
У – У – У – с прощальным приветов проревел «кукурузник» и что есть мочи понёсся вперёд – вперёд, чтобы затем подпрыгнуть и наконец, оторвавшись от земли – умчаться в небесную даль.
У – У – У – махнул самолётик крыльями и удалившейся точкой скрылся из вида.
А наш «горемыка» поднялся с земли, кое-как отряхнулся ото льда с грязью и долго одиноко стоял на взлётном поле…, очухиваясь и приходя в себя.
Да!!!
Ну и дела!!!
Что делать?
А вещи?!!
Но добрый, всё понимающий начальник аэропорта Петрович, после распития «выставленной» бутылочки водочки, пообещал посадить бедолагу на очередной рейс и уже через пару часов, наш потерпевший – вновь сидел вдоль борта следующего самолёта.
У – у – у – загудел «небесный тихоход».
У – у – у – вновь примёрзли лыжи к земле.
У – у – у – снова распахнулась оранжевая шторка пилотской кабины.
Но!!!
Никто, ни за какие коврижки, ни какими уговорами и угрозами не смог заставить сжавшегося в комок мужичка выпрыгнуть на лёд и пораскачивать алюминиевый хвост лётного средства.
На этот раз всё у них получилось.
Чудом все позалазили в дверь и весёлые и возбуждённые – полетели в свою Даль!
И лишь захмелевший директор аэровокзала с тоской во взгляде – провожал очередной «борт» в полёт.
И он когда-то сидел за штурвалом АН-2.
А отец его геройски погиб в небесном бою.
Слава вам товарищи ЛЁТЧИКИ!
Свидетельство о публикации №210040201120
А ныне мы шагнули в прошлое,
потеряв все завоеванное
Александр Скрыпник 08.09.2014 12:36 Заявить о нарушении